Агромаркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:46, реферат

Описание работы

Сельскохозяйственный маркетинг - проявляется в самых разнообразных формах хозяйствования (крестьянское, коллективное и т. д.) деятельность которых направлена не только на организацию конечной с/х, а также на реализацию конечной продукции, т.е. в данном случае сельхоз. Работник (фермер, крестьянин) является менеджером, оптовиком, заготовителем, перевозчиком, поставщиком своей продукцией.

Работа содержит 1 файл

агромаркетинг.docx

— 38.58 Кб (Скачать)

Сельскохозяйственный маркетинг - проявляется в самых разнообразных формах хозяйствования (крестьянское, коллективное и т. д.) деятельность которых направлена не только на организацию конечной с/х, а также на реализацию конечной продукции, т.е. в данном случае сельхоз. Работник (фермер, крестьянин) является менеджером, оптовиком, заготовителем, перевозчиком, поставщиком своей продукцией.

Будучи человеком производящим данные товары нам приходилось продавать  свой товар на местном рынке по смешной цене, в наше время у  большинства фермеров, т.е. для частного сектора отсутствуют сельхоз. оборудование, техника для транспортировки, следовательно, нет выхода на внешние рынки. Для достижения высокой рентабельности продвижения товара на рынке следует осуществлять действия с маркетинговыми подходами. Достигнуть высоких результатов, низкого количества безработицы, для достижения поставленных целей следует, присоединив несколько частных секторов тем самым создать коллективное хозяйство.

Особенности и  функции агромаркетинга.

Агромаркетинг отличается от промышленного, коммерческого, банковского и других видов маркетинга. Это определяется особенностями сельского хозяйства: зависимостью результатов от природных условий, ролью и значением товара, разнообразием форм собственности, несовпадением рабочего периода и периода производства, сезонностью производства и получения продуктов, многообразием организационных форм хозяйствования и их диалектикой, внешнеэкономическими связями, участием государственных органов в развитии АПК и его отраслей. Природные и экономические процессы в агробизнесной деятельности интегрируются и образуют особые условия для производства и организации маркетинга.

Первая особенность - служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.

Вторая особенность - несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга. Кроме того, такая особенность сельскохозяйственного производства, как сезонность, влияет на формы и методы агромаркетинга и делает их отличными от форм и методов промышленного маркетинга.

Третья особенность - производство сельскохозяйственных продуктов взаимосвязано и определяется основным средством и предметом производства - землей, ее качеством и интенсивностью использования. Существует также тесная связь использования земли с развитием отраслей животноводства. Все это определяет объем, ассортимент и качество продукции придает агромаркетингу определенную специфику в процессе его организации и проведения.

Четвертая особенность - многообразие форм собственности в системе АПК на земле, средства производства, реализуемый товар. Это определяет многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.

Пятая особенность - более высокая восприимчивость, адаптивность, самоорганизация и самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с другими видами маркетинга, что объясняется особенностями спроса потребителя, острой конкуренцией на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров, необходимостью быстрого приспособления системы маркетинга к государственным и другим директивным решениям вследствие многообразия конкурентных организационно-правовых форм.

Шестая особенность - более низкий уровень науки и искусства маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с другими областями, поскольку до настоящего времени не сформировалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Однако в последнее время положение начало меняться в лучшую сторону. Например, три-четыре года назад сельскохозяйственные учебные заведения приступили к подготовке специалистов по агромаркетингу.

Для эффективной деятельности на рынке сельскохозяйственной продукции  необходимо знать функции агромаркетинга, чтобы принимать научно обоснованные и оптимальные решения. Все функции  маркетинга в АПК следует классифицировать по двум критериям: содержанию и объекту  воздействия. Первые можно назвать  общими, а вторые конкретными.

Рассмотрим общие функции агромаркетинга. Управление представляет собой виды деятельности по поддержанию действия системы маркетинга в заданном направлении или по переводу в новое. Оно носит оперативный характер, поэтому включает оперативную координацию и регулирование,

Организация призвана создать  целостность, единство, упорядоченность  работы службы маркетинга. Все отдельные  системы маркетинга, объединяясь, создают  оптимально организованное целое. Так, должна сохраняться целостность  экономической, организационной, технической  и других подсистем и при этом обеспечиваться специализация, кооперация, ритмичность, синхронность и непрерывность  маркетингового действия.

Планирование определяет целевую программу; ее пропорции и обеспеченность необходимыми средствами с его помощью осуществляется планомерность производства управления и маркетинга. Составной частью данной функции является прогнозирование, программирование, проектирование. Особенно широко используется моделирование: составляются различные модели проведения маркетинговых процедур. В процессе планирования должны обеспечиваться научность, системность, единство планирования.

Прогнозирование и целеполагание обеспечивают прогноз на основе использования, экономико-математических методов, глубокого исследования реальной действительности и ее диалектики (исследование рынков, потребностей покупателей, интересов потребителей). Прогноз в маркетинговой и бизнесной деятельности имеет большое значение, потому что многие поведенческие аспекты потребителей трудно, а порой и невозможно спланировать. Но если такое прогнозирование выполнено, то далее разрабатывается целевая программа, или дерево целей маркетинговой деятельности.

Анализ - это сбор, обработка, систематизация и изучение информации, выявление отклонения от заданных программ и определение их причин, уяснение возможностей и путей ликвидации этих отклонений, сводка аналитических материалов по маркетингу, представление их руководителям и специалистам, изучение и установление путей повышения качества и эффективности маркетинговой деятельности в сложившихся условиях.

Учет и контроль - постоянная функция. Она необходима для контролирования фактического процесса маркетинга, деятельности руководителей и специалистов. Контроль должен быть всеобъемлющий, постоянный, своевременный и эффективный.

