Анализ состояния рынка информационных продуктов и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Развитие информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько ранее происходил на западе. В настоящее время на Западе идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как можно обеспечить пользователю сетей доступ к коммерческим базам данных.

Содержание

Введение
1. Структура информационного рынка
2. Современный информационный рынок
3. Финансовые результаты Российских IT – компаний
4. Финансовые результаты Самарских IT – компании
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Анализ состояния рынка информационных продуктов и услуг.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Анализ  состояния рынка  информационных продуктов  и услуг

16

Содержание

  • Введение
    • 1. Структура информационного рынка
    • 2. Современный информационный рынок
    • 3. Финансовые результаты Российских IT – компаний
    • 4. Финансовые результаты Самарских IT – компании
    • Заключение
    • Библиография

Введение

1991-1993 годы  знаменуются рождением информационного  рынка в России. Свидетельством  тому является:

Во-первых, конец монополии государственной  телефонной сети, появление ряда совместных с западными фирмами-производителями  средств связи, предприятий, которые ввели в эксплуатацию международные выделенные цифровые сети и стали предлагать альтернативные Министерству связи услуги по передаче речи, обеспечения факсимильной связи и электронного обмена данными.

Изменился и характер деятельности самого министерства связи. Если в доперестроечные времена это была просто большая компания операторов, руководителем которой был член Правительства, и которая отвечала на жалобы, организовывала очереди, и т.п., то теперь Министерство оставило за собой только задачи регулирования развития общества (лицензирование, сертификацию), переведя все подведомственные структуры на хозрасчетные отношения.

Вторым свидетельством рождения информационного рынка  является появление множества (более  десятка) сетевых структур, предлагающих своим пользователям сходный набор услуг. Между этими информационными предприятиями возникла реальная конкуренция.

Развитие  информационного рынка в России имеет некоторые отличия от того процесса развития, который несколько  ранее происходил на западе. В настоящее время на Западе идет процесс коммерциализации систем компьютерной связи, ранее использовавшихся научными кругами. Это вполне естественный процесс, поскольку без коммерциализации этих сетей трудно представить, как можно обеспечить пользователю сетей доступ к коммерческим базам данных. В России появляющиеся сетевые образования инвестируются исключительно крупным бизнесом, поэтому они коммерциализованы от рождения. Государственные инвестиции слишком малы: по вложению инвестиций Связь занимает 36 место среди отраслей народного хозяйства, а как плательщик налогов – 6 место, то есть рассматривается как отрасль, пополняющая бюджет, в то время как в развитых странах инвестиции в средство связи составляют существенную часть бюджетных расходов.

Имеются также  мировые тенденции развития сетей  компьютерной связи, которые отражаются на характере развития отечественных  сетевых структур. В частности, в  современном мире важным условием конкурентной способности предприятия, оказывающего телекоммуникационные услуги, является представление пользователям возможности связи с компьютером, находящимся в любой точке планеты. Поэтому имеется общая тенденция объединения в той или иной форме различных сетевых структур.

Этому процессу способствует также развитие архитектуры сетей в направлении объединения большинства сетей в национальные и международные ассоциации. Современные информационные сети связывают электронные машины, изготовленные различными производителями использующие различные операционные системы. Это стало возможным в результате того, что в основу модели и архитектуры сетей положены международные стандарты, достигшие в определенный момент той степени полноты, которая открыла возможность их использования. В результате большое число производителей во всех развитых странах мира начали выпуск разнообразных технических и программных средств территориальных локальных сетей нового вида – открытых сетей, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.

1. Структура информационного  рынка

Структура информационного рынка :

электронная информация;

электронные сделки;

системы сетевых  коммуникаций;

программное обеспечение;

Рынок электронной  информации включает четыре основных сектора:

1. Сектор  деловой информации, охватывающий:

биржевую  и финансовую информацию – информацию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации;

экономическую и статистическую информацию – числовую экономическую, демографическую, социальную, информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей, оценок и т.д.;

коммерческую  информацию – информацию по предприятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях  и т.п.;

информацию  коммерческих предложений – информацию о купле/продаже по определенным товарным группам;

деловые новости  в области экономики и бизнеса;

2. Сектор  юридической информации, включающей  системы доступа к электронным  сборникам указов, постановлений,  инструкций и других документов, выпущенных органами государственной и местной власти.

