Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 10:46, курсовая работа
Объектом исследования работы является рынок выездного туризма.
Предметом является маркетинговое исследование.
Задача данной курсовой работы - рассмотреть динамику выездного туризма за прошедшее десятилетие и структуру туристского рынка России. На основе статистических данных, приведенных на туристских интернет-порталах и в учебных пособиях, будут выявлены предпочтения российских туристов относительно зарубежных дестинаций, видов туризма, а также влияние различных факторов на формирование спроса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы маркетинговых исследований в туризме……5
1.1. Основные понятия выездного туризма………………………………..…..5
1.2. Виды и цели маркетинговых исследований…………………………….…6
1.3. Этапы проведения маркетинга……………………...……………………...10
1.4. Источники информации….………..………………………………………..13
1.5. Методы сбора информации…………………………………..……………16
Глава 2. Маркетинговые исследования наиболее популярных направлений выездного туризма в России……………………………………………………18
2.1. Обзор российского рынка выездного туризма………..………………….18
2.2. Анализ данных выездного туризма в России за 2011 году…………….26
2.3. Маркетинговое исследование наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………
Рисунок 2.1.Страны-лидеры среди российских туристов в 2010 году млн.чел [13]
Благодаря серьезному облегчению визового режима и хорошему чартерному сообщению, значительно увеличилось количество российских туристов в Мексике. По данным Rata-News, в 2009 году из России в эту страну было совершено лишь 284 турпоездок, в 2010 - уже 10 400 турпоездок [13,9].
В 2011 году туристический поток увеличился на 30% - 40%. Связано это с набирающим темпы экономическим подъёмом в стране, который создал благоприятный момент для российского выездного туризма, а также открывал новые возможности для агентств, туроператоров и туристических направлений. По данным аналитической службы АТОР, в первом квартале 2011 года за границу с целью туризма выехало на 7,4% больше россиян, чем в первом квартале 2010 года [10,11]. По итогам первого полугодия 2011 года, общее количество российских туристов, выехавших за рубеж, составило 18.3 млн., рост относительно аналогичного периода 2010 года составил 15%. При этом, 68.6% поездок было совершено в дальние страны, 31.4% - в ближнее зарубежье (рис 2.2).
Рисунок 2.2. Соотношение туристических поездок россиян в ближнее и дальнее зарубежье, % [9]
Вместе с тем, наблюдались значительные перемены в выборе направлений российскими туристами в 2011 году. По итогам 2011 года Египет сдал позиции, поскольку поездки в эту страну были не разрешены. Потенциальные посетители Египта переориентировались на Турцию и другие направления, от Гоа до Карибских островов. Эксперты компании "Тез тур" отметили, что трагические события в Турции, произошедшие летом 2011 года, не повлияли на интерес к ней россиян. Турция ежегодно принимает более 2 миллионов российских туристов, и чем больше поток, тем чаще там происходят несчастные случаи. К широкой огласке приводят только наиболее тяжелые, с летальными исходами случаи, которые происходят достаточно редко [13,14]. Самыми популярными направлениями у россиян в первом полугодии 2011 года стали: Турция, которую посетили более 1.13 млн. россиян, Китай, в котором побывали почти 632 тыс. человек, Египет – в нем отдохнули почти 489 тыс. российских туристов, и Таиланд – визиты в эту страну совершили более 421 тыс. человек (рис. 2.3).
Рисунок 2.3. Страны-лидеры среди российских туристов в первом полугодии 2011 года, млн.чел. [9].
Также увеличилось число российских туристов на Кубе (46 000 человек по сравнению с 29 818 в 2010 году), в Доминиканской Республике (+59.22%), которую с января по июль 2011 года посетили 52 000 туристов [9, 15, 13].
Отдельно следует отметить лидирующие направления пляжного отдыха, который, по данным компании «Ромир», является наиболее востребованным у россиян (по результатам исследований, 25% россиян предпочитают пляжный отдых, а 28% опрошенных готовы совмещать пляжный отдых с экскурсиями). В начале 2011 года, компанией Momondo.ru зафиксирован рост спроса на такие направления, как Испания (+39% к концу 2010 года), Марокко (+38%), Доминиканская республика (+37,5%). Прирост туристов свыше 30% отмечен также на Кубу, Кипр, Мальдивские и Сейшельские острова [16] (рис. 2.4).
