Контроль качества органических продуктов питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Органические продукты – это основа, как диетического, лечебного, детского, так и обычного питания. Все они изготавливаются совершенно безвредным для человека методом, а кроме этого, в таких натуральных продуктах не используются генетически модифицированные составляющие. Биопродукты не имеют разного рода синтетических добавок, ароматизаторов, консервантов и красителей, так как они производятся из сырья, выращенного под строжайшим контролем, без использования сельскохозяйственных химикатов, ускорителей роста, антибиотиков и прочего. Вот почему это только натуральные продукты питания и сельскохозяйственные товары, которые прошли большое количество стадий очистки, переработки, фасовки, упаковки и т.д. Все биологически чистые продукты содержат 75-80% экологически чистого сырья от общего веса продукции.

Работа содержит 1 файл

5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ.docx

— 115.25 Кб (Скачать)

Директива ЕС 834/2007 определяет:

1. Нормы органического земледелия. Запрет на использование в хозяйствах, производящих биопродукцию, генно-модифицированного посевного материала, клонирования и облучения, синтетических и химических средств обработки почвы и защиты растений. Использование только посевного материала, выращенного в экологических хозяйствах.

2. Нормы органического животноводства. Использование исключительно органических кормов, отказ от синтетических добавок, стимуляторов роста и генных технологий. Свободный выгул и выпас животных в летнее время. Запрет на привязное содержание скота.

3. Маркировку продуктов  органического сельского хозяйства. До июля 2010 года единый для всех производителей стран-членов ЕС логотип использовался на добровольной основе, одновременно существовали частные и национальные логотипы. Сейчас действует новый обязательный логотип – так называемый Биолист. Для получения разрешения на его использование необходимо, чтобы 95 % ингредиентов имели органическое происхождение, а сама продукция была расфасована таким образом, чтобы изменить ее содержимое можно было лишь вскрыв упаковку. При этом по-прежнему не запрещается использование частных и национальных логотипов, однако они не должны занимать центральное место по отношению к маркировке ЕС. Также новая маркировка предполагает наличие специального кода рядом с логотипом, в котором указаны страна-производитель и номер контрольного пункта. Для продукции, импортируемой из стран, не входящих в Европейский союз, логотип может быть использован добровольно – как и для маркировки нерасфасованного продукта. Товары, выпущенные до 1 июля 2010 года, не подлежат новой маркировке.

Экспорт органической продукции  в ЕС из других стран предусматривает  обязательное наличие сертификата, выданного сертификационным учреждением  аккредитованным в ЕС. (http://habeas.ru/prod/2010/12/organicheskoe-nashestvie)

4. 2. 3. Кодекс Алиментариус

 Кодекс Алиментариус (лат. Codex Alimentarius — Пищевой Кодекс) — это свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам. Стандарты Кодекса охватывают основные продукты питания — как обработанные и полуфабрикаты, так и необработанные.

Комиссия по Codex Alimentarius была образована под влиянием фармацевтической промышленности в 1963 году, во исполнение резолюций, принятых в 1961 году на одиннадцатой сессии конференции ФАО при ООН  и на шестнадцатой ассамблее ВОЗ. Однако, исторические корни Codex Alimentarius прослеживаются в своде Codex Alimentarius Austriacus — так именовалось собрание стандартов и описаний множества продуктов  питания, разработанное в Австро-Венгерской империи в период с 1897 по 1911 гг. Позже, в период с 1954 по 1958 гг., Австрия уже  активно способствовала созданию регионального  европейского кодекса, Codex Alimentarius Europaeus. И именно совет по Codex Alimentarius Europaeus в 1961 году принял резолюцию, предлагающую взять разработанные им стандарты на вооружение в ФАО и ВОЗ. (www.wikipedia.org)

Комиссия "Кодекс Алиментариус" занимается осуществлением Совместной программы ФАО/ВОЗ по стандартам на пищевые продукты, цель которой состоит в охране здоровья потребителей и обеспечении добросовестных методов торговли пищевыми продуктами.

В Соглашении, принятом международными торговыми организациями по санитарным и фитосанитарным мерам (SPS Соглашение), говорится о том, что Кодекс владеет богатейшим набором инструментов, которые помогают решать проблемы в мировой торговле, и этим набором инструментов являются стандарты Кодекса по безопасности пищевых продуктов.

Кодекс Алиментариус, или пищевой кодекс, стал глобальным ориентиром для потребителей, производителей и переработчиков пищевых продуктов, национальных органов по контролю качества пищевых продуктов и международной торговли пищевыми продуктами.

