Анализ конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

«Результатов можно достичь путем использования возможностей, а не путем, решения проблем. Сами же результаты должны происходить из использования возможностей: отыскать правильные пути и поступки и сконцентрировать на них ресурсы и усилия».
P. Drucker
Вы когда-нибудь задумывались о том, что делает перед боем хороший военачальник? Он изучает поле предстоящей битвы, выискивая все выигрышные возвышенности и опасные болотистые места, оценивает свои силы и силы противника. Если он этого не сделает, он обречет свою армию на поражение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности………………....5
Глава 2. Проведение SWOT – анализа на примере компании «Панда»……..7
Заключение……………………………………………………………………..16
Список используемой литературы……………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Текст МИ.docx

— 35.37 Кб (Скачать)

                                           Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности………………....5

Глава 2. Проведение SWOT –  анализа на примере компании «Панда»……..7

Заключение……………………………………………………………………..16

Список используемой литературы……………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Введение

«Результатов можно достичь путем использования возможностей, а не путем, решения проблем. Сами же результаты должны происходить из использования возможностей: отыскать правильные пути и поступки и сконцентрировать на них ресурсы и усилия».

P. Drucker1

Вы когда-нибудь задумывались о том, что делает перед боем хороший военачальник? Он изучает поле предстоящей битвы, выискивая все выигрышные возвышенности и опасные болотистые места, оценивает свои силы и силы противника. Если он этого не сделает, он обречет свою армию на поражение.

В бизнесе работают те же принципы. Бизнес — это нескончаемая череда мелких и крупных сражений. Если перед битвой фирма не оценит свои сильные и слабые стороны предприятия, не определит рыночные возможности и угрозы (те самые неровности местности, которые приобретают огромное значение в разгар боя), её шансы на успех резко уменьшатся.

 Для того чтобы получить  ясную оценку сил организации  предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. Именно эта технология и есть объект исследования данной курсовой работы. Предмет исследования – использование SWOT-анализа в современном бизнесе.

Действительно, сегодня интерес  к проблемам стратегического  управления обостряют неожиданные  изменения во внешней среде, требующие  быстрой и адекватной реакции  компании для поддержания и усиления её конкурентоспособности.

Внешняя среда, в которой  приходится действовать российским компаниям, становится качественно  иной: обострение конкурентной борьбы на насыщенном рынке ведет к повышению  степени его неопределенности, а, значит, появляются непредсказуемые факторы риска. Очевидно, что и приоритеты управления смещаются при этом в область управления изменениями. Именно поэтому выбранная нами тема по-настоящему актуальна.

Но на одной теории далеко не уедешь. Исходя из этого, основной целью  настоящей работы для нас является совершенствование практических навыков  в сфере маркетинговых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности

          Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

1. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.2

Соответственно, конкуренция  на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

Такое определение конкуренции  предполагает, что: участниками рынка  являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции  играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка  на стороне покупателей выступают  различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция  реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

2. Конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.3

Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую  место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

3. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.4

В этом неформальном определении  понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как  оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок  и содержит указания о характере  соперничества участников рынка, целевой  направленности и функциях конкуренции. Многофакторный характер конкуренции. Конкуренция — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от: модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок); формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации); стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке; мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; типа предпринимательских реакций на изменения на рынке; степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.

Именно конкуренция:

- оживляет рынок

- заставляет предприятия  и поставщиков ресурсов надлежащим  образом удовлетворять желания  потребителей;

- заставляет при вступлении  в ту или иную отрасль новых  фирм расширять производство  и снижать цены продукта до  уровня, соответствующего издержкам  производства;

- заставляет фирмы переходить  на самые эффективные технологии  производства;

- обеспечивает обстановку, способствующую техническому и  общественному прогрессу.5

Борьба за экономическое  выживание и процветание –  закон рынка. Конкуренция (как и  её противоположность - монополия) может  существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают  рынки совершенной и несовершенной  конкуренции. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

- на нем существует  много производителей (продавцов), каждый  из которых мал относительно  рынка в целом;

- рынок характеризуется  продуктовой однородностью, т.  е. продукты по своим характеристикам  должны быть существенно однородными;

- покупатели должны быть  хорошо информированы о рыночном  предложении;

- должен обеспечиваться  свободный вход и выход на  рынок, т. е, должны отсутствовать  рыночные барьеры;

- производители и потребители  имеют возможность формировать  независимые решения.

 

        Глава 2. Проведение SWOT – анализа на примере компании «Панда»

В этой главе мы на практике покажем суть SWOT – анализа, используя  приведенный выше теоретический  материал. Объектом исследования будет  являться фирма «Панда».

Это организация, занимающаяся компьютерной вышивкой и термопереносом. На рынке Санкт-Петербурга находится 1 год. Так как фирма появилась  в результате расширения компании «Нинта», то на данный момент специфика работы «Панды» следующая: услуги по термопереносу компания оказывает, используя собственный цех, а заказы на компьютерную вышивку выполняются в цехе «Нинты» (установка собственных швейных машин запланирована на декабрь). Исходя из вышесказанного, получаем следующую штатную раскладку. Непосредственно к «Панде» относятся: начальник предприятия, PR – специалист, программист, 2 рабочих, водитель. Но в производственном процессе также участвуют и сотрудники «Нинты»: начальник швейного цеха, программист, 5 рабочих. У обеих организаций – одни и те же учредители.

Генеральная цель организации  – выход на мировые рынки. Для  осуществления поставленной задачи руководство «Панды» планирует  следующее:

- упрочить свои позиции  на рынке Санкт-Петербурга

- выйти на рынок Финляндии

- наладить производство  на рынках других стран

Перед SWOT – анализом рекомендуется  проводить PEST – анализ. Но мы не будем  исследовать политические, экономические, социокультурные и технологические  параметры в рамках PEST – анализа. Данная позиция обусловлена тем, что по этим же аспектам дается характеристика внешнего окружения организации  в SWOT – анализе.

Итак, теперь, зная, что представляет собой рассматриваемая компания, мы можем приступить непосредственно  к исследованию.

1. Анализ внешней среды.

С экономической точки  зрения на фирму влияют следующие  факторы:

• уровень инфляции

• курс доллара

• уровень цен на пленку и нитки

• уровень развитости конкурентов

           Политические факторы, действующие  на компанию:

• отношение Правительства  РФ к региону Санкт-Петербург

• политические реформы (например, земельная, в результате проведения которой может увеличиться/уменьшиться  арендная плата)

• налоговая политика

• государственное регулирование  лёгкой промышленности

          Социальные факторы:

• модные тенденции 

• отношение людей к  качеству жизни

• реакция людей на изменение  цен

Среди технологических факторов можно выделить следующие:

• появление новых технологий в области вышивки и термопереноса (более совершенные вышивальные  машины, термопрессы)

• совершенствование программного обеспечения

Что касается, покупателей (заказчиков), то это люди 20-60 лет, проживающие  и работающие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Представители  этой категории озабочены продвижением своей фирмы, поэтому отслеживают  новые методы, использующиеся для  построения имиджа компаний. Они обращают внимание на качество продукции и  уровень цен. При принятии решений  эти люди могут опираться на существующие модные тенденции.

Поставщики – следующая  категория, безусловно, оказывающая  влияние на деятельность «Панды». Фирма  находится в большой зависимости  от них, так как пленка, нитки и  ткани – основа исследуемого производства. Важно отметить, что компаний, занимающихся производством пленок, в Санкт-Петербурге, всего 3. Поэтому все организации, занимающиеся термопереносом, работают с одними и теми же поставщиками. Для «Панды» важны стоимость, регулярность и, естественно, качество поставок.

Еще один немаловажный слой населения, воздействующий на работу фирмы  – конкуренты. Это довольно сильные, давно функционирующие на рассматриваемом  рынке организации – «Зиг Заг», «Арт Райс», «ODR» и другие. Некоторые  из них имеют более совершенное  оборудование, которое позволяет  расширить спектр предлагаемых услуг. Так, например, может осуществляться не только термоперенос, но и шелкография.

С другой стороны, на производство влияет такой фактор, как рабочая  сила. Здесь следует учитывать  высокие запросы в отношении  заработной платы и соответствующий  уровень квалификации. В городе находится  очень много студентов, которые  всегда готовы подработать. Следовательно, вакансия рабочего вряд ли будет открытой долгое время. Помимо того, сегодня  ВУЗы выпускают в большом количестве программистов, поэтому здесь тоже проблем не должно быть.

2. Анализ внутренней среды.

Мы уже начали разговор о сотрудниках предприятия. Теперь продолжим его в рамках кадрового  среза. Следует дополнить, что взаимоотношения  руководителя и остального коллектива - дружеские, но не панибратские. Так  как часть функций выполняют  студенты, то одним из способов стимулирования высокой работоспособности является повышение зарплаты.

Кадровый срез тесно связан с организационным. Здесь следует  сказать, что, несмотря на описанные  отношения в коллективе, в «Панде», конечно же, существует иерархия: руководитель – подчиненные. Еще один момент: отсутствует жесткий график работы для студентов, что позволяет  совмещать деятельность в компании с учебой.

Маркетинговый срез. Цены образуются путём суммирования стоимости исходных материалов и небольшой наценки. На данном этапе новые клиенты  появляются, благодаря обзвонке и  рекламе. Масштабные акции по продвижению  фирмы не организуются.

И, наконец, финансовый срез. Компанией ежемесячно готовятся  отчеты, показывающие, что «Панда»  работает «в плюс». С клиентами ведется  наличный и безналичный расчеты, с поставщиками – только наличный.

Учитывая влияние вышеописанных  факторов, можно выделить следующие  сильные и слабые стороны фирмы, её возможности и угрозы.

3. Сильные стороны:

• небольшой штат организации

• молодой и перспективный  коллектив

• гибкая политика руководства

• сравнительно недорогие  исходные материалы

• хорошая репутация у  клиентов

4. Слабые стороны:

• нехватка собственного оборудования

Информация о работе Анализ конкурентоспособности организации