Рисунок 2.4. Рост спроса на направления пляжного отдыха в январе 2011 года по сравнению с декабрем 2010 года, % [16]
По данным исследовательской компании «Ромир», основным источником информации об отдыхе для российских туристов являются родственники, друзья и знакомые (68%), две трети (66%) изучают информацию в Интернете (рис. 2.5). При этом женщин, обращающихся в поисках рекомендаций к интернет-источникам, больше, чем мужчин (70% и 62% соответственно). Из средств массовой информации черпают полезную информацию об отдыхе четверть (26%) россиян, практически столько же (24%) консультируются сразу в нескольких турагентствах [15].
Рисунок 2.5. Наиболее популярные у россиян источники информации об отдыхе,% [17].
Участники выделяют на рынке туристических услуг несколько сегментов потребителей, в каждом из которых можно отметить приоритетные виды отдыха. Так, молодые одинокие люди предпочитают посещение баров, клубов, дискотек. На втором месте у представителей этой группы – солнечные ванны, на третьем – экскурсии. Молодые супружеские пары имеют несколько иные приоритеты – это в основном пассивный отдых, а также гастрономия и экскурсии. Состоящие в браке туристы предпочитают отдыхать всей семьей, реже – посещать экскурсии и принимать солнечные ванны. Для людей старше 45 лет и пенсионеров посещение музеев и другие экскурсионные программы являются наиболее предпочтительным видом отдыха (таблица 1). В отношении спроса со стороны различных категорий населения эксперты отмечают также, что чем ниже в культурном отношении человек, тем уже круг его интересов, тем меньше его интересует жизнь людей в других странах. В то же время, чем культурнее человек, тем выше его интеллектуальные, моральные, гражданские потребности, самосознание и чувство собственного достоинства.
Таблица 2.1. Основные приоритеты в выборе туристских услуг для разных социальных групп населения [10].
Рейтинг | Социальные группы | ||||
Молодые одинокие люди | Молодые супружеские пары | Семейные пары | Люди старше 45 лет | Пенсионеры | |
1 | Посещение баров, клубов, дискотек | Пассивный отдых | Отдых с семьей | Экскурсии | Экскурсии |
2 | Солнечные ванны | Гастрономия | Пассивный отдых | Пассивный отдых | Поездки на природу |
3 | Экскурсии | Экскурсии | Экскурсии | Поездки на природу |
|
4 | Пассивный отдых | Отдых с партнером | Солнечные ванны | Гастрономия | Пассивный отдых |
5 | Поездки на природу | Солнечные ванны | Гастрономия | Солнечные ванны | Отдых с партнером или друзьями |
Характерная тенденция развития рынка последних лет – оказание услуг он-лайн. По разным данным, сегодня в России насчитывается около 200 компаний, которые уже предоставляют онлайн услуги, такие как бронирование авиабилетов, отелей, трансферов для российских и иностранных туристов на территории страны. Однако уровень потребления таких услуг пока невелик: по данным компании Momondo.ru, в прошлом году россияне приобрели через Интернет только 7% от общего числа проданных в стране авиабилетов, в то время как европейские туристы – около 30%. В 2010 году сегмент туристических онлайн-услуг увеличился в два-три раза. По оценкам Минспорттуризма РФ, количество иностранных и российских туристов, желающих бронировать туры самостоятельно, прибегая к системам бронирования в Интернете, будет только расти. По прогнозу экспертов РБК, в 2011 году рост продолжился, но более умеренными темпами. В целом в 2011 году рынок выездного туризма вырас до 6-7 млрд долларов [9, 12].
2.2. Анализ данных выездного туризма в России за 2011 год.
Ниже приведен анализ данных по выездному туризму в России за 2011 год и относительное изменение по сравнению с 2010 годом .