В сельскохозяйственных и  агропромышленных формированиях маркетинговая  деятельность может быть эффективной  при условии, если ею занимаются все  работники аппарата управления, а  содействуют ей все работники сферы производства. В скотоводческих предприятиях, например, функциональное маркетинговое воздействие осуществляется как руководителем предприятия, так и заведующим фермой. Вместе с работниками службы маркетинга и зоотехниками ее выполняют экономисты, технологи и т.д. Одновременно со специалистами аппарата управления маркетинговые функции осуществляют и работники сферы производства: производят продукцию необходимого качества, установленного ассортимента и создают условия для современного удовлетворения спроса потребителей.

Основные понятия  системы управления агромаркетингом.

Агромаркетинг представляет собой сложную систему, требующую регулирования и управления. Сельскохозяйственное предприятие не является самообеспечивающим, поэтому между ним и окружающей маркетинговой средой происходит постоянный обмен ресурсами и информацией. Сам факт его существования и дальнейшее выживание зависят от влияния окружающей среды. Чтобы продолжить свое функционирование, сельскохозяйственное предприятие вынуждено, с одной стороны, приспосабливаться к изменениям во внешней маркетинговой среде, а с другой - воздействовать на нее в силу своих возможностей.

Система агромаркетинга включает в себя комплекс наиболее существенных рыночных отношений и информационных потоков, которые связывают сельскохозяйственное предприятие с рынками сбыта  ее товаров.

Эти две системы (внешняя  и внутренняя) соединены несколькими  потоками. Фирма налаживает связи  с рынком и элементами его маркетинговой  среды, направляет на него информацию, продукцию сельскохозяйственного  производства и услуга, а в обмен  получает деньги и информацию, сырье, услуги и т.д. Система взаимодействия предприятия сельского хозяйства  с внешней маркетинговой средой может быть распространена и на некоммерческую деятельность.

Таким образом, основная цель управления агромаркетиигом - поддержание соответствия между состоянием маркетинговой среды и адекватной ей системой маркетинговой деятельности предприятия сельского хозяйства агромаркетинг сельское хозяйство.

В качестве управляющей системы  в процессе управления маркетингом (субъектами управления) выступают  руководство сельскохозяйственного  предприятия и его служба маркетинга. В компетенцию руководства входит следующее:

- определение сферы деятельности (растениеводство, животноводство, переработка и так далее), территориальных  границ деятельности, лица собственности  и т.д.;

- постановка общих целей  предприятия (объем производства, продаж, занятие определенной доли  рынка и т.п.);

- формирование корпоративной культуры - единой системы ценностей, норм и правил деятельности, которые должны знать и соблюдать все работники.

Агромаркетинговая среда может быть условно поделена на микросреду маркетинга предприятия и его макросреду.

Микросреда агромаркетинга предприятия сельского хозяйства  включает в себя такие элементы, с которыми оно непосредственно, каждодневно сталкивается в своей деятельности: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники (торговые посредники, организации, осуществляющие транспортировку и хранение продукции, финансово-кредитные учреждения, рекламные агентства и др.), контактные аудитории и целевые клиентурные рынки.

Совокупность факторов, оказывающих  широкомасштабное, глобальное воздействие, как на деятельность самого предприятия, так и на другие элементы микросреды - это и есть макросреда маркетинга. К ним относятся политико-правовые, экономические, научно-технические, природно-климатические, демографические и культурные факторы.

С точки зрения предприятия  сельского хозяйства маркетинговая  среда может рассматриваться  как совокупность внутренней и внешней  сред, причем первая является управляемой, об управлении второй можно говорить лишь с большими оговорками.

Основным инструментом воздействия  руководителя предприятия и его  маркетинговой службы на окружающую среду, в том числе на целевой  рынок, является комплекс маркетинга. И здесь речь идет в первую очередь  об инновационной деятельности предприятия  сельского хозяйства и планировании производственного и товарного  ассортиментов, формировании ценовой  политики, построении системы маркетинговых  коммуникаций, включающей рекламу, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта и личные продажи.

Маркетинг на предприятии сельского хозяйства - лишь часть системы менеджмента (направляющая, формирующая, но часть). Если не будут осуществляться все другие функции (управление производством, кадрами, разработка новых изделий и т.д.), то маркетинг бесполезен. Доходы предприятия, которые обеспечиваются использованием маркетинга, конечно, предполагают и нормальную его прибыльность, т.е. выручка за проданную продукцию должна покрывать все затраты и давать определенную прибыль для его дальнейшего развития и удовлетворения самых разных иных потребностей: от уплаты налогов до создания специальных фондов. Иначе агромаркетинг неэффективен.

Хороший менеджер должен не только планировать и организовывать деятельность подчиненных, но и руководить ими так, чтобы они стремились работать лучше. Контроль означает постоянную проверку того, как данная организация  осуществляет свои цели, и корректировку  ее действий, если этого не происходит.

Не следует пугать понятия  “управление агромаркетингом” и “управление службой агромаркетинга”. Под первым понимается широкий комплекс мер стратегического и тактического характера, направленных на эффективное осуществление рыночной деятельности предприятия и достижение его основной цели:

- устойчивое и всестороннее  удовлетворение потребителей и  достижение на этой основе  нормальной доходности и прибыльности. Иными словами, нужно так управлять  исследованиями маркетинга, ассортиментной  политикой, внедрением новых товаров,  сбытом, рекламой и сервисом, чтобы  сегодня и в перспективе товары  и услуги сельскохозяйственного  предприятия охотно покупали  по ценам, обеспечивающим ему  не только возмещение всех  издержек, но и возможности нормального  развития. Таким образом, управление  агромаркетингом означает:

Информация о работе Агромаркетинг