Бенчмаркинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Переход России на новую систему хозяйствования, безусловно, затронул все стороны общественной, социально-экономической и культурной жизни населения, в особенности это касается предпринимательства. Основная масса руководителей советских предприятий знала о конкуренции лишь в общих чертах из учебников, вопросы повышения эффективности производства вообще никогда не поднимались (кроме повышения производительности труда для выполнения планов), об увеличении прибыли могли думать, как полагалось, лишь в буржуазных странах. Низкий интерес к делу обусловливался еще и тем, что предприятия не являлись собственностью руководителя.

Работа содержит 1 файл

Бенчмаркинг.doc

— 82.50 Кб (Скачать)
 

     Бенчмаркинг

     Переход России на новую систему хозяйствования, безусловно, затронул все стороны  общественной, социально-экономической  и культурной жизни населения, в  особенности это касается предпринимательства. Основная масса руководителей советских  предприятий знала о конкуренции лишь в общих чертах из учебников, вопросы повышения эффективности производства вообще никогда не поднимались (кроме повышения производительности труда для выполнения планов), об увеличении прибыли могли думать, как полагалось, лишь в буржуазных странах. Низкий интерес к делу обусловливался еще и тем, что предприятия не являлись собственностью руководителя.

     Развитие  предпринимательства в России шло  параллельно со значительными экономическими преобразованиями, что создавало  благодатную почву для развития новых видов бизнеса и производства, использования новейших теорий, технологий и направлений развития маркетинга и менеджмента. Практика доказала, что классическое определение маркетинга, подразумевающее известные составляющие: Product, Price, Place, Promotion, далеко не исчерпывающе и вовсе не достаточно, так как не отражает взаимосвязи процессов взаимодействия всех субъектов рыночной системы. В последнее время появились и стали вводиться в практику другие направления современного маркетинга (маркетинг взаимодействия, стратегическая ориентация маркетинга и др.), одним из самых эффективных и популярных был и остается бенчмаркинг.

     Термин  «бенчмаркинг» – англоязычный, как и многие современные слова, относящиеся к бизнесу и экономике, – относительно недавно начал употребляться в России, он не имеет дословного перевода на русский язык. Термин «бенчмаркинг» происходит от слова benchmark, означающего отметку по какому-либо установленному критерию (например, отметку на указателе, запрещающую детям ростом ниже нее проходить на аттракцион). Можно сказать, что benchmark – это что-либо, имеющее определенное количество и качество, которое можно использовать как стандарт или эталон при сравнении с другими объектами. Бенчмаркинг является чаще всего систематической деятельностью, имеющей целью поиск, оценку путей решения поставленных задач, учебу на самых подходящих примерах, причем это никогда не привязывается к размеру, области бизнеса или географическому положению. Бенчмаркинг – это искусство нахождения или выявления того, что другие делают лучше всех, с последующим изучением, усовершенствованием и применением чужих методов работы. На Западе в конце 1960-х – начале 1970-х гг. некоторые предприятия стали выдвигать похожие теории, в основу которых было положено сравнение работы и производительности не столько предприятий-конкурентов (конечно, и их тоже), сколько передовых организаций (самых лучших, самых успешных, самых производительных) из своей и других отраслей. Предприниматели стали учиться находить, определять и нейтрализовывать различия в управлении предприятиями, которые снижали их собственную эффективность. Разработанные концепции и методы позволяли снижать издержки, повышать прибыль и оптимизировать динамику структуры и определение стратегии деятельности организации.

     Бенчмаркинг (Benchmarking) в развитых странах давно отвоевал себе «место под солнцем» среди предпринимателей и управленцев, пользуется их симпатией и успешно применяется в практике японских, американских, западноевропейских и скандинавских бизнесменов. Долгое время считалось, что родиной этого термина являются США. Конечно, не в современном виде, но бенчмаркинг использовался и раньше. В Японии benchmarking близок по смыслу к японском слову dantotsu, означающему «усилие, беспокойство, забота лучшего (лидера) стать еще лучшим (лидером)». В Китае, говоря о бенчмаркинге, часто вспоминают правило китайского генерала Сун Тзу: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн». На современном этапе использование бенчмаркинга благодаря главному принципу «от лучшего к лучшему» ведет к жизни, к успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы. Бенчмаркинг впервые применялся в 1972 г. по инициативе Института стратегического планирования Кембриджа (США). Исследовательская и консалтинговая организация PIMS, занимавшаяся изучением степени воздействия маркетинговых стратегий на прибыль, установила, что для того, чтобы выработать эффективное поведение в условиях конкуренции, необходимо знать опыт лучших предприятий, которые добились успеха в похожих условиях.