Стандарты Кодекса рекомендованы  для добровольного применения его  членами, а также, довольно часто  они служат основой для формирования национальной законодательной политики. (www.codexalimentarius.org)

Руководящие положения  по производству, переработке, маркировке и сбыту органической продукции 

Маркировка пищевых продуктов  – основной способ передачи информации между изготовителем и продавцом  продуктов, с одной стороны, и  покупателем и потребителем, с  другой.

Ввиду роста масштабов  производства органических продуктов  и международной торговли ими  и в порядке облегчения такой  торговли и предотвращения использования  необоснованной информации Комитет  Кодекса по маркировке пищевых продуктов  разработал "Руководящие положения  по производству, переработке, маркировке и сбыту органических продуктов". Цель настоящих Руководящих положений – облегчить согласование требований, предъявляемых к органическим продуктам на международном уровне, и, по возможности, оказать также помощь представительствам, желающим разработать национальные правила в этой области.

Руководящие положения включают общие разделы, в которых излагаются концепции органического производства и сфера их применения; описание и определения; маркировка и информация, правила производства и подготовки, включая критерии содержания веществ, допускаемых в  органическом производстве, системы инспекции и сертификации и контороль за импортом.

Комиссия "Кодекс Алиментариус" приняла "Руководящие положения по производству, переработке, маркировке и сбыту органических пищевых продуктов" на своей двадцать третьей сессии, состоявшейся в 1999 году.

Настоящие Руководящие положения  устанавливают правила органического  производства на стадии выращивания  продукции на ферме, а также ее подготовки, хранения, транспортировки  и сбыта и содержат указания на предмет использования общепринятых разрешенных веществ для удобрения почвы, борьбы с вредителями и болезнями и в качестве пищевых и технологических добавок. Что касается маркировки, то использование терминов, определяющих методы органического производства, ограничиваются исключительно продукцией тех производителей, которая находится под надзором соответствующего органа или организации сертификации.

Обработка органических продуктов. Чистота органического продукта должна поддерживаться на протяжении всей стадии его переработки. Это может быть достигнуто путем применения методов, отвечающих специфике обрабатываемых ингридиентов, в сочетании с методами осторожной переработки, предусматривающими ограниченное использование рафинирования и технологических и других добавок. Для борьбы с вредителями, консервирования пищевых продуктов, уничтожения патогенных организмов и улучшения санитарных условий использовать ионизирующее излучение не следует.

Переработка и производство. Методы обработки должны быть механическими, физическими или биологическими (например, ферментация или окуривание) и позволять сводить к минимуму использование ингридиентов и добавок несельскохозяйственного произхождения.

Упаковка. Упаковочные материалы желательно изготовлять из средств, которые поддаются биологическому разложению или которые используются или могут использоваться повторно.

Маркировка. На органических продуктах должна быть нанесена маркировка в соответствии с Общим стандартом Кодекса на маркировку предварительно расфасованных пищевых продуктов. Маркировка продуктов и информация о них может указывать на методы органического производства.

Хранение  и транспортировка. За сохранением чистоты органических продуктов необходимо следить на всех этапах его хранения и транспортировки посредством применения следующих мер предосторожности:

а) постоянное предохранение  органических продуктов от смешивания с продуктами неорганического происхождения;

б)постоянное предохранение органических продуктов от соприкосновения с материалами и веществами, не разрешенными для использования в условиях органического сельскохозяйственного производства и обработки (Codex Almentarius. Organically Produced Foods, 2004).

4. 2. 4. Национальная  органическая программа США (NOP или USDA)

Национальная Органическая Программа (NOP) - это государственные нормативные положения, контролирующие органическую сельскохозяйственную продукцию. Программа приобрела статус закона в октябре 2002 года, и регулируется Министерством сельского хозяйства США. «Акт о производстве органической продукции» 1990 года (Organic Food Production Act) требовал, чтобы Министерство Сельского хозяйства разработало национальные стандарты для органических продуктов. NOP детально охватывает все аспекты производства, обработки, доставки и розничной продажи таких продуктов. Данный стандарт имеет силу на территории США и, кроме того, устанавливает критерии для импорта и экспорта органических продуктов в Соединенные Штаты Америки.

Органические продукты питания могут иметь одну из 4-х отметок присвоенных NOP, в зависимости от их органического содержания и других факторов:

•   «100% органический» (100% organic): продукт должен содержать (за исключением воды и соли) только 100% органически произведенные ингредиенты (т.е. без химических добавок). На продукте можно указывать знак «Органическая Печать» Министерства Сельского хозяйства США, и обязательно должны быть указаны название и адрес агентства сертификации.

•  «Органический» (organic): продукт должен содержать минимум 95% органически произведенных ингредиентов (за исключением воды и соли). Оставшиеся 5% ингредиентов могут быть из несельскохозяйственных веществ и неорганически-произведенного сырья, занесенные в "Список Разрешенных и Запрещенных Веществ NOP". На продукте можно указывать знак «Органическая Печать» Министерства Сельского хозяйства США, и обязательно должны быть указаны название и адрес агентства сертификации.