3. Сектор  информации для специалистов, охватывающий:

научно-техническую  информацию – справочную информацию и данные в области физики, техники, информатики;

профессиональную  информацию – специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики, астрологии и т.д.;

доступ к  первоисточникам – библиографическую  и реферативную информацию, а также  доступ к полнотекстовым электронным  данным.

4. Сектор  массовой, потребительской информации  включает:

информацию служб новостей и агентств прессы;

потребительскую информацию – местные новости, погоду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники  по отелям, ресторанам, информация по прокату  машин и т.п.

Рынок электронных  сделок (операций) включает системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т.п.

Рынок программного обеспечения включает все виды программной  продукции.

Рынок систем сетевых коммуникаций включает системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений (BBS), другие системы, объединяющие пользователей ПЭВМ.

2. Современный информационный  рынок

В настоящее  время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (информационный рынок) – один из наиболее динамичных секторов российского рынка. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках. Однако российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных:

отсутствие  государственного и слабость правового регулирования;

неоднородность  по регионам страны (развитие информационного  рынка по традиции идет от центра к  регионам);

потребительская, а не производительская роль государства;

крайне слабое развитие сектора личного потребления  и, соответственно, индустрии услуг, ориентированных на удовлетворение индивидуальных потребностей.

Лидирующим  видом информационной услуги является ретроспективный поиск информации, который реализуется путем тиражирования  баз данных и разового поиска информации (в основном научно-технической, справочной, коммерческой и статистической). Пока весьма проблематична подготовка аналитических материалов на основе баз данных. Их полнота, достоверность и оперативность существенно ниже, чем в развитых странах. Причина – недостаток специалистов в службах информации и финансовые проблемы.

Наиболее  динамично развивается в России рынок Интернет-услуг, ориентированный  на массового пользователя и способствующий таким образом развитию в нашей  стране информационного общества. По данным Регионального Центра Интернет-Технологий, услугами Интернета пользуются более 40 000 000 миллионов жителей нашей страны, в электронный вид переведены тысячи книг, интернет успешно конкурирует с традиционными медиа носителями, а в марте этого года был зарегистрирован двухмиллионный домен в зоне.ru – и это не весь список достижений, которые стали частью нашего быта, благодаря конкретным людям, с чьих мыслей все начиналось.

3. Финансовые результаты  Российских IT – компаний

По данным отчёта (Москва,19 февраля 2009 г) Russia Vertical Markets 2008-2012 Forecast, спрос на продукцию ИТ, начиная с IV квартала 2008 г., резко замедлился и в целом за год составил всего 10,5%. В отчёте подробно рассматриваются тенденции и приводится прогноз затрат на ИТ по 17 отраслям (или секторам экономики) и 10 категориям продукции ИТ, включая оборудование, программное обеспечение и услуги на период 2008-2012 гг.

“В последние  годы российский рынок ИТ поддерживали нефтедоллары и поток инвестиций, большинство из которых обеспечивали зарубежные кредиты, – говорит Виктор Пратусевич, ведущий консультант IDC. – В IV квартале 2008 г. в результате одновременного воздействия мирового финансового кризиса и значительного падения цен на сырьевые материалы – основу российского экспорта, в стране начался экономический спад, сильнейший в постсоветский период, и соответствующее падение затрат на ИТ”.

IDC ожидает,  что в 2009 году расходы на  ИТ (в долл) снизятся на 20% по сравнению  с предыдущим годом. По мнению IDC, предприятия и организации  сократят ИТ-бюджеты и будут направлять средства на поддержание текущей деятельности, а не на внедрения или развитие. В условиях кризиса заказчики будут откладывать обновление аппаратно-программных средств и требовать больших скидок, а процессы утверждения бюджетов замедлятся. Цикл продаж станет более долгим и сложным, а поставщикам, чтобы сохранить бизнес в условиях жесткой конкуренции, придётся сократить маржу и сосредоточиться на консолидации и оптимизации бизнеса.

В то же время, в некоторых сегментах рынка  режим экономии может дать положительный эффект. Системы бизнес-аналитики – важный инструмент контроля расходов, и IDC считает, что компании не откажутся от проведения проектов по их установке. В период неопределённости и сокращения персонала может возрасти спрос на услуги аутсорсинга.