     В 1979 г. известная крупная американская компания начала осуществление проекта  «Бенчмаркинг конкурентоспособности», чтобы провести полный анализ затрат и качества собственной продукции  в сравнении с аналогичной  японской фирмой. Проект оказался очень успешным, привлек много внимания. Бенчмаркинг после этого стал интенсивно распространяться среди специалистов в США и применяться в других организациях: «НР», «Dupont», «Motorola», «Chase». Нужно отметить, что бенчмаркинг не стоит на месте, а динамично развивается. Совокупность его знаний постоянно расширяется и стремительно растет, поэтому трудно подобрать ему точную характеристику.

     Центр производительности и качества (Becтингхаус) рассматривает бенчмаркинг как  непрерывный процесс детального исследования наилучших практик, которые способствуют быстрому повышению характеристик конкурентоспособности.

     Для большинства организаций бенчмаркинг  как таковой не нововведение, поскольку  чаще всего он ведется в рамках конкурентного анализа, однако применение бенчмаркинга более эффективно, потому что он представляет более детализированную, формализованную и упорядоченную методику по сравнению с методом или подходом конкурентного анализа. На сегодня бенчмаркинг – необходимая составляющая успеха любой организации.

     Использовать  бенчмаркинг можно в самых  различных направлениях. В логистике, например, бенчмаркинг способствует быстрому, низкозатратному выявлению  и предупреждению проблемных ситуаций в логистических системах, связанных  со сферами, близкими к покупателю, к выполнению заказов и транспортировке.

     Бенчмаркинг наглядно отражает место, в котором  на фирме или на рынке могут  появиться проблемы, связанные с  затратами или качеством, а также  показывает занимаемое организацией место  среди конкурентов. Он находит и выявляет проблемы в ходе работы, конкретизируя их.

     Многие  специалисты экономики и маркетинга убеждены, что бенчмаркинг должен стать в компании постоянным процессом. В рамках бенчмаркинга предпринимательские  функции рассматриваются с позиций совершенствования процессов, направленных на создание товара или услуги, продвижения их на рынок. Применение бенчмаркинга как составляющей подразумевает разработку стратегии, границ и рамок управленческих функций, однако основным источником сведений о товарах, рынке и конкурентах остается потребитель.

     Бенчмаркинг можно считать способом оценки стратегий  и целей деятельности в сравнении  с более успешными аналогичными организациями для того, чтобы  занять на долгосрочный период свое место  на рынке.

     Многие фирмы, использующие бенчмаркинг, убеждены, что он способствует надежному обеспечению конкурентоспособности, а также созданию предпосылок постоянного отслеживания уровня производительности компании в условиях интернационализации процессов закупки сырья и материалов.

     Опыт  бенчмаркинга используется также для  определения стратегии успеха предприятия. Пристальное внимание направлено на следующие вопросы: кто? как? почему? (Какая фирма забралась на вершину  конкуренции? Почему собственная организация  не стала лучшей в своей области? Что можно изменить, а что нужно сохранить на предприятии, чтобы оно стало лучшим? Каким образом внедрять соответствующую стратегию, чтобы выйти вперед?).

     При использовании в компании бенчмаркинга сотрудники делятся на команды, состоящие из представителей разных служб и отделов. Важнейшими направлениями деятельности сотрудников и фирмы в целом являются планирование, ориентированное на создание ценности, а также грамотность, коммуникабельность, компетентность в сфере работы с клиентами, технологии и культуры предпринимательской деятельности. Некоторые полагают, что бенчмаркинг является видом деятельности, напрямую связанной с клиентами, техникой и культурой предпринимательства, а также находящейся во взаимосвязи с планированием. В общем бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих инструментов (от глобального управления качеством до оценки удовлетворенности покупателей производимыми данной организацией товарами или услугами).

     Однако  подавляющее большинство специалистов сходятся на том, что бенчмаркинг представляет перенятие методов управления у других, успешно существующих компаний и предпринимателей для того, чтобы путем сравнения с другими областями предпринимательской деятельности или конкурентами определить, выявить слабые стороны своей организации.

