Анализ российского рынка легковых автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:57, лабораторная работа

Описание работы

На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность — не исключение. Перспективы развития и значение автомобильной промышленности определяются тем, какое место занимает автотранспорт в транспортно-энергетической инфраструктуре государства, и его общей ролью в национальной экономике той или иной страны. Следует отметить, что страны – лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни.

Содержание

Введение3
1.1. Объем, темпы и факторы роста российского рынка легковых автомобилей. 4
1.2. Темпы роста, динамика и структура объемов производства и продаж на рынке легковых автомобилей в России. 5
1.3.Лидеры и аутсайдеры рынка 6
1.4.Основные тенденции и перспективы развития российского рынка легковых автомобилей 7
Список использованной литературы: 9
II. Сбор первичных данных. Проведение анкетного опроса. Анализ полученных результатов 10
Характеристика спроса 12
Программа проведения анкетного опроса 13
Анализ анкетного опроса. 14
Отчет о результатах исследования 18
Заключение 21
Приложения 25
1. Анкета для выявления предпочтений потребителей 25
2. Графические приложения 27

Работа содержит 1 файл

moya_laboratornaya drandrova.docx

— 490.20 Кб (Скачать)

 

Характеристика  качества продукции (по 5-ти балльной шкале)

 

Дизайн

Надежность

Безопасность

Комфортность

Комплектация

Lada  

2-3

3

1-2

2-3

1-2

Chevrolet

3-4

4

3

4

3-4

Kia

4-5

5

4-5

5

5


 

Характеристика  цен (ценовой диапазон для автомобилей типа седан)

Lada   170 – 380 тыс. руб.

Chevrolet 300 – 850 тыс. руб.

Kia   300 – 900 тыс. руб.

 

Имидж

Lada    Низкий

Chevrolet   Средний

Kia    Выше среднего

Характеристика  спроса

Объем реализованного спроса в динамике

2008 год  2897 тыс. автомобилей

2009 год  1466 тыс. автомобилей

2010 год  1904 тыс. автомобилей

Покупательские  предпочтения

Наибольшим спросом пользуются бюджетные модели, преимущественно  отечественной сборки, далее идут Chevrolet, Kia, Renault и Ford. Более всего востребованы автомобили в ценовом диапазоне до 700 тыс. руб. В то же время россияне при покупке стали исходить уже не только из ценовых критериев, но и удобства, и эстетики, как это было до кризиса. Это подтверждает неплохой рост джипов и кроссоверов, которые идеально подходят для российских дорог и климата и вместе с тем радуют глаз. Так же спросом пользуются «универсалы», их вместительный багажник позволяет соответствовать не только городскому стилю, но и загородным поездкам.

Объем и структура  неудовлетворенного спроса

Общий объем неудовлетворенного спроса составляет 35% от всего объема спроса на легковые автомобили. Можно отметить, что в структуре неудовлетворенного спроса в большем объеме (примерно 19%) преобладают импортные автомобили. Хотя в 2010 г. так же был большой ажиотаж среди отечественных моделей «Lada 2105» и «Lada 2107» за счет программы утилизации, снизившей цену данных автомобилей практически на треть, людям приходилось ожидать своей очереди по 6-11 месяцев.

Профиль целевого потребителя 

Наибольшую долю среди  всех покупателей автомобилей составляет средний класс. Его доля в российском обществе составляет порядка 25%. Это пока что меньше, чем в западном, но есть основания считать, что она увеличится при сохранении текущей тенденции. Российскому среднему классу можно дать следующую характеристику – это люди, которые благодаря своему образованию и профессиональным качествам смогли адаптироваться к условиям современной рыночной экономики и обеспечить своим семьям адекватный времени уровень потребления и образ жизни.

Программа проведения анкетного опроса

Цель опроса

Выявить потребительские  предпочтения на российском автомобильном  рынке, и отношение потребителей к лидирующим по объему продаж производителям, а также оценить марки автомобилей по их характеристикам.

Рабочие гипотезы

- У потребителей преобладает негативное отношение к отечественному производителю.

- Самыми важными характеристиками автомобиля для современного человека являются: бренд, комфортность, стильный внешний вид, а не технические характеристики.

Численность и состав опрошенных

В опросе приняли участие люди из г.Москвы и другая часть респондентов, из которых большинство студентов, а также предприниматели, служащие и другие лица.

Способы отбора опрашиваемых лиц 

Выборка была сделана исходя из соображений удобства. К  опросу привлекались все знакомые из различных сфер деятельности.

Способ связи  с аудиторией

Раздача анкет для заполнения и последующий сбор заполненных  опросных листов. Передача анкет осуществлялась преимущественно через интернет.

 

Анализ анкетного  опроса.