•   «Изготовлено из более чем 70% органических ингредиентов» (made with more than 70% organic ingredients): продукт содержит от 70 до 94% органических ингредиентов, передняя этикетка продукта может перечислять до трех органических ингредиентов или «пищевых» групп. На продукте нельзя указывать знак «Органическая Печать» Министерства Сельского хозяйства США, и обязательно должны быть указаны название и адрес агентства сертификации.

•   «Изготовлено из менее чем 70% органических ингредиентов» (made with less than 70% organic ingredients): продукт не может использовать термин «органический» на передней упаковке. Тем не менее, можно указывать особые ингредиенты, которые сертифицированы Министерством Сельского хозяйства США как органически-произведенные, в списке ингредиентов, расположенном на задней этикетке. На продуктах нельзя указывать знак «Органическая Печать» Министерства Сельского хозяйства США, и нельзя указывать название и адрес агентства сертификации. (USDA National Organic Program Standards, 2010)

4. 2. 5. Японские сельскохохяйственные стандарты JAS

Японские сельскохозяйственные стандарты (JAS) для органических сельскохозяйственных продуктов были сформированны в соответствие с "Руководящими принципами производства, переработки, маркировки и маркетинга органических продуктов питания ", принятые в 1999 году на общем собрании CODEX.

Японские сельскохозяйственные стандарты (JAS) на органические продукты питания, помимо принципов органической сельскохозяйственной продукции, также  предусматривают стандарты на методы производства и системы маркировки.

Критерии  методов производства органических продуктов растениеводства:

1. Плодородие почв должно  поддерживаться и развиваться  благодаря компосту, и т.д., и по крайней мере в течение 2х лет до посева или посадки (не менее 3 лет до первого сбора многолетних растений), синтетические удобрения и ядохимикаты не должны использоваться в принципе.

2. Семена или рассада  не должны быть произведены  с помощью технологии рекомбинантной ДНК.

Критерии  методов производства органических продуктов животноводства:

1. Органический корм должен быть основой корма скота.

2. При содержании домашнего  скота, стресс должен быть минимизирован путем выпаса скота на открытом воздухе и т.д.

3. Антибиотики и т.д., не  должны использоваться в целях  предупреждения заболеваний.

4.  Не должны использоваться технологии рекомбинантной ДНК.

Критерии  методов производства переработанных органических пищевых продуктов:

1. Использование химически синтезированных пищевых добавок и химических агентов должно избегаться, насколько это возможно.

2. Доля органических продуктов  растениеводства и органических  продуктов животноводства должна  быть не менее 95% от массы  всех ингредиентов входящих  в  состав переработанных органических  пищевых продуктов (за исключением  соли, воды и технологических  добавок).

  3. Производство или  обработка органических продуктов  должны контролироваться, чтобы  избежать контакта с химическими  веществами.

4. Технологии рекомбинантной ДНК не должны использоваться. (The Inspection Certification System for Organic Products, 2012)

В Кыргызстане требования к производству и реализации органических продуктов пока отсутствуют, но находятся в стадии разработки. В странах, где собственные нормы органического сельского хозяйства отсутствует, БИОпродукты, органические продукты и натуральные продукты могут сертифицироваться зарубежными органами с возможностью использования их знака на упаковке.

 

4. 2. Сертификация  органических продуктов

За последние 10-12 лет производство органической продукции превратилось в отдельную коммерческую отрасль, проявляясь в развитых странах как  важный экономический и политический фактор. Объем мирового рынка органической продукции в 2007 году превысил 40 млрд. долларов. Средний темп его роста 10-15% в год. По органическим технологиям  во всем мире обрабатывается 30,4 млн. га земли. В настоящее время крупнейшими  производителями органической продукции  являются Австралия и Европейский  Союз. В Восточной Европе лидерами по производству органической продукции  стали Венгрия, Чехия и Польша.  

В Европе органические продукты очень популярны и пользуются большим спросом. По их потреблению  мировым лидером является Швейцария, каждый житель которой в среднем  тратит на них 117 долларов США в год, затем Дания - 73 доллара, Австрия - 40; Германия - 17, Великобритания - 16, Нидерланды - 15, Франция - 14.

В Кыргызстане необходимо создать условия для развития рынка органической продукции, сертифицированной по международным стандартам. Органические технологии - это гарантия стабильности производства и рынка для производителя, сертификация - гарантия качества и безопасности продуктов для покупателя. Кыргызская Республика имеет огромный потенциал для производства органической продукции: богатые почвы, благоприятные климатические условия, отсутствие средств на закупку синтетических удобрений и т.д.

Информация о работе Контроль качества органических продуктов питания