Фискальная политика и проблемы её реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Задачей данной работы является поиск путей совершенствования фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей.
В процессе выполнения работы использовались следующие методы:
— изучение и анализ научной литературы;
— изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
— моделирование, сравнение, анализ.

Содержание

1.Теоретические аспекты фискальной политики…………………………..…...
1.1 Общее понятие фискальной политики………….……………………….…
1.2 Виды фискальной политики…......……………………………………….….
1.3 Инструменты фискальной политики: государственные расходы и налоги……………….………………..……………..……………..…………….….
1.4 Фискальная политика современного государства и потенциал её воздействия ………………………………….………………..……………..…………………..
1.5 Эффективность фискальной политики достоинства и недостатки…..….... Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях…………
2. Фискальная политика Республики Беларусь в современных условиях………
2.1 Особенности проведения фискальной политики в Республике Беларусь……………………………..……………..……………..……………...... 2.2 Проблемы реализации фискальной политики в Республики Беларусь……………………………………………………...………………….....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………..…………….…..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 40.80 Кб (Скачать)

………ВВедение……………………………………………………...…..…...

1.Теоретические аспекты  фискальной политики…………………………..…...

1.1 Общее понятие  фискальной политики………….……………………….… 

1.2 Виды фискальной  политики…......……………………………………….….

1.3 Инструменты фискальной  политики: государственные расходы  и налоги……………….………………..……………..……………..…………….…. 

1.4 Фискальная политика  современного государства и потенциал  её воздействия ………………………………….………………..……………..…………………..

1.5 Эффективность  фискальной политики достоинства  и недостатки…..….... Фискальная политика  Республики Беларусь в современных  условиях………… 

2. Фискальная политика  Республики Беларусь в современных  условиях……… 

2.1 Особенности проведения  фискальной политики в Республике  Беларусь……………………………..……………..……………..……………...... 2.2 Проблемы реализации фискальной  политики в Республики Беларусь……………………………………………………...………………….....

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………..…………….…..  

ВВЕДЕНИЕ  

Данная работа направлена на разностороннее изучение фискальной политики, рассмотрение видов фискальной политики и инструментов её проведения, а также анализ сильных и слабых сторон фискальной политики.

Тема фискальной политики весьма актуальна и на сегодняшний  день, так 

как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство  будет осуществлять бюджетно-налоговую  политику, зависит судьба каждого  человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству  необходимо двигаться в таком  направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая наиболее благоприятные  условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно  нуждается.

В данной курсовой работе выделяются две основных главы –  в первой

дается общее понятие  и представления о сути фискальной политики, и рассматриваются её виды, во второй – сделана попытка проанализировать фискальную политику правительства  Республики Беларусь.  

Целью данной работы является анализ и рассмотрение фискальной политики, её видов, а также обеспечение  устойчивого экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Задачей данной работы является поиск путей совершенствования  фискальной политики, позволяющих эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование  структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей.

В процессе выполнения работы использовались следующие методы:

— изучение и анализ научной литературы;

— изучение и обобщение  отечественной и зарубежной практики;

— моделирование, сравнение, анализ.  
 

1. Теоретические  аспекты фискальной политики  

1.1 Общее понятие  фискальной политики  

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования  является фискальная политика. Фискальная политика является частью финансовой политики государства.

Фискальная политика представляет собой меры, которые  предпринимает правительство с  целью стабилизации экономики с  помощью изменения величины доходов  или расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также  называют бюджетно-налоговой политикой.  

Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики  посредством формирования величины и структуры государственных  расходов и налоговых платежей. Её основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание  циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого  экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях  изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией  и ускорения экономического роста.

Фискальная политика государства предполагает использование  возможностей правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.  

Фискальная политика представляет собой воздействие  государ¬ства на экономику посредством формирования величины и структу¬ры государственных расходов, объема трансфертных выплат и систе¬мы налогообложения.

Государственные расходы  представляют собой закупки государ¬ством товаров и услуг в целях выполнения государственных про¬грамм, включая оплату труда госслужащих. Трансферты представля¬ют собой адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг.