     Применение  бенчмаркинга состоит в упрощенном варианте из четырех последовательных действий:

     1) осознание и анализ деталей  собственных бизнес-процессов.

     2) анализ бизнес-процессов других  компаний.

     3) сравнение результатов своих  процессов с результатами анализируемых фирм.

     4) введение качественных и (или)  количественных изменений для  преодоления отрыва. Это действие  – самое сложное, поскольку  почти всегда требует финансовых  вливаний, привлечения специалистов  или переподготовки своих сотрудников, освоения новых технологий, внедрения современных методик управления и принятия решений.

     Таким образом, можно выделить виды бенчмаркинга. Здесь приведены лишь некоторые:

     1) внутренний – сравнению подлежит  деятельность подразделений внутри  компании;

     2) конкурентный – сравнение своей  организации с конкурентами по  максимальному количеству параметров;

     3) общий – сравнение фирмы с  непрямыми конкурентами по определенным  интересующим показателям;

     4) функциональный – сравнение по  функциям (продажи, закупки и т. д.).

     В Японии бенчмаркинг популярен, он применяется  там уже длительное время. Японские фирмы выбрали для себя наиболее подходящую форму – товарный бенчмаркинг, который сейчас широко распространен. Товарный бенчмаркинг основан на психологии под названием «и я тоже». Менее популярен бенчмаркинг функций и процессов.

     Если  рассматривать бенчмаркинг как  обучение на основе сравнения, то он базируется на двух уровнях: стратегическом и уровне отдельных процессов.

     Подводя итог, можно сказать, что польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные процессы, торговые операции и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми в том случае, если в своей организации анализируются и внедряются лучшие методики, способы и технологии самых успешных предприятий или отраслей. Это может стать началом, новым этапом развития прибыльного предпринимательства с высокой экономией ресурсов, создания здоровой конкуренции и наибольшего удовлетворения потребностей покупателей.

     На  сегодняшний день накопилось огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Некоторые полагают, что он – продукт последовательного развития концепции конкурентоспособности, другие говорят, что бенчмаркинг является мобильным алгоритмом улучшения качества, третьи же относят его к экзотическим новинкам как результат японской бизнеспрактики. Однако все сходятся или более-менее согласны с определением, что бенчмаркинг – это процесс поиска, определения и изучения самых лучших из известных методов руководства и ведения бизнеса.

     Бенчмаркинг – это новое слово в высших предпринимательских кругах России. В нашей стране к этому понятию многие предприниматели относятся пока еще настороженно.

     Бенчмаркинг в том представлении, какое он имеет сейчас, был не всегда, современный  вариант разработан в США в 1970-е гг., но его основные концепции были востребованы гораздо раньше. В конце XIX столетия американским инженером Фредериком Тейлором (Frederick Taylor) были исследованы научные методы организации труда, которые и легли в основу концепции бенчмаркинга.

     Существует также теория Бернардо де Суза (Bernardo de Sousa), специалиста по контролю за качеством, в которой он выявляет периодизацию этапов управления. Так, он рассматривает четыре этапа изменений в области управления, через которые мир прошел за последнюю половину XX в.:

     1) 1950-1970-е гг. – характеризуются  жестким контролем со стороны  руководства «Управление заданиями» (Management by Objectives);

     2) 1970-1980-е гг. – период оценки  и сравнения ценностей, характерно  составление «графиков ценностей»  – («собаки», «денежные коровы», «ниши» и «восходящие звезды») (The Value Chart);

     3) 1980-1990-е гг. – возрастает влияние  конкурентов, именно конкуренция  служит катализатором стремления  к улучшениям, преобразованиям, нововведениям,  «Опережение конкурентов» (Beat The Competition);

     4) 1990-е гг. – начало XXI в. – «Концентрация  на Процессах» (Focus on Processes).

     Первопроходцем  целенаправленного использования  бенчмаркинга стала компания Rank Xerox, находившаяся на тот момент в тяжелейшем кризисе. Эта компания провела исследование затрат и качества собственных продуктов в сравнении с конкурентами. Детальное изучение опыта других компаний, его адаптация и использование привели компанию Xerox к успеху и процветанию.

Информация о работе Бенчмаркинг