Мерчендайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:26, доклад

Описание работы

Быстрый рост производства товаров привел к принципиальным изменениям в торговой сфере. Торговля в свою очередь переживает бурный рост. Резко возрастает количество работников торговли. Бурный послевоенный рост (в 1950-х годах) рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчендайзинга. Стали выделятся специально подготовленные сотрудники – мерчендайзеры. Задачи, стоящие перед ними, все более усложняются: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж.

Работа содержит 1 файл

доклад по мерчендайзингу.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

Известный французский колорист Ж. Филасье установил, что внимание человека, в первую очередь привлекают красный, желтый, оранжевый и пурпурный цвет. Однако изобилие красного или желтого цвета может вызывать негативную реакцию. Поэтому не рекомендуется использовать данные цвета в качестве основного фона для фирменных ценников, иначе, раздражение покупателя будет гарантированно.

4.                  Музыка может вносить значимый вклад формирования атмосферы магазина, дифференцированной адекватно поведению посетителя на различных этапах маршрута и его движения. Её можно использовать для решения целого ряда задач, в частности, для: выделения сегментов и формирования соответствующего ситуации настроения, воздействия на скорость движения покупателей и осуществления покупок, создание различных образов и выделения особенностей сегментов, привлечения или направления внимания посетителей.

5.                  Запахи составляют основу обоняния, оказывают самое сильное и быстрое влияние на эмоциональное состояние человека, позволяют оперативно формировать атмосферу.

Сегодня [8] разработаны оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные товары. Для продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров – запах кожи, особенно если в ассортименте представлены товары из ее заменителей и т.д. Благодаря ароматизации воздуха можно увеличить объем продаж магазина на 10-15%.

6.                  Торговый персонал может благоприятно влиять на покупателей приветливостью, привлекательным внешним видом, своим профессионализмом, знанием товара, вызывая и них доверие и уверенность в правильности решения о покупке.

7.                  Скопление людей в магазине может привести к сокращению времени пребывания посетителя в магазине или откладывание им несрочных покупок; отсутствие людей может посеять сомнение в том, что магазин пользуется популярностью.

8.                  Парковка автомобилей возле магазинов. В крупных и средних городах возможность припарковать машину у магазина становиться значимым фактором его привлекательности для большинства обеспеченных покупателей, доля которых постоянно растет.


1.4. Планировка торгового зала

Рассмотрим планировку магазинов. Например, магазин «Х» разделен на две неравные части: В первой – продуктовый отдел; во второй – спиртное и бытовая химия.

В первом (продуктовом) торговом зале изначально неправильно выбрано направление движения покупательского потока (рис. 6 стр. 17), согласно исследованиям психологов, человек комфортнее себя чувствует при движении против часовой стрелки.

                                                 

                                                  А1                                               

                                                                                                               В2

       Б1

                                                                                                      Б2

                                                  В1                                                А2

- прилавки, стеллажи, холодильники

- кассы, камера хранения

Рис. 8. Примерный план магазина «Х»

 

По правилам мерчендайзинга каждый торговый зал делится на три зоны. Зона А1 – это зона адаптации, но в силу неправильно выбранного направления движения, эта зона становится зоной возвращения, а зона В1 – зоной адаптации.

В магазине в зоне адаптации (В1) находятся следующие товары: фрукты (повседневный спрос), дорогие и неизвестные кондитерские изделия (импульсивно-побудительный выбор), соки (повседневный спрос), детское питание (предварительный выбор) и часть хлебобулочных изделий (повседневный спрос). В соответствии с наиболее вероятными психологическими характеристиками посетителей, в зоне адаптации следует размещать обдуманные товары, не требующие особой концентрации внимания для восприятия и не активизирующие защитные рефлексы, такие как хлеб, хлебобулочные изделия, фрукты, овощи, мясо, колбасные изделия и другие продукты не являющиеся экзотическими.

В зоне покупки (Б1) находятся: кофе, чай, мясные и рыбные консервы, корм для животных, колбасные изделия, торты, сыры и молочная продукция, консервированные фрукты и овощи, соусы, яйца, мясо и рыба.

 

             

 

                            В                                                                            Б

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                        А

 

 

 

- прилавки, стеллажи, холодильники

  • - кассы, камера хранения

              -  направление движения посетителя по «холодным» зонам

Рис. 9. Примерный план универсама «Х»

 

Таблица 3.

Перечень товаров по зонам.

А) Зона адаптации

Соки, воды, спиртное, курительные принадлежности, щетки, совки, веники, бытовая химия в широчайшем ассортименте, мелкие предметы одежды, банные принадлежности, прихватки, посуда, одноразовая посуда, игрушки, подгузники, туалетная бумага, салфетки, бакалея, хлеб, продукты для диабетиков, кондитерские изделия в широком ассортименте, кофе, чай, корм для животных, товары с рекламной акцией.

Б ) зона

Покупки

Канцелярские принадлежности, газеты, журналы, открытки, чипсы, орешки, мелкоштучные кондитерские изделия, жевательные резинки, сигареты, одноразовые кофе, чай.

В) зона

возвращения

Консервы, соусы, растительные масла, торты, салаты, колбасные изделия, сыры, продукты гриль, мясо, рыба, молочные изделия.


 

 

Порой покупатель не сразу адаптируется к атмосфере прилавка, но при этом останавливается, следовательно, товары, выложенные в начале прилавка, охвачен его вниманием слабо. Этот участок, протяженностью около 35 см условно можно выделить как «мертвую» точку, или «холодную» зону.

 

 

 

  «Мёртвая »

      точка,                      «Горячая» зона            Нейтральная зона,

        Или                      ________________       __________________

  «холодная»       или зона покупок           или зона средних

        зона                                                                                  покупок

       35 см

                                  Направление движения покупателей

              а)

5%

20%

50%

20%

5%

Необхо-димые товары

Товары импуль-сивного спроса

Товары пассив-ного спроса

Необхо-димые товары

Товары импуль-сивного спроса

                                                             5-6 метров

б)

Рис. 10. Распределение познавательных ресурсов покупателя по горизонтали островного прилавка (а) и наиболее вероятная схема размещения товаров (б) на коротких (5-6 метров) прилавках

По мере продвижения вдоль прилавка познавательные ресурсы покупателя полностью адаптируются к атмосфере прилавка, поведение соответствует состоянию активных покупок («горячая» зона). После осуществления необходимых покупок, отношение покупателя к остальной части прилавка становится нейтральным, покупки здесь менее интенсивны, следовательно, этот сектор условно можно выделить как нейтральную зону.


Библиографический список

1.      Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: Издательство «Прогресс», 1992.

2.      Крамарев А.Н. статья «Мерчендайзинг – чудеса или расчет?»

3.      Мерчендайзинг: управление розничными продажами. – М.: Издательство Проспект, 2004.

4.      Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – 1993.

 



[1] Крамарев А.Н. статья «Мерчендайзинг – чудеса или расчет?»

[2] Маркетинг/ под ред. М. Бейкера. – СПб., Питер, 2002.

[3] Мерчендайзинг: управление розничными продажами. – М.: Издательство Проспект, 2004.

[4] Лоусон Р. Поведение потребителей. Маркетинг / под ред. М. Бейкера. – 2002 ,  СПб.

[5] Канаян Кира и Рубен. Мерчендайзинг.- М.; РИП-холдинг, 2001.

[6] Бакунович М.Ф., статья «Атмосфера магазина»; журнал «Товаровед и Торговля», №4, апрель 2005 год.

[7] См. там же.

[8] http://www.marketing-mix.ru


Информация о работе Мерчендайзинг