Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования работы является рынок выездного туризма.
Предметом является маркетинговое исследование.
Задача данной курсовой работы - рассмотреть динамику выездного туризма за прошедшее десятилетие и структуру туристского рынка России. На основе статистических данных, приведенных на туристских интернет-порталах и в учебных пособиях, будут выявлены предпочтения российских туристов относительно зарубежных дестинаций, видов туризма, а также влияние различных факторов на формирование спроса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы маркетинговых исследований в туризме……5
1.1. Основные понятия выездного туризма………………………………..…..5
1.2. Виды и цели маркетинговых исследований…………………………….…6
1.3. Этапы проведения маркетинга……………………...……………………...10
1.4. Источники информации….………..………………………………………..13
1.5. Методы сбора информации…………………………………..……………16
Глава 2. Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России……………………………………………………18
2.1. Обзор российского рынка выездного туризма………..………………….18
2.2. Анализ данных выездного туризма в России за 2011 году…………….26
2.3. Маркетинговое исследование наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного ттуризма в России.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Рисунок 2.1.Страны-лидеры среди российских туристов в 2010 году млн.чел [13]

 Благодаря серьезному облегчению визового режима и хорошему чартерному сообщению, значительно увеличилось количество российских туристов в Мексике. По данным Rata-News, в 2009 году из России в эту страну было совершено лишь 284 турпоездок, в 2010 - уже 10 400 турпоездок [13,9].

В 2011 году туристический поток увеличился на 30% - 40%. Связано это с набирающим темпы экономическим подъёмом в стране, который создал благоприятный момент для российского выездного туризма, а также открывал новые возможности для агентств, туроператоров и туристических направлений. По данным аналитической службы АТОР, в первом квартале 2011 года за границу с целью туризма выехало на 7,4% больше россиян, чем в первом квартале 2010 года [10,11]. По итогам первого полугодия 2011 года, общее количество российских туристов, выехавших за рубеж, составило 18.3 млн., рост относительно аналогичного периода 2010 года составил 15%. При этом, 68.6% поездок было совершено в дальние страны, 31.4% - в ближнее зарубежье (рис 2.2).


Рисунок 2.2. Соотношение туристических поездок россиян в ближнее и дальнее зарубежье, % [9]

Вместе с тем, наблюдались значительные перемены в выборе направлений российскими туристами в 2011 году. По итогам 2011 года Египет сдал позиции, поскольку поездки в эту страну были не разрешены. Потенциальные посетители Египта переориентировались на Турцию и другие направления, от Гоа до Карибских островов. Эксперты компании "Тез тур" отметили, что трагические события в Турции, произошедшие летом 2011 года, не повлияли на интерес к ней россиян. Турция ежегодно принимает более 2 миллионов российских туристов, и чем больше поток, тем чаще там происходят несчастные случаи. К широкой огласке приводят только наиболее тяжелые, с летальными исходами случаи, которые происходят достаточно редко [13,14]. Самыми популярными направлениями у россиян в первом полугодии 2011 года стали: Турция, которую посетили более 1.13 млн. россиян, Китай, в котором побывали почти 632 тыс. человек, Египет – в нем отдохнули почти 489 тыс. российских туристов, и Таиланд – визиты в эту страну совершили более 421 тыс. человек (рис. 2.3).

Рисунок 2.3. Страны-лидеры среди российских туристов в первом полугодии 2011 года, млн.чел. [9].

Также увеличилось число российских туристов на Кубе (46 000 человек по сравнению с 29 818 в 2010 году), в Доминиканской Республике (+59.22%), которую с января по июль 2011 года посетили 52 000 туристов [9, 15, 13].

Отдельно следует отметить лидирующие направления пляжного отдыха, который, по данным компании «Ромир», является наиболее востребованным у россиян (по результатам исследований, 25% россиян предпочитают пляжный отдых, а 28% опрошенных готовы совмещать пляжный отдых с экскурсиями). В начале 2011 года, компанией Momondo.ru зафиксирован рост спроса на такие направления, как Испания (+39% к концу 2010 года), Марокко (+38%), Доминиканская республика (+37,5%). Прирост туристов свыше 30% отмечен также на Кубу, Кипр, Мальдивские и Сейшельские острова [16] (рис. 2.4).

Рисунок 2.4. Рост спроса на направления пляжного отдыха в январе 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года, % [16]

По данным исследовательской компании «Ромир», основным источником информации об отдыхе для российских туристов являются родственники, друзья и знакомые (68%), две трети (66%) изучают информацию в Интернете (рис. 2.5). При этом женщин, обращающихся в поисках рекомендаций к интернет-источникам, больше, чем мужчин (70% и 62% соответственно). Из средств массовой информации черпают полезную информацию об отдыхе четверть (26%) россиян, практически столько же (24%) консультируются сразу в нескольких турагентствах [15].

Рисунок 2.5. Наиболее популярные у россиян источники информации об отдыхе,% [17].

Участники выделяют на рынке туристических услуг несколько сегментов потребителей, в каждом из которых можно отметить приоритетные виды отдыха. Так, молодые одинокие люди предпочитают посещение баров, клубов, дискотек. На втором месте у представителей этой группы – солнечные ванны, на третьем – экскурсии. Молодые супружеские пары имеют несколько иные приоритеты – это в основном пассивный отдых, а также гастрономия и экскурсии. Состоящие в браке туристы предпочитают отдыхать всей семьей, реже – посещать экскурсии и принимать солнечные ванны. Для людей старше 45 лет и пенсионеров посещение музеев и другие экскурсионные программы являются наиболее предпочтительным видом отдыха (таблица 1). В отношении спроса со стороны различных категорий населения эксперты отмечают также, что чем ниже в культурном отношении человек, тем уже круг его интересов, тем меньше его интересует жизнь людей в других странах. В то же время, чем культурнее человек, тем выше его интеллектуальные, моральные, гражданские потребности, самосознание и чувство собственного достоинства.

Таблица 2.1. Основные приоритеты в выборе туристских услуг для разных социальных групп населения [10].

Рейтинг

Социальные группы

Молодые одинокие люди

Молодые супружеские пары

Семейные пары

Люди старше 45 лет

Пенсионеры

1

Посещение баров, клубов, дискотек

Пассивный отдых

Отдых с семьей

Экскурсии

Экскурсии

2

Солнечные ванны

Гастрономия

Пассивный отдых

Пассивный отдых

Поездки на природу

3

Экскурсии

Экскурсии

Экскурсии

Поездки на природу

 

4

Пассивный отдых

Отдых с партнером

Солнечные ванны

Гастрономия

Пассивный отдых

5

Поездки на природу

Солнечные ванны

Гастрономия

Солнечные ванны

Отдых с партнером или друзьями

Характерная тенденция развития рынка последних лет – оказание услуг он-лайн. По разным данным, сегодня в России насчитывается около 200 компаний, которые уже предоставляют онлайн услуги, такие как бронирование авиабилетов, отелей, трансферов для российских и иностранных туристов на территории страны. Однако уровень потребления таких услуг пока невелик: по данным компании Momondo.ru, в прошлом году россияне приобрели через Интернет только 7% от общего числа проданных в стране авиабилетов, в то время как европейские туристы – около 30%. В 2010 году сегмент туристических онлайн-услуг увеличился в два-три раза. По оценкам Минспорттуризма РФ, количество иностранных и российских туристов, желающих бронировать туры самостоятельно, прибегая к системам бронирования в Интернете, будет только расти. По прогнозу экспертов РБК, в 2011 году рост продолжился, но более умеренными темпами. В целом в 2011 году рынок выездного туризма вырас до 6-7 млрд долларов [9, 12].


2.2. Анализ данных выездного туризма в России за  2011 год.

Ниже приведен анализ данных по выездному туризму в России за 2011 год и относительное изменение по сравнению с 2010 годом .