В опросе преимущественно  приняли участие мужчины, что  неудивительно, так как автомобили представляют для них наибольший интерес. Что касается возрастных категорий, то больше половину составляют люди в возрасте от 20 до 30 лет. Так же большинство опрошенных имеют среднемесячный доход на одного члена семьи до 45 тыс. руб., и примерно равное количество семей с доходом до 15 тыс. и от 15 до 30 тыс. руб. Достаточно низкий уровень дохода обусловлен тем, что в опросе принимали участие студенты не только Москвы, но и из другой республики, а, как известно, в регионах зарплаты на порядок ниже. Респонденты намеренно были отобраны из различных областей деятельности, чтобы получить более широкое представление о потребительских предпочтениях людей разных профессий и разного достатка.

Итак, полученные данные позволяют  нам выявить уровень обеспеченности опрошенного населения автомобилями.

Мы увидели, что лидирует премиум-бренд BMW, но почти половина автомобилей данной марки была куплена «с рук». Также в поддержанном состоянии были приобретены 6 автомобилей Mercedes и 7 Audi. Эти машины, как правило, приобретают после 3х-5ти летнего возраста, иногда и старше, когда они, соответственно, стоят на порядок ниже. Такая покупка оправдывается качеством сборки автомобилей высокого класса и, следовательно, их сроком службы. Можно сделать замечание, что мы имеем такие показатели, потому что преимущественную часть респондентов занимают люди со средним достатком до 45 тыс. руб. в месяц на 1 члена семьи, а цены на рассматриваемые автомобили значительно выше в сравнении с другими рассматриваемыми марками.

Необходимо сделать важное, на мой взгляд, замечание: владельцами  отечественных автомобилей преимущественно  являются жители региона или семьи с низким уровнем дохода.

Примечательно, что некоторые  опрошенные предпочли покупку поддержанной иномарки приобретению новой отечественной  модели, что, в принципе, сравнимо по деньгам. Это является показателем  отношения к российскому бренду.

Рассматривая результаты частоты пользования автомобилем  можно сказать, что современный  человек практически не представляет свою жизнь без этого средства передвижения. Подавляющее большинство респондентов пользуются автомобилем ежедневно. Если прибавить к результатам по этому вопросу влияние загруженности дорог на частоту пользование автомобилем, то большинство опрошенных утверждает, что для них не имеет значение загруженность дорог. Таким образом, можно утверждать, что среднестатистический российский житель предпочитает сидеть в пробке в личном автомобиле, нежели воспользоваться общественным транспортом в целях экономии времени. Осмелюсь сделать неутешительный вывод: вряд ли в России возможен переход на массовое пользование общественным транспортом или замена для ежедневных передвижений автомобилей велосипедами, как в Европе, разве что государство сумеет предложить «суперкомфортные» условия, которые, в последнее время, стали много значить для россиян.

Следующий вопрос анкеты был  предназначен для выявления мнения потребителей о российском автопроизводителя, и, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза о негативном отношении к отечественному бренду подтвердилась.

Самыми популярными критериями при выборе автомобиля стали 2 характеристики, это безопасность и надежность. Дальше мнения разделились в соответствии с доходами граждан, так, например, всем, чей доход превышает 30 тысяч, третьим критерием служит бренд, а людям с доходом в меньшую от указанной цифры сторону важнее выгодные условия приобретения автомобиля и стоимость обслуживания. Далее идут комфортность и стильный внешний вид.

По характеристикам автомобиля лидирует такой показатель как безопасность, дальше с небольшим разрывом друг от друга следуют бренд, надежность, мощность и стильный внешний вид, затем следует комфортность, комплектация, расход топлива и качество сборки, а последние места по важности для потребителя занимают устойчивость и управляемость.

Но здесь опять необходимо заметить дифференциацию в ранжировании в зависимости от доходов. В соответствии с этим фактором для одних важнее расход топлива и качество сборки, а для других – бренд и комплектация.

Для наглядности анализа последнего вопроса анкеты лучше всего будет привести таблицу со средними значениями оценки.

 

 

Дизайн

Надежность

Комфортность

Комплектация

Цена-Качество

Lada  

2

1

1,75

2

4

Chevrolet

3

2

2

2,5

3

Kia

5

3,125

4

5

4,75

BMW

5

5

5

5

3,75

Audi

5

5

5

5

4

Lexus

5

4

5

5

3,5

Mercedes

5

5

5

5

3,25

Volkswagen

4,125

5

5

4,125

4,75

Opel

3,5

3

3

3,125

3

Mazda

4

3

3,25

4

4

Toyota

3

2

3

3,25

4

Infinity

5

4

4

5

3

Nissan

3,25

3

3

2

2,5

Ford

4

3,25

4

3

4

Subaru

5

3

4

4

3,125

Volvo

4

5

4

4

5

Peugeot

3

2

3,75

3

3,5


В принципе, как и следовало  ожидать, премиум-бренды имеют лучшие характеристики среди остальных. Но минусом этих марок является соотношение  цены-качества, т.е. потребители считают  цены этих брендов завышенными. Так  же хорошие показатели у Volkswagen, Lexus и Kia, причем у двух последних достаточно высокое значение параметра Цена-Качество, что может служить хорошим ориентиром при выборе автомобиля.

Если расположить данные марки в порядке убывания сумм их показателей, то картина выглядит следующим образом:

Audi

33

BMW

32,5

Mercedes

31,5

Volkswagen

31,875

Lexus

31

Volvo

31

Kia

31,625

Infinity

29

Subaru

26,25

Mazda

26,25

Ford

25,25

Opel

21,75

Toyota

22,5

Peugeot

21,75

Nissan

18,25

Chevrolet

18

Lada 

16,75


К сожалению, наш отечественный  бренд занимает последнюю строчку  рейтинга, а компания Chevrolet, занявшая 2-ое место по объемам продаж в 2010 г. имеет не намного лучше показатели, это может свидетельствовать о том, что в России очень сильная социальная дифференциация и люди вынуждены покупать автомобили, не удовлетворяющие ведущим мировым стандартам и их личным требованиям потому, что не могут позволить себе лучшего. А марка Kia, также лидирующая на рынке радует нас достаточно высокими показателями и идет вслед за ведущими брендами. 

 

Отчет о результатах исследования

Цель исследования

Провести анализ текущего состояния  дел на рынке легковых автомобилей  в России,  выявить проблемы и  основные тенденции отрасли.

Общее описание генеральной  совокупности, охваченной обследованием  с использованием вторичной информации, полученной в ходе кабинетных исследований

С помощью Интернет-ресурсов и СМИ  для анализа была доступна информация по всему российскому рынку автомобилей. Т.е. использованные нами показатели продаж и спроса на рынке включали в себя аналогичные показатели всех регионов, но как таковая дифференцированная информация не затрагивалась, т.к. перед нами стояла задача анализа рынка легковых автомобилей в России в целом, без деления по территориально-административному, географическому или какому-либо иному признаку.

Размер и характер выборки

Проводился анализ рынка легковых автомобилей в России в целом, без дальнейшей детализации.

Фактические результаты

Удалось выявить лидеров и аутсайдеров  рассматриваемого рынка, определить причины  положительной динамики объемов  продаж и спроса, выявить некоторые тенденции дальнейшего развития рынка, а также были отмечены проблемы рынка, препятствующие его активному развитию. Был проведен анализ структуры и причин неудовлетворенного спроса, что позволяет определить направления для работы по улучшению состояния рынка.

 

Изучив и проанализировав  весь вторичный и первичный материал, мне хотелось бы дать несколько рекомендаций:

  1. В силу повышения значимости для потребителей такой характеристики, как безопасность, отечественному производителю просто необходимо уделить этому аспекту большое внимание. Необходимо снабжать подушками безопасности не только последние, новые модели, но и более дешевые. Причем, это не единственная возможная и необходимая мера по повышению уровня безопасности. Это позволит не только повысить объемы продаж отечественных марок, но и снизить смертность в ДТП. Как известно, ежегодно на российских дорогах гибнут порядка 30 тыс. человек.
  2. Еще один фактор, который необходимо учитывать при создании отечественных автомобилей это экологичность. Отечественные стандарты Евро-3 уже не отвечают должным образом требованиям современного мира, нужно осуществлять постепенный, но уверенный переход к стандартам Евро 4 и Евро 5.
  3. Также, я думаю, что государству следует немного ослабить свою политику против импортируемых автомобилей, снизить пошлины и тарифы, т.к. российский автопарк сильно устарел и имеет довольно низкие показатели качества и экологичности, в целях ускорения процесса обновления следует увеличить количество ввозимых машин по приемлемым ценам. В купе с программой утилизации это может дать скачок в обновлении автопарка. (Хотя, следует сказать, что обновление в рамках программы утилизации не сказывается резко положительно на окружающей среде в соответствии с п.2). Ведь наш рынок является очень перспективным и слабо насыщенным, привлекательным для производителей, но если потребитель не сможет приобретать автомобили по завышенным ценам, это может снизить долю импортируемых машин и в целом негативно сказаться на всем рынке легковых автомобилей.
  4. Рекомендую предприятиям, производящим или собирающим иностранные автомобили на российской территории, обеспечить надлежащее качество всех запчастей и комплектующих, а также осуществить тщательнейший контроль всего процесса производства/сборки, т.к. у российского потребителя складывается предвзятое отношение ко всему производству в рамках нашей страны. Они убеждены, что качество данных автомобилей будет ниже аналогичного товара, собранного за границей. А низкое доверие клиентов негативно скажется на объемах продаж, а значит и на насыщенности рынка.

Информация о работе Анализ российского рынка легковых автомобилей