Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:06, реферат
В работе представлены данные подробного исследования авторынка легковых автомобилей, рассмотрен авторынок России и мира.
Маркетинговые исследования авторынка легковых автомобилей
Основной особенностью рынка легковых автомобилей в 2008 году наблюдался его рост в разрез с прогнозами аналитиков, прогнозировавших спад, так как вторая половина года сопровождалась значительным падением объема продаж как новых, так и подержанных машин. С учетом реализации бывших в употреблении иномарок, объем продаж в количественном выражении по итогам 2008 года составил чуть больше трех млн. автомобилей. Но в целом рынок автомобилей вырос относительно 2007 года 13,9%. В денежном выражении спрос на легковые автомобили также увеличился с 58 000 млрд. в 2007 до 68 000 млрд. долларов в 2008 году. Если рассматривать рынок легковых автомобилей, то сегментировать его можно следующим образом: сегмент российских автомобилей, включая ВАЗ, ГАЗ и УАЗ, сегмент иномарок, сегмент прочих отечественных автомобилей. Таблица 1:
Российский рынок новых легковых авто |
2007 год/ Объем продаж (тыс. штук) |
2007 год/ Доля рынка, % |
2008 год/ Объем продаж (тыс. штук) |
2008 год/ Доля рынка, % |
Российские автомобили | 760 |
31,7 |
695 |
25,2 |
Прочие российские авто | 76 |
3,2 |
55 |
2 |
Иностранные автомобили | 1639 |
68,3 |
2069 |
74,8 |
Маркетинговые исследования позволили выявить ключевые тенденции рынка легковых автомобилей последних лет, принципом которых являлось увеличение доли продаж новых иномарок за счет сокращения доли российских автомобилей и подержанных иностранных машин. В количественном выражении доля рынка новых автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и других российских машин в объеме совокупных продаж сократилась примерно с 60% в 2003 году до 27% в 2008 году. Кроме этого сегмент подержанных машин иностранного производства в общей структуре рынка снизился в 2008 до уровня 12% по сравнению с 2004, когда доля подержанных иностранных машин занимала около 16-17% рынка. Положительная динамика, существовавшая на протяжении последних лет, может приостановиться, так как кризис сделал сой вклад в общее дело автобизнеса. Во второй половине 2008 года кризис вызвал собой следующие тенденции на рынке легковых автомобилей:
- Произошло
общее снижение спроса на авто
по причинам снижения
- Уменьшились объемы кредитных услуг со стороны банков.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами произошло вынужденное снижение цен на отечественные и иностранные автомобили. По этим же причинам у российских автодилеров и автопроизводителей возник дефицит оборотных средств. Ко всему прочему отечественный автопром испытывает на себе ужесточение ценового давления со стороны иностранных производителей, которые активно осуществляют политику по снижению цен на свои автомобили с целью привлечения большего числа клиентов. Положительных эффектов зарубежные фирмы также достигают за счет проведения различных маркетинговых акций по снижению цен в начале 2009 на новые нераспроданные автомобили, выпущенные в 2008 году. На сегодня ключевой тенденцией на рынке является увеличение количества предложений брендов иностранных легковых автомобилей, произведенных в России, в ценовом диапазоне 15 – 30 тысяч долларов, заводами: Автотор; ТагАЗ, Таганрог; Форд Моторс Компани, Всеволжск, Автофрамос и происходит поддержание объемов выпуска машин совместным предприятием АвтоВАЗ с Дженерал Моторс, была начата сборка автомобилей Фиат на площадях предприятия ЗМА; в Шушарах стали делать автомобили Тойота Камри; в Калуге обосновался Фольксваген, начав выпуск автомобилей Шкода Октавиа и Фольксваген Пассат; планируется производство моделей Фольксваген Тигуан и Шкода Фабиа. Таким образом, происходит повышение конкурентоспособности иностранных автомобилей совместного с Россией производства за счет ценового фактора, что оказывает негативное влияние на бизнес заводов ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и других российских производителей автомобилей. Для примера можно привести статистику по продажам завода УАЗ, который на протяжении последних четырех лет показывает смешанный, но в большей степени нисходящий тренд. Таблица 2:
Легковые автомобили, тыс. штук в год | 2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
УАЗ |
31 136 |
29 141 |
28528 |
31 869 |
30 953 |
Уменьшение спроса на перечисленные автомобили марки ВАЗ, ГАЗ и УАЗ со стороны потребителей в конечном итоге приведет к сокращению производственных программ российских автозаводов. Завод ГАЗ такую вероятность оценивает как высокую, поскольку еще в докризисные времена наблюдался значительный прирост продаж новых иномарок, а зачастую потребитель испытывал на себе даже дефицит автомобилей, производимых в России зарубежными компаниями. Агрессивная маркетинговая политика западных брендов заставляет в частности предприятие ГАЗ теперь быть нацеленным на маркетинговую стратегию по обновлению модельного ряда выпускаемых ими автомобилей, они рассчитывают на стратегическое партнерство по совместному производству и разработке нового конкурентоспособного легкового автомобиля. Смогут ли улучшить ситуацию в отечественном автопроме такие мероприятия, как создание нового продукта Волга Сайбер (Siber)? Повлияет ли сделка по слиянию завода ГАЗ с Опель, проходящая при совместном участии Сбербанка с канадским концерном – производителем автозапчастей Магна? Реализация этого пакета мероприятий заставляет думать о том, что на российских автозаводах останется все как есть.