Наиболее  заметное снижение расходов на ИТ ожидается  в производственном секторе; кроме  того, сильный спад будут переживать розничная и оптовая торговля. Несколько меньше пострадают транспорт, связь, энергетика и государственный  сектор. В пятилетний прогнозируемый период (2008-2012 г. г) расходы на ИТ в России, тем не менее, будут расти ежегодно в среднем на 5,8% и в 2012 г. составят 29,5 млрд. долл.

4. Финансовые результаты  Самарских IT –  компании

Финансовые  результаты самарских IT-компаний в 2008 г. окажутся не такими радужными, как в 2007-м. Далеко не всем игрокам удалось обеспечить рост показателей, а некоторые и вовсе сократили объемы бизнеса. Потребление информационных технологий снижается, вал неплатежей растет. На этом фоне предприниматели проявляют все больший интерес к генерирующей прибыль сфере услуг и к слабо пострадавшим от кризиса государственным контрактам.

Кризис 2008 г. затронул всех игроков IT-рынка, но всех в разной степени. Одни фирмы за год  не выросли совсем, выручка других увеличилась в 1,5-2 раза. В то время как одни игроки сокращают штаты специалистов, другие наращивают. Ключевой показатель – за год ни одна крупная компания не закрылась. Живы и филиалы, открытые непосредственно в 2008 г.: розничной сети “Неоторг”, корпоративных системных интеграторов “КРОК-Поволжье” и PC Ware. Но все ли останутся на рынке в 2009 г. – вопрос остается открытым.

Сильнее всего  за год пострадали самарские розничные  сети. Они и до кризиса находились в стесненных условиях – жесткая  ценовая конкуренция, недостаток инвестиций для роста. Ну а когда кредитование стало съеживаться, ритейлеры посворачивали проекты.

В июне генеральный  директор “ГЕОСа” Виктор Матвеев  передал свои магазины на арендованных площадях московской сети “Неоторг”  и организовал ее выход в Самарскую область. “Неоторг” открыл два магазина из запланированных трех, но потом головную организацию в Москве наcтигли финансовые проблемы, и, как сообщает cnews.ru, “Неоторг” находится на грани разорения и, возможно, будет поглощен одним из кредиторов. Рассчитаться с г-ном Матвеевым москвичи пока не смогли. Сейчас в сети “ГЕОСа” один магазин в собственном помещении, кроме того, розничные продажи осуществляются через офис. Определенные сокращения произошли и в сети группы компаний “БИТ”, ранее работавшей по франшизе “Эксперт-Компьютерс”. В этом году глава “БИТ” Сергей Семенов принял решение развиваться под собственной торговой маркой “Цифропарк” и предпринял усилия, чтобы расширить новую сеть за счет магазинов своих партнеров, для которых выступал мастер-франчайзером. Однако не все партнеры согласились перейти под новую вывеску. Во-вторых, перед началом острой фазы кризиса 2 магазина “Эксперт-Компьютерс” в Тольятти были закрыты, в том числе в сентябре прекратил работу салон в ТЦ “Русь-на-Волге”. В-третьих, в ноябре в редакции “ДК” появилась неофициальная информация о значительных долгах “БИТ” перед поставщиками. Ее устно подтвердили в офисе одного из дистрибьюторов в Москве, но официального подтверждения получить не удалось, так как поставщик надеялся на возврат долгов и не хотел портить отношения с партнером. О долгах сказали и в нескольких местных фирмах, к которым дистрибьюторы обращались за консультациями по состоянию “БИТ”. Сергей Семенов от любых комментариев отказался. Про самую крупную розничную компанию региона “Прагма” известно только то, что к январю в ней останется 16 магазинов: 10 – в Самарской области, 6 – в областных центрах ПФО. На начало 2008 г. в компании было 20 магазинов, следовательно, закрыто будет 4 из них. Наконец, московская компания Sunrise, один из ведущих игроков на областном рынке, в декабре прекратила работу магазина “Санрайз Про” в Тольятти. Региональный директор Sunrise Светлана Шишова сообщила, что речь идет о временном закрытии на ремонт, а после Нового года работа будет возобновлена. Она также отметила, что кризис коснулся Sunrise – рост этого года оказался ниже запланированных показателей, кроме того, компания не стала открывать второй магазин в Сызрани.

Информация о работе Анализ состояния рынка информационных продуктов и услуг