По существу, фискальная политика сводится к формированию и  расходованию средств государственного бюджета, так как налоги представляют основные доходы госбюджета, а государственные  закупки и транс¬ферты — его расходы. Анализ фискальной политики предполагает получение ответов на следующие вопросы.

Во-первых, насколько  широка степень государственного влияния  в современной экономике, а именно: какая доля национального дохо¬да перераспределяется через госбюджет, какова степень централиза¬ции финансовых потоков и какова оптимальная бюджетная нагрузка для экономических субъектов?

Во-вторых, каким  образом изменение величины госрасходов  и объема налогов влияет на экономическую  конъюнктуру?

В-третьих, каковы принципы собственно бюджетной политики: должен ли бюджет быть сбалансированным либо может исполняться с дефицитом  или избытком?

Степень государственного влияния в экономике непосредственно  связана с целями общественного  развития и функциями, исполнение которых  берет на себя государство. Так, для  стран с планово-центра¬лизованной экономикой характерен широкий диапазон исполняемых государством функций - от государственного управления до освое¬ния капитальных вложений — и доля национального дохода, пере¬распределяемого через госбюджет, достигает 75%. В рыночной эко¬номике степень государственного вмешательства значительно ниже, соответственно ниже, примерно в два раза, и доля централизованно распределяемого национального дохода.

В то же время за последнее  столетие наблюдается ярко выражен¬ная тенденция к усилению роли государства. Если в начале XX века государство фактически исполняло лишь функции управления и обес¬печения безопасности, и доля централизованно распределяемого наци¬онального дохода не превышала 10 %, то сейчас в большинстве разви¬тых стран государство все в возрастающей степени берет на себя исполнение социальных программ, соответственно растет и степень государственного влияния в экономике. С одной стороны, данная тенденция отражает возрастание социальной ориентации развития рыночных процессов, с другой — порождает проблему «инвестицион¬ного голода» как результат перераспределения средств из частного сектора в государственный сектор.

Второй и третий вопросы тесно взаимосвязаны  между собой. Уже сама по себе тенденция  к усилению роли государства придает  особое значение проблеме формирования спроса государства как составной  части со¬вокупного спроса. Однако финансовую политику необходимо рас¬сматривать не только исходя из задач финансового обеспечения текущей деятельности государства, но и как важнейший инструмент стабилизации экономического развития.

Общее правило таково: государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая госрасходы и (или) снижая налоги в периоды спада, и сдерживает его в периоды подъема, тем  самым, сглаживая колеба¬ния экономического цикла. Особенно широко распространение использование фискальной политики в ка¬честве инструмента стабилизации наблюдалось во второй половине ХХ столетия, когда оно получило теоретическое обоснование в рам-ках кейнсианской экономической доктрины.[6,184-185]  

1.2 Виды фискальной  политики  

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования  и 

изменения экономической  ситуации делится на дискреционную  и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика — политика, которая осно¬вана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и измене¬нии объема государственных расходов с целью воздействия на эко¬номический рост, безработицу и инфляцию. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении ставок налогов, налоговых льгот, базы

налогообложения, политику ускоренной амортизации.

Примеры дискреционного вмешательства можно найти в  практике любого правительства.

Автоматическая фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие  которых (устроенность их в экономическую  систему) автоматически стабилизирует  экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при  перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия  по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог  действует следующим образом: при  спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая  функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При  рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным  налогом, частью цены товара, то при  падении объема продаж налоговые  поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку  растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает  поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий  по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается  при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и  сокращаются при буме, когда наблюдается  «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие  по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти  пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата  способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при  буме оказывает сдерживающее влияние  на экономику.

В развитых странах  экономика на 2/3 регулируется с помощью  дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.[6,185-186]

Выделяют два вида дискреционной политики: стимулирующая и рестриктивная.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных  расходов, понижение налогов и  приводит к дефициту бюджета.

Информация о работе Фискальная политика и проблемы её реализации