Мерчендайзинг розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

В первой главе отображена теория мерчендайзинга розничной торговли. Глава состоит из трех параграфов: в первом – приведены базовые понятия мерчендайзинга; во втором параграфе его предпосылки, поведение потребителей, природная система человека и способы управления поведением покупателя; а в третьем – методологические основы внедрения технологий мерчендайзинга, подходы к распределению торгового зала, поведенческие составляющие его распределения на зоны. Вторая глава – практическая. В ней приведены результаты исследования сферы обслуживания города Якутска на предмет использования теории и методов мерчендайзинга. В качестве объектов выбраны широко известные магазины: универсам «Удачная покупка» ТВЦ «Вектор», ул. Орджоникидзе, 10/1, 1 этаж и магазин № 1 «Туймаада», пр. Ленина, 37. На основе исследования сделаны выводы, которые изложены в заключении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Мерчендайзинг розничной торговли
1.1. Понятие мерчендайзинга розничной торговли
1.2. Теоретические предпосылки мерчендайзинга
1.2.1. Поведение потребителей как компонент технологий мерчендайзинга
1.2.2. Природная система человека, как основная предпосылка при формировании теоретических основ мерчендайзинга
1.2.3. Управление поведением посетителей на основе восприятий и ощущений
1.3. Методологические основы внедрения технологий мерчендайзинга
1.3.1. Подходы к распределению площади торгового зала и регулированию покупательских потоков
1.3.2. Атмосфера торгового зала и поведенческие составляющие его распределения на зоны
1.3.3. Компоненты атмосферы торгового зала
Глава 2. Мерчендайзинговый подход к планировке торгового зала и выкладке товаров
2.1. Выкладка товаров и оформление прилавков
2.2. Торгово–выставочный инвентарь
2.3. Планировка торгового зала
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

МЕРЧЕНДАЙЗИНГ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

     2.3. Планировка торгового зала. 

     Рассмотрим  планировку магазинов. Начнем с магазина «Туймаада». Этот магазин разделен на две неравные части: В первой – продуктовый отдел; во второй – спиртное и бытовая химия.

     В первом (продуктовом) торговом зале изначально неправильно выбрано направление  движения покупательского потока (рис. 6 стр. 17), согласно исследованиям психологов, человек комфортнее себя чувствует при движении против часовой стрелки. 

 

                                                       

                                                              А1                                               

                                                                                                                           В2

                   Б1

                                                                                                                 Б2

                                                              В1                                                А2

          - прилавки, стеллажи, холодильники

          - кассы, камера хранения

     Рис. 14. Примерный план магазина «Туймаада» 

       По правилам мерчендайзинга (рис.7), каждый торговый зал делится  на три зоны. Зона А1 – это  зона адаптации, но в силу неправильно выбранного направления движения, эта зона становится зоной возвращения, а зона В1 – зоной адаптации.

       В магазине в зоне адаптации  (В1) находятся следующие товары: фрукты (повседневный спрос), дорогие и неизвестные кондитерские изделия (импульсивно-побудительный выбор), соки (повседневный спрос), детское питание (предварительный выбор) и часть хлебобулочных изделий (повседневный спрос). В соответствии с наиболее вероятными психологическими характеристиками посетителей, в зоне адаптации следует размещать обдуманные товары, не требующие особой концентрации внимания для восприятия и не активизирующие защитные рефлексы, такие как хлеб, хлебобулочные изделия, фрукты, овощи, мясо, колбасные изделия и другие продукты не являющиеся экзотическими.

     В зоне покупки (Б1) находятся: кофе, чай, мясные и рыбные консервы, корм для животных, колбасные изделия, торты, сыры и молочная продукция, консервированные фрукты и овощи, соусы, яйца, мясо и рыба.

     С моей точки зрения, в магазинах, специализирующихся только на продуктах питания, зона адаптации и зона покупки четких границ не имеют. В магазине «Туймаада» из зоны покупки (Б1) в зону возвращения (В1) можно перенести корм для животных, а ассортимент зоны покупки расширить за счет добавления более дорогих продуктов.

     Что касается зоны возвращения, то она (В1) должна быть заполнена товарами  импульсивного спроса (например: чипсы, орешки, одноразовые чай, кофе, посуда, мелкие кондитерские изделия, сигареты). Однако в магазине «Туймаада», эта зона занята бакалеей, растительным маслом и хлебобулочными изделиями.

     Во  второй части магазина «Туймаада», товары в зонах адаптации А2 (бытовая химия), покупки Б2 (спиртное) и возвращения В2 (дорогое спиртное) расположены почти правильно, но для повышения товарооборота можно более дорогое спиртное переместить в зону покупки, а в зону возвращения поместить прилавок с легкими закусками.

     Не  смотря на то, что в универсаме «Удачная покупка» существует должность мерчендайзера, площадь торгового зала гораздо больше и планировка удобнее, чем в магазине «Туймаада» - ошибок по планировке торгового зала больше. 

        

     

        В           Б

                 

                  А

     

     

          - прилавки, стеллажи, холодильники

  • - кассы, камера хранения

                        - направление движения посетителя по «холодным» зонам

     Рис. 15. Примерный план универсама «Удачная покупка»

     Таблица 3.

     Перечень  товаров по зонам.

А) Зона адаптации Соки, воды, спиртное, курительные принадлежности, щетки, совки, веники, бытовая химия в широчайшем ассортименте, мелкие предметы одежды, банные принадлежности, прихватки, посуда, одноразовая посуда, игрушки, подгузники, туалетная бумага, салфетки, бакалея, хлеб, продукты для диабетиков, кондитерские изделия в широком ассортименте, кофе, чай, корм для животных, товары с рекламной акцией.
Б ) зона

Покупки

Канцелярские  принадлежности, газеты, журналы, открытки, чипсы, орешки, мелкоштучные кондитерские изделия, жевательные резинки, сигареты, одноразовые кофе, чай.
В) зона

возвращения

Консервы, соусы, растительные масла, торты, салаты, колбасные изделия, сыры, продукты гриль, мясо, рыба, молочные изделия.
 

     На  основании выше перечисленного, говорить о перемещении товаров с одной  полки на другую, из зоны в зону нет  смысла. Для начала надо переоборудовать торговый зал таким образом, чтобы количество торгово-выставочного оборудования, товара на полках не способствовало включению безусловных оборонительных рефлексов и появлению большого количества «холодных» зон.

     Основываясь на результатах данного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. мерчендайзинговый подход в супермаркетах г. Якутска не применяется;
  2. а службы безопасности в них – работают «отменно», видео- и фотосъемка в помещениях магазинов строго запрещена без разрешения начальства (разрешение дали только на 5 фотографий, и строго следили за мной).

 

      Заключение 

     Все мы горожане, живем в напряженном  ритме и по улицам передвигаемся  с достаточно большой скоростью. И в магазин мы заходим на этой же скорости. Необходимо «сбить скорость», сделать так, чтобы покупатель перемещался по магазину более медленно, «вдумчиво». Что надо сделать?

     Размещение  рекламных информационных конструкций  сбавляет скорость покупателя. Деликатное изменение траектории движения: покупатель входит в вестибюль магазина по-прямой, но при перемещении вестибюля в торговый зал он вынужден повернуть. Итак, снижение скорости достигнуто.

     Второй  момент - траектория движения. Большинству  людей комфортнее двигаться по залу против часовой стрелки. Покупателю нужно предоставить такую возможность. В связи с этим, была продумана так называемая «актуальная дорожка» - обход по периметру.

     Наблюдения  показывают, что 80-90% покупателей проходят магазин по периметру и только 40-50% заходят в серединную зону магазина самообслуживания. Покупателю удобнее брать товар, располагающийся справа по ходу его движения.

     Третий  момент - зрительная вертикаль. Товары на полках располагаются на уровне глаз, выше уровня глаз, на уровне рук и над уровнем пола. Первым делом, покупатель обращает внимание на товары, располагающиеся на уровне глаз. В связи с этим 40% товаров нужно располагать на уровне глаз, 20% - выше уровня глаз, 30% - на уровне рук, и 10% - над уровнем пола. Таково оптимальное размещение. На уровне глаз рекомендуется располагать наиболее ходовой товар, который меняется, в зависимости от контингента покупателей. Нам удобнее просматривать товар слева направо и сверху  вниз - наш взгляд движется также как при чтении. У покупателя должна быть возможность такого, привычного ему осмотра. Не рекомендуется располагать товары слишком высоко. По мере вертикального удаления от ручного доступа «покупабельность» товара убывает. Отдельный случай - демонстрационные образцы. Их не возбраняется размещать под потолком - там они наиболее заметны. Подобный прием демонстрации часто применяется к крупномерным мягким игрушкам, спорттоварам.

     Созданию  комфортной атмосферы способствует гармоничное цветовое решения интерьера  и торгового оборудования.

     Еще один нюанс, характерный для магазинов самообслуживания: покупатели раскупают товар, и полки постепенно пустеют - то там, то тут образуются «прогалины», пустоты. Нужно не допускать этого и оперативно докладывать товар на опустевшие участки. В противном случае, покупатель начинает испытывать дискомфорт. Он должен чувствовать, что товара много, что он новый. Ощущения «непочатой сокровищницы» для покупателя лучше, нежели созерцание пустот.

     Четвертый момент. Заходя в магазин, покупатель направляется к секции с нужным ему  товаром, потом поворачивает к кассе. То есть движение по треугольной траектории. Зону, образованную этими векторами, мерчендайзеры назвали золотым треугольником. Нужно добиться того, чтобы покупатель провел в этом золотом треугольнике наибольшее время. Наконец, площадь золотого треугольника можно увеличить.

     Пятый нюанс. Любой покупатель приходит в магазин с подсознательной установкой «Не заставляйте меня думать и искать». То есть товары должны располагаться так, чтобы их было легко найти. Ибо покупатель, раз - другой не найдя нужный ему продукт, просто пойдет в другой магазин. Товары должны быть легко находимы - с помощью информационных конструкций, расположения товара.

     Оптимальная доля торгового оборудования в пространстве магазина - 40%. Остальная часть его  площади предназначена для движения покупателей. Толчеи и тесноты не должно быть. Располагая оборудованием нужно детально выяснить специфику товарооборота, точно определить зонирование сезонного и несезонного товара.

     Одинаковых  супермаркетов не существует: у каждого  магазина свой перечень ходового товара, покупатели у каждого из магазинов разные, так что абсолютных рецептов нет.

 

      Список использованной литературы: 

Викентьев И.Л. Приемы рекламы. Новосибирск ЦЭРИС, 1993.
Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: Руспартнер, 1994
Герчикова И. Н. Менеджмент. – 1994
Говард  Д., Шет Дж. Теория поведения покупателя. Классика маркетинга/ Сост.: Б.М.Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.- СПб.: Питер, 2001.
Голубков  Е.П. Маркетинг: словарь. М.: Экономика. Дело лтд, 1994
Завьялов  П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: МО, 1996.
Канаян  Кира и Рубен. Мерчендайзинг.- М.; РИП-холдинг, 2001.
Котлер  Ф. Маркетинг менеджмент.-СПб.: Питер  Ком, 1999.
Крамарев  А.Н. статья «Мерчендайзинг – чудеса или расчет?»
Лоусон  Р. Поведение потребителей. Маркетинг / под ред. М. Бейкера. – 2002 ,  СПб.
Маркетинг/ под ред. М. Бейкера. – СПб., Питер, 2002.
Мерчендайзинг: управление розничными продажами. –  М.: Издательство Проспект, 2004.
Мерчендайзинг: Управление розничными продажами.-М.: Издательство Жигулевского, 2002
Мескон  М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 1993.
Парамонова  Т.Н. - Планировка магазина как важнейший  элемент мерчендайзинга. - Журнал «Практический  маркетинг» - №4, 2000
Парамонова  Т.Н. Маркетинг в розничном предприятии. - М.: МГУК, 2002.
Смольников  И. - Мерчендайзинг., Сибирская Торговая газета, №16/2002
Яшин  С.А. Как товар выложишь, так и  продашь// Лег Пром Бизнес. - 2000.-№3 (17)

Информация о работе Мерчендайзинг розничной торговли