Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:30, статья
Маркетинговые исследования для медицинских препаратов проводятся аналогично, как и для всех товаров и услуг, выводимых на рынок. Но для исследований данного направления необходимо акцентировать внимание на ключевых моментах.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПАРАТА НА ОСНОВЕ МХА
И.Б. Раннева, менеджер по организации внебюджетной
деятельности; Н.В. Келус, начальник ОКНР
СибГМУ,
г. Томск, 52-96-33, malvina@ms.tusur.ru
Маркетинговые исследования для медицинских препаратов проводятся аналогично, как и для всех товаров и услуг, выводимых на рынок. Но для исследований данного направления необходимо акцентировать внимание на ключевых моментах. Рассмотрим маркетинговые исследования лекарственных средств на основе мха.
На сегодняшний день на российском рынке ассортимент энтеросорбентов («энтеро» – кишечник и «сорбео» – поглощаю) представлен довольно широко. Это обусловлено тем, что указанные препараты находят применение при оказании первой медицинской помощи при пищевых отравлениях, кишечных расстройств, аллергией и т.д. Общий объем розничных продаж энтеросорбентов в России в 2001 г. составлял 11 млн. долл.
Сырьем для производства препарата служит сфагновый мох, произрастающий в Западной Сибири. Масштабы произрастания сфагнового мха и довольно безопасная экологическая обстановка в данном регионе благоприятствует широкому использованию этой сырьевой базы. Лекарственное средство можно отнести по классификации АТС (средства, которые продаются без рецепта врача) к препаратам для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и прочим препаратам. Объемы продаж на этих двух сегментах рынка медицинских препаратов увеличиваются на 60–83% в год.
В
маркетинговом анализе так же
рассматриваются объекты и
Предмет исследования: лекарственные препараты группы адсорбентов, которые зарегистрированы в реестре лекарственных средств. Применялся статистический метод исследования – проведен опрос врачей и обработана информация. Опрос проводился 22 дня, анализ полученной информации производился с использованием стандартных пакетов прикладных программ «Statistica – 6.0» и «Microsoft Excel».
Важно указать наиболее значимые фармакологические характеристики у препарата. Был проведен анализ важности фармакологических свойств препарата для врачей разного профиля. Данные свойства представляют собой товар по замыслу. Анализ важности фармакологических свойств показал, что в приоритетную зону из фармакологических свойств лекарственного средства попадают следующие: адсорбирующее, ранозаживляющее. Эти свойства должны, особо выделиться при выведении нового товара на рынок.
При анализе сектора промышленности на Российском рынке лекарственных средств эксперты выделяют две группы препаратов:
1.
Традиционные лекарственные
2.
Новые лекарственные средства. Для
того чтобы добиться признания
их потребителями, требуются
К первой группе препаратов относится активированный уголь.
Препарат из мха относится ко второй группе.
Основными конкурентами на рынке энтеросорбентов являются: активированный уголь, смекта, полифепан, знтеросгель и полисорб. Препарат превосходит все конкурирующие препараты по сорбционной емкости и обладает невысокой ценой за курс лечения.
В результате проведенного анализа использования врачами адсорбентов, имеющихся на томском рынке лекарственных препаратовбыло выявлено, что наиболее применяемыми являются – активированный уголь (73,55%), смекта (66,94%), полифепан (44,63%), энтеродез (41,32%), энтеросгель (38,84%).
Так же была проведена оценка нужд потребителей и выявлены основные требования, предъявляемые покупателями к препарату (упаковка, цена, условия оплаты, качество). В зависимости от нужд покупателей требуется различный объем упаковки препарата. Лекарственное средство на основе мха будет выпускаться в упаковках массой от 1 до 50 г. Требования к препарату у различных групп покупателей отличаются. Для многих потребителей важен срок хранения препарата.
Потенциальными
потребителями препарата
Как и для любого товара нужно провести сегментацию рынка. Рынок конечных потребителей можно разделить на сегменты по уровню доходов, возрасту, поводу для совершения покупки, искомым выгодам. Сегментация рынка позволяет лучше понять мотивы покупки лекарственного средства. Также нужно указать недостатки основных конкурирующих препаратов и в приложении привести анкету, которая разрабатывалась для исследования объекта маркетинговых исследований.
Производство данного продукта привлекательно благодаря следующим факторам:
• доступность сырья – широкая распространенность в Западной Сибири, простота в его заготовке и сушке.
• безотходность производства – в производстве лекарственных средств будет использоваться экстракт для производства противогрибковой мази и шрот оставшийся после выделения экстракта для создания биологически активной добавки с ярко выраженными адсорбционными свойствами.
• Технология производства экологически чиста.
В
заключении можно отметить, что маркетологу
для маркетинговых исследований лекарственных
средств не нужны какие-либо знания в области
медицины, достаточно быть профессионалом
своего дела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлер, Филип, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Веронина. Основы маркетинга: пер. с англ. 2-е европ. Изд. М.; СПб.; К.: Издательский дом
«Вильямс», 2000. 944 с.
2. Синютин С. Разработка бюджета маркетинговой стратегии //Экономика и жизнь. 2003. N 15. С. 25.
3. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: О-75 Учеб. пособие / Под ред. В.М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 20001. 240 с.