Структура автодилерства в России
Характерной особенностью рынка автомобильной торговли является проведение автопроизводителями тендеров на получение дилерских условий сотрудничества по определенной марке и распределение торговых регионов между дилерами. В результате конкурентного тендера за автодилером закрепляется определенная территориальная зона, на которой он проводит продажи той или иной марки автомобиля. Статус официального дилера, как правило, предоставляется на срок до пяти лет с дальнейшим продлением полномочных прав. Кроме того, производитель регулирует уровень розничных цен. В Москве крупных автодилеров не так много, торгующих машинами нескольких марок. Розничный рынок торговли новыми легковыми автомобилями характеризуется очень низкой степенью концентрации участников на нем. С учетом этой особенности, а также под влиянием кризиса, можно ожидать постепенного вытеснения небольших игроков с рынка. Одним из крупных лидеров по ряду автомобильных брендов является компания Автомир. Она опережает своих основных конкурентов Рольф и Мэйджор по занимаемой в количественном выражении доле на рынке. По числу салонов Автомир лидирует не только в Москве, но и в регионах. Для того чтобы можно было оценить как меняется расклад конкурентных позиций, занимаемых ведущими розничными продавцами, мы сначала представим в разрезе разных марок структуру основного дилерского состава по итогу 2005 года. Диаграмма– дилеры по автомобилям ВАЗ:
По итогам 2008 года позиции ведущих игроков на рынке розничных продаж авто изменились коренным образом, так как компания Инком – Авто полностью потеряла свои ведущие рыночные позиции, в настоящий момент она находится на стадии банкротства.
Сегментирование иностранных автомобилей
В стоимостном выражении доля иномарок более существенна по сравнению с машинами ВАЗ и ГАЗ, доля последних, как упоминалось, составляет 27%. На основании информации Ассоциации Европейского Бизнеса количество проданных в России новых иномарок в 2008 году составило 2,08 миллиона машин. По оценкам агентства ТОП-ЭКСПЕРТ лидером по объему проданных машин стал бренд Шевроле ( его доля на рынке новых легковых автомобилей составила 12%), далее следует Форд с долей 10%, Тойота и Худай на рынке имеют равные показатели по 9%.
Перспективные
тенденции - к чему стремится
потребитель при выборе
Кризисные явления в конце 2008 года еще не сказались в полной мере на общих результатах работы автомобилестроения, но спровоцировали снижение спроса на продукцию отрасли. К концу указанного периода финансовая ситуация в мире, падение продаж, накопившиеся нереализованные складские запасы автомобилей и нехватка оборотных средств на закупку автозапчастей и комплектующих материалов вынудили практически всех производителей останавливать или сокращать производство. В первом квартале 2009 года кризисные явления привели к повсеместному снижению производства и спроса на промышленные товары. Но на фоне негатива, заводчане думают о росте конкурентоспособности автомобилей, производимых российскими автозаводами, ими проводится работа по дальнейшей оптимизации производственных процессов, осуществляется внедрение различных комплексных программ, проводятся мероприятия по сокращению издержек организации производства автомобилей на уровне мировых стандартов. По ценовому фактору машины ВАЗ, ГАЗ и УАЗ находятся на первом месте в своих сегментах. Вывод на рынок новых моделей еще пока позволяют нашему автопрому, опираясь на помощь правительства, занимать относительно приемлемые позиции на рынке, но если еще два-три года назад на первом месте по значимости факторов при покупке автомобиля была его цена, то сейчас потребители все большее внимание уделяют качеству авто. Также в первую тройку факторов, принимаемых во внимание при выборе машины, входят надежность и безопасность, а над этими задачами заводам ВАЗ и ГАЗ предстоит еще очень много работать. В борьбе за клиента автодилеры действуют гораздо эффективнее, нежели российские автопроизводители. Дилеры предлагают клиенту максимум новых дополнительных услуг, так Автомир это делает за счет предоставления следующего комплекса: Круглосуточных услуг по эвакуации автомобиля и технической помощи; Предоставляет возможность воспользоваться парком прокатных автомобилей на время ремонта; Компания проводит сложную диагностику электронных систем, ходовой части и подвески; Предлагаются также услуги по тюнингу авто; Осуществляется агрегатный ремонт любого типа сложности.
Авторынок - маркетинговые исследования рынка легковых автомобилей.
Информация о работе Маркетинговые исследования авторынка легковых автомобилей