Формирование и оценка конкурентоспособности обувных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть вопрос формирования и оценки конкурентоспособности обуви.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- раскрыто понятие и сущность конкурентоспособности товаров;
- проведена оценка конкурентоспособности обуви.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ 6
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности товаров 6
1.2. Факторы конкурентоспособности товара 8
1.3. Методы оценки конкурентоспособности товара 9
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБУВИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «ALBA» 16
2.1. Оценка качества обуви 16
2.2. Маркетинговые исследования рынка обуви 21
2.3. Оценка конкурентоспособности товара 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

1оценка конкурентоспособности обуви.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 

КАФЕДРА Товароведение и технология общественного  питания 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

        по  дисциплине: Формирование и оценка конкурентоспособности товаров. 

на тему: «Формирование и оценка конкурентоспособности  обувных товаров» 
 
 
 

                  Выполнила студентка

                  4 курса группы 5812

                  специальности 08040165

                  Ахметгалиева  Г. А..

                  Научный руководитель:

                                                                                 Коростелева Т.В. 
 
 
 

Поступила на кафедру    
Возвращен на доработку    
Допущен к защите    
Оценка    
 
 
 
 
 

  Казань

  2011 
 
 

                                        СОДЕРЖАНИЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Термин  конкурентоспособность применяют относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро- и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль. Следовательно, конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции.

     В условиях перехода к рыночной экономике  повышение конкурентоспособности  товаров является важнейшей задачей  предприятий, так как в этой комплексной  категории сочетаются основные производственные, коммерческие, социально-экономические  и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Под конкурентоспособностью понимается комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, что обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.

     Конкурентоспособность товаров обусловливается:

     - соответствием качества сложившимся или предполагаемым требованиям потребителей;

     - более низкой совокупной ценой;

     - уверенностью потребителя в возможностях  поставщика обеспечивать стабильность  качества производимых товаров;

     - способностью поставщика совершенствовать  товары в соответствии с изменяющимися требованиями рынка;

     - наличием быстрого и надежного  технического обслуживания.

     Успешность  функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук. Для того чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходима четкая и обоснованная номенклатура показателей конкурентоспособности.

     Показатели  конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно для индивидуальных. Это объясняется тем, что производственные потребители, приобретая сырьевые, энергетические и иные товары, имеют определенные возможности формировать заданный уровень качества и ассортиментную принадлежность товаров путем устранения отдельных дефектов. Индивидуальный потребитель, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики товара.

     Среди показателей особое место занимает качество товаров, которое отдельные  авторы считают наряду с ценой  практически единственным критерием  конкурентоспособности товаров. Однако такое представление о сущности конкурентоспособности, обусловленной основополагающими характеристиками товара, неполно.

     Каждый  вид продукции характеризует  своя номенклатура показателей качества, которая зависит от назначения продукции. Не для всех товаров номенклатура показателей качества четкая и обоснованная. К данным товарам относится и обувь.

     Объектом  исследования является магазин «Alba», предмет исследования - конкурентоспособность ассортимента кожаной обуви.

     Цель  исследования - рассмотреть вопрос формирования и оценки конкурентоспособности обуви.

     Данная  цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

     - раскрыто понятие и сущность  конкурентоспособности товаров;

     - проведена оценка конкурентоспособности  обуви.

     Методами  сбора информации для оценки потребительских предпочтений послужили – анкетирование потребителей магазина «Alba».

     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ оценки КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности  товаров

 

     Конкурентоспособность продукции - способность продукции  отвечать требованиям данного рынка  в рассматриваемый период.

     Оценкой конкурентоспособности товаров  и услуг занимаются различные субъекты рынка - предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. Но, в конечном счете, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям.

     Наличие конкуренции на рынке товаров  или услуг, на котором действует  предприятие, требует от него обеспечения  определенной конкурентоспособности  или, в противном случае, грозит вытеснением  его с данных рынков.

     Ожегов  С.И. в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. Кныш М.И. [8] характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов делающих покупку. Фатхутдинов Р.А. [27] дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.

     Так, Кредисов А.И. пишет: “конкурентоспособность – это характеристика товара, отражающая его отличие от аналогичного конкурентного  товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение”. Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора главное условие конкурентоспособности. Андреева О.Д. дает оценку конкурентоспособности следующим образом: “конкурентоспособность – это характеристика товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение”. Следует отметить, что степень соответствия товара общественной потребности для различных рынков будет различной. Данная особенность в определении конкурентоспособности не учитывается.

     Ряд авторов в своих работах предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособности  товара и конкурентоспособности  организации. Это просматривается  в работе Игольникова Г.Н. и Патрушева  Е.А. [6]. Данное утверждение будет не совсем верным, так как покупатель не всегда знает товар какого производителя он покупает, а даже если и знает название фирмы производителя, то это название не всегда о чем-то говорит. Здесь можно согласиться с авторами в том, что известность, товарный знак фирмы дают конкурентные преимущества фирме, но это не играют решающую роль.

     Все ранее перечисленные недостатки в определении понятия конкурентоспособности  на наш взгляд устранены в работе Фасхиева Х.А. и само понятие звучит следующим образом: “конкурентоспособность товара – это оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка”. Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.

1.2. Факторы конкурентоспособности  товара

     К факторам конкурентоспособности можно  отнести: качество товара и его соответствие спросу; экологическую чистоту; себестоимость и цену; дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения товара и обслуживания потребителей. Качество товара зависит от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие потребительские функции товара, его свойства, удовлетворяющие какие-либо потребности потенциальных покупателей.

     При изучении конкурентоспособности продукции  необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие "атрибут" включает характеристики продукта и выгоды потребителей. При традиционной оценке конкурентоспособности обычно считают, что связь между результирующим показателем конкурентоспособности и факторными является функциональной.

     Факторы, определяющие предпочтение, необходимо выявлять в каждом случае. Они определяются в зависимости от особенностей продукции.

     Различают жесткие потребительские параметры, которые соответствуют строго регламентируемым стандартами конструктивным и технологическим  признакам, его потребительским свойствам и функциям, а также мягкие потребительские параметры, отражающие эстетические психологические свойства товара.

     Обычно  на рынке представлено большое количество различных видов товаров. Комплекс товаров одного и того же потребительского назначения, но с разными потребительскими параметрами, например мощностью, производительностью, уровнем потребляемой энергии, внешним оформлением и т.д., образует параметрический ряд. Его размах (число подобных товаров) обусловлен многими причинами, в частности конкуренцией. Место каждого такого товара в параметрическом ряду характеризуется параметрическим индексом. Он представляет собой процентное отношение фактического потребительского параметра к эталонной величине, определяемой экспертным путем и опросами [9. С. 133].

     Совокупность  множества относительных параметров, характеристик и показателей, участвующих  в определении единичных, групповых  и интегральных показателей конкурентоспособности  продукции, объективно отражает конкурентность работы организации. Стратегия конкурентоспособности продукции и организации осуществляется позиции интегральной оценки результативности системы. Отсюда возникает необходимость содержательного и количественного технико-экономического обоснования параметров, характеристик и показателей, которые присутствуют в интегральных показателях конкурентоспособности продукции по потреблению и производству.

Информация о работе Формирование и оценка конкурентоспособности обувных товаров