Таблица 2.2 Анализ данных выездного туризма в России за  2011 год

Сравнительная таблица показателей выезда российских граждан за рубеж с целью туризма за 2010г. и 2011г.

Страны

2010

2011

Изменение, %

1

Турция

2367560

2681662

13

2

Китай

1440364

1502344

4

3

Египет

2198320

1452813

-34

4

Финляндия

709009

912105

29

5

Таиланд

264046

780234

195

6

Германия

470730

702346

49

7

Испания

411438

645303

57

8

Греция

386700

612464

58

9

Италия

451452

571603

27

10

ОАЭ

286856

394581

38

11

Чехия

267494

367461

37

12

Болгария

263225

339643

29

13

Кипр

234312

323631

38

14

Франция

222718

267167

20

15

Израиль

184776

225976

22

16

Австрия

135536

190840

41

17

Великобритания

119783

153998

29

18

Швейцария

121338

148694

23

19

Тунис

180080

145359

-19

20

США

85829

112213

31

21

Хорватия

99198

106447

7

22

Латвия

72644

89645

23

23

Нидерланды

72774

89496

23

24

Корея

74233

74960

1

25

Куба

37796

57008

51

26

Швеция

25323

50359

99

27

Польша

43018

48895

14

28

Литва

58142

47192

-19

29

Венгрия

31721

43905

38

30

Норвегия

12805

25581

100

31

Эстония

11509

25079

118

32

Мальта

17929

20139

12

 

Продолжение табл. 2.2

33

Япония

26124

13096

-50

34

Иордания

10204

8555

-16

35

Канада

4898

5494

12

36

Словакия

755

1556

106

37

Румыния

2018

1533

-24

Всего по всем странам

12605053

14495894

15

 

В 2011 году произошла дальнейшая стабилизация темпов роста выездного туризма. Практически по всем странам наращивание показателей.

Отдельные снижения показателей выездного туризма по некоторым странам объясняются, в основном, неблагоприятной политической обстановкой и природными катаклизмами. Это касается, прежде всего, Египта и Туниса, в которых из-за народных волнений и нестабильного политического режима въехало, соответственно, на 34% и 19% россиян меньше, чем в 2010году.  Стихийные бедствия и аварии на автономных станциях Японии уменьшили количество желающих посетить эту страну российских граждан сразу на половину. Так же произошло снижение численности российских туристов, выехавших в 2011 году в Литву, Иорданию и Румынию. По остальным странам наблюдается стойкое увеличение показателей, особенно прибавили в популярности у россиян Таиланд, Эстония, Норвегия, Словакия (более 100%).

В целом выездной туризм увеличился на 15%, что составило почти 2 млн. туристов. Всего же более 14 млн. российских туристов смогли выехать за рубеж в 2011 году.

Следующая диаграмма отображает наиболее популярные у россиян зарубежные страны в 2011 году.

Все также, как и в прошлые годы, периодически  меняясь местами, лидируют Турция, Китай и Египет. По остальным странам также существенных изменений по сравнению с 2010 годом не произошло, за исключением Таиланда, в который турпоток из России увеличился в три раза или почти на 200%.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать об дальнейшей стабилизации развития туризма в России в 2011 году и увеличении темпов роста выездного туризма в целом.

 

Рисунок 2.6 диаграмма наиболее популярных зарубежных стран у россиян в 2011 году


2.3. Маркетинговое исследование наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области.

Маркетинговое исследование на тему: «Наиболее популярные направления выездного туризма в Иркутской области»

Проблема исследования:

            Насколько популярен выездной туризм в Иркутской области;

            Будет ли это рентабельно.

Цель исследования:

            Выявление наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области.

Задачи исследования:

            Рассмотреть динамику выездного туризма за 2011год в Иркутской области;

            Выявить группу покупателей турпродукта;

            Выявить страны, наиболее привлекательные для жителей г.Иркутск.

Объект исследования:

Информация о работе Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России