Таблица 2.2 Анализ данных выездного туризма в России за 2011 год
Сравнительная таблица показателей выезда российских граждан за рубеж с целью туризма за 2010г. и 2011г. | ||||
№ | Страны | 2010 | 2011 | Изменение, % |
1 | Турция | 2367560 | 2681662 | 13 |
2 | Китай | 1440364 | 1502344 | 4 |
3 | Египет | 2198320 | 1452813 | -34 |
4 | Финляндия | 709009 | 912105 | 29 |
5 | Таиланд | 264046 | 780234 | 195 |
6 | Германия | 470730 | 702346 | 49 |
7 | Испания | 411438 | 645303 | 57 |
8 | Греция | 386700 | 612464 | 58 |
9 | Италия | 451452 | 571603 | 27 |
10 | ОАЭ | 286856 | 394581 | 38 |
11 | Чехия | 267494 | 367461 | 37 |
12 | Болгария | 263225 | 339643 | 29 |
13 | Кипр | 234312 | 323631 | 38 |
14 | Франция | 222718 | 267167 | 20 |
15 | Израиль | 184776 | 225976 | 22 |
16 | Австрия | 135536 | 190840 | 41 |
17 | Великобритания | 119783 | 153998 | 29 |
18 | Швейцария | 121338 | 148694 | 23 |
19 | Тунис | 180080 | 145359 | -19 |
20 | США | 85829 | 112213 | 31 |
21 | Хорватия | 99198 | 106447 | 7 |
22 | Латвия | 72644 | 89645 | 23 |
23 | Нидерланды | 72774 | 89496 | 23 |
24 | Корея | 74233 | 74960 | 1 |
25 | Куба | 37796 | 57008 | 51 |
26 | Швеция | 25323 | 50359 | 99 |
27 | Польша | 43018 | 48895 | 14 |
28 | Литва | 58142 | 47192 | -19 |
29 | Венгрия | 31721 | 43905 | 38 |
30 | Норвегия | 12805 | 25581 | 100 |
31 | Эстония | 11509 | 25079 | 118 |
32 | Мальта | 17929 | 20139 | 12 |
Продолжение табл. 2.2
33 | Япония | 26124 | 13096 | -50 |
34 | Иордания | 10204 | 8555 | -16 |
35 | Канада | 4898 | 5494 | 12 |
36 | Словакия | 755 | 1556 | 106 |
37 | Румыния | 2018 | 1533 | -24 |
Всего по всем странам | 12605053 | 14495894 | 15 |
В 2011 году произошла дальнейшая стабилизация темпов роста выездного туризма. Практически по всем странам наращивание показателей.
Отдельные снижения показателей выездного туризма по некоторым странам объясняются, в основном, неблагоприятной политической обстановкой и природными катаклизмами. Это касается, прежде всего, Египта и Туниса, в которых из-за народных волнений и нестабильного политического режима въехало, соответственно, на 34% и 19% россиян меньше, чем в 2010году. Стихийные бедствия и аварии на автономных станциях Японии уменьшили количество желающих посетить эту страну российских граждан сразу на половину. Так же произошло снижение численности российских туристов, выехавших в 2011 году в Литву, Иорданию и Румынию. По остальным странам наблюдается стойкое увеличение показателей, особенно прибавили в популярности у россиян Таиланд, Эстония, Норвегия, Словакия (более 100%).
В целом выездной туризм увеличился на 15%, что составило почти 2 млн. туристов. Всего же более 14 млн. российских туристов смогли выехать за рубеж в 2011 году.
Следующая диаграмма отображает наиболее популярные у россиян зарубежные страны в 2011 году.
Все также, как и в прошлые годы, периодически меняясь местами, лидируют Турция, Китай и Египет. По остальным странам также существенных изменений по сравнению с 2010 годом не произошло, за исключением Таиланда, в который турпоток из России увеличился в три раза или почти на 200%.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать об дальнейшей стабилизации развития туризма в России в 2011 году и увеличении темпов роста выездного туризма в целом.
Рисунок 2.6 диаграмма наиболее популярных зарубежных стран у россиян в 2011 году
2.3. Маркетинговое исследование наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области.
Маркетинговое исследование на тему: «Наиболее популярные направления выездного туризма в Иркутской области»
Проблема исследования:
Насколько популярен выездной туризм в Иркутской области;
Будет ли это рентабельно.
Цель исследования:
Выявление наиболее популярных направлений выездного туризма в Иркутской области.
Задачи исследования:
Рассмотреть динамику выездного туризма за 2011год в Иркутской области;
Выявить группу покупателей турпродукта;
Выявить страны, наиболее привлекательные для жителей г.Иркутск.
Объект исследования: