Анализ маркетинговой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:11, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы очевидна в условиях рыночной экономики, поставившей предприятия перед необходимостью самостоятельного планирования своей деятельности с целью эффективного их функционирования. Свободная рыночная экономика, организация и управление ею не возможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.
Как разработка самих маркетинговых программ, так и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1.Сущность маркетингового анализа…………………………………4
1.1.Понятие и необходимость маркетинга…………………………….4
1.2.Роль маркетингового анализа в комплексном анализе хозяйственной деятельности предприятия……………………………6
2.Основные направления маркетингового анализа………………...11
2.1.Анализ внешней среды предприятия……………………………….11
2.2.Анализ жизненного цикла товара…………………………….....13
Заключение……………………………………………………………16
Список литературы …………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

АХД.docx

— 38.83 Кб (Скачать)

      Государство влияет на цену путем косвенных налогов  на предпринимательство, установлением  антимонопольных и демпинговых  запретов.

      Сбытовая  политика предприятия.

      Система сбыта товара – одна из важнейших  в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании несомненно увеличит прибыль компании. Одним из пунктов сбытовой политики предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара - это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке. Реализация продукции в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:

      организация процесса товародвижения требует наличия  определенных финансовых ресурсов;

      создание  оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих  знаний и опыта в области конъюнктуры  рынка своего товара, методов торговли и распределения;

      Посредники  благодаря своим контактам, опыту  и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара и  доведение его до целевых рынков.

      Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации  процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основные  направления маркетингового  анализа

2.1.Анализ  внешней среды  предприятия

      Анализ  внешней среды представляет собой  процесс, контролирующий внешние по отношению к предприятию факторы, для определения возможностей и угроз  фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам:

  • Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
  • Политические  факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.
  • Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность  для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
  • Технологические факторы.  Анализ технологической среды может, по  меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться «шоку будущего», разрушающего организацию.
  • Факторы конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в  отношении конкурентов и  отрасли,  в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
  • Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в  обществе, движение в защиту интересов потребителей).
  • Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

      Таким образом, анализ  внешней  среды  позволяет организации создать  перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в  этой среде. Для успешного функционирования предприятия руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.

      В зависимости от особенностей функционирования предприятия на основании анализа  внешней среды разрабатывается маркетинговая стратегия.

      Маркетинговая стратегия для многих предприятий  является важнейшей функциональной стратегией, поскольку она обеспечивает обоснованность рыночной направленности предприятия.

      Маркетинговая стратегия – это стратегия  промышленных предприятий, ориентированных  на рыночные ценности.

      В общем виде стратегия маркетинга состоит из четырех этапов:

  • анализ соотношения «потребитель – товар»;
  • определение общей маркетинговой стратегии в отдельных сегментах рынка;
  • создание стратегий «marketing – mix» (своеобразного маркетингового «стратегического набора);
  • совершенствование и контроль.

  Маркетинговая стратегия имеет два основных ориентира – рынок и продукт. Реализация стратегии проявляется через оперативные действия и стратегическое поведение предприятия. Предприятие двояким образом связано с внешней средой.

      Во-первых, через оперативные действия, когда  предприятие старается извлечь  выгоду из обмена товарами (деньгами) со средой. Для этого оно старается  добиться максимальной эффективности производства, установления максимально возможных цен и увеличения своей доли рынка.

      Во-вторых, через стратегическое поведение, заключающееся  в замене устаревших товаров (услуг) на новые, имеющие более высокий  потенциал прибыли в будущем. Для этого компания определяет области нового спроса, разрабатывает соответствующие продукты, развивает необходимые производственные и сбытовые способности исследует рынок и представляет на нем новые товары.

      Известно  два вида стратегического поведения:

      Конкурентное (постепенное), при котором товары и рынки развиваются по мере поэтапного внесения в них улучшений, следуя исторической логике развития самой фирмы.

      Предпринимательское (прерывистое) – изменяющее логику эволюционного процесса посредством замены технологий, коррекции внутренней структуры компании, диверсификации и интернационализации. 

2.2.Анализ  жизненного цикла  товара

 

     Изучение  колебаний объемов и продолжительности  производства того или иного продукта позволило установить, что эти  показатели изменяются во времени циклически, закономерными и поддающимися измерению интервалами. В экономической науке явление периодического колебания объемов и продолжительности производства и сбыта продукта называют жизненным циклом товара.

       Жизненный цикл товара - это время существования товара на рынке. Концепция жизненного цикла товара исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром.  В жизненном цикле продукта отражаются изменения моды, вкуса, стиля, технический прогресс, техническое и моральное старение.

     В зависимости от специфики отдельных  видов товаров, особенностей спроса на них существуют различные виды ЖЦТ, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных  фаз: традиционная модель включает отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада. Классическая модель (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени, модель увлечения описывает товар, с быстрым взлетом и падением популярности, продолжительное увлечение проявляется таким же образом, за исключением того, что «остаточный» сбыт продолжается в размерах, составляющих лишь небольшую часть прежнего объема реализации. Сезонная модель, или модель моды, имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени. Модель возобновления или ностальгии характеризует продукт, на который по истечении определенного времени спрос возобновляется. Модель провала раскрывает  обычно поведение товара, который вообще не имеет рыночного успеха.

     Структура жизненного цикла товара описывается  обычно несколькими фазами. Число  их колеблется у разных авторов от четырех до шести. Например, модель с шестью фазами можно интерпретировать следующим образом.

     После окончания фазы развития и испытаний, в которой продукт приносит лишь затраты, следует выход продукта на рынок.. Сбыт его растет медленно (пробные покупки). Инвестиции в организацию производства и сбыта велики. Постепенно все больше потребителей обращают внимание на новый продукт . Если продукт удачен, к пробным добавляются повторные покупки. В фазе роста быстро достигается зона покрытия затрат и прибыли.  

     Далее следует переход к фазе зрелости. Сбыт растет, однако темпы роста снижаются, продукт приносит наибольшую прибыль. В фазе насыщения рост сбыта останавливается, некоторое увеличение продаж возможно за счет роста населения. Прибыль также уменьшается. В фазе спада уменьшение сбыта и прибыли уже невозможно остановить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

     Анализ маркетинговой среды любого предприятия является одним из залогов успеха и процветания данной организации. Именно вовремя проведенный анализ среды может предупредить о грядущих переменах.

     Здесь также уместна народная мудрость: «Предупрежден – значит вооружен». Ведь действительно гораздо проще  и экономически выгодно предугадать  какие-то изменения в среде, нежели потом мучительно устранять негативные последствия этих изменений, или  же сокрушаться об упущенной возможности  улучшить свое положение на рынке. Тем  более это актуально в условиях нестабильной экономики.

     Таким образом, чтобы не только избежать опасностей и угроз, исходящих от рынка, но еще  и выиграть на них, перспективный  и дальновидный предприниматель  просто обязан проводить анализ маркетинговой  среды своего предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

  1. Антонова З. Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - Томск, 2007;
  2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.-М.:2005
  3. Гайдаенко Т. А. «Маркетинговое управление». Москва, 2008;
  4. Григорьев М. Н. «Маркетинг». Москва, 2006;
  5. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово - хозяйственной деятельности. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006;
  1. Савицкая  Г.В.Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2007;
  1. Черкасова И. О. Анализ хозяйственной деятельности. –Москва,2003;
  2. Чуев И.Н., Чуева Л. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности . Москва,2006;
  3. www.finansy.ru .

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности предприятия