Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:29, реферат
Какие же цели ставит перед собой государство в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:
Введение. 3
1. Сущность государственного регулирования цен. 6
2. Цена, ее виды и функции. 14
3. Государственное воздействие на цены. 16
3.1 Меры, методы и способы воздействия государства на цены. 16
3.2 Функции и задачи государственного воздействия на цены. 22
4. Законодательное регулирование цен в Российской Федерации. 25
4.1 Административное регулирование цен 25
4.2 Регулирование цен естественных монополий. 29
4.3 Регулирование цен гражданским законодательством 30
4.4 Регулирование цен в целях налогообложения 31
Заключение. 34
Список используемой литературы. 36
Прямое
регулирование цен
В США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак поддерживаются преимущественно через залоговые операции и закупки у фермеров, а цены на молочные продукты – через закупки и излишки этих продуктов у перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует минимальные уровни залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйственную продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами. Эту функцию выполняет Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.
В Японии создан особый правительственный орган – бюро цен управления экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденции спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водоснабжение и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских цен.
Наряду с методами прямого регулирования государство воздействует на процесс ценообразования и с помощью косвенных мер. Эти меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом и предложением.
Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.
Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен, зачастую, отменяется. Так, в 70-х годах в США было установлено государственное регулирование авиационных, железнодорожных и автомобильных грузовых тарифов, тарифов телефонной связи, банковского дела. Это, к примеру, в гражданской авиации способствовало снижению издержек производства посредством снятия маловыгодных маршрутов, увеличения степени загрузок рейсов, сокращения персонала и т. д.
Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она составляет около 20%.
Практика государственного регулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:
Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.
Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. В рамках рыночного подхода – это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослежена связь цены товара с ценностью как объекта потребления. Цена проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что рынка, без купли – продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая – найти цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Существуют два механизма ценообразования: рыночный и производственный затратный.
Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Если рассматривать ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения, то при условии зависимости спроса на товар только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.
Функции цен:
В зависимости от сфер торговли различают несколько видов цен:
Виды цен, различаются по степени и способам регулирования.
Мировые цены – цены мирового рынка подразделяются на:
Государственное
вмешательство в
Прямым
государственным вмешательством в
процесс ценообразования
Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.
Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.
Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.
Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии3, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентированнее порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.
К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.
Вместе с тем, государство использует и такие косвенные методы, как «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.
Государственное
регулирование цен
Информация о работе Меры государственного регулирования ценообразования