Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:37, контрольная работа
Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция). Миграция рабочей силы одна из достаточно важных проблем во всем мире, т.к. некоторые страны вследствие этого многое теряют, а некоторые переполнены эмигрантами из других стран мира.Поэтому необходимо постоянно отслеживать все процессы, происходящие при перемещении людей, а эти процессы могут зачастую меняться неконтролируемо. Так, например, при перемещении через границу людей данный фа
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ………………………………………….5
1.1. Понятие, причины и направления миграции рабочей силы……………5
1.2. Структура миграционных потоков в РБ………………………………….8
1.3. Анализ положительных и отрицательных последствий миграции
на экономику РБ…………………………………………………………………14
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИК РБ………………………………………………………………….16
3. РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ В РБ………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
Цели, задачи, мероприятия, ожидаемые результаты по осуществлению миграционной политики Республики Беларусь прописаны в Постановление Совета Министров Республики Беларусь.
Цель Государственной программы - содействие устойчивому
социально-экономическому развитию Республики Беларусь в свете управления миграционными процессами, укрепление государственной безопасности и создание условий для реализации прав мигрантов.
Основными задачами Государственной программы являются:
- совершенствование законодательства в целях управления миграционными процессами на основе системного подхода к проблемам миграции;
- повышение эффективности управления миграционными потоками путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Республики Беларусь;
- регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма сдерживания естественной убыли населения;
- интеграция мигрантов в белорусский социум и формирование толерантности к мигрантам;
- обеспечение национальной безопасности, укрепление безопасности государственной границы и соблюдение интересов государства в условиях развития миграционных процессов.
Ожидаемый результат от реализации Государственной программы:
- создать предпосылки для оптимизации миграционных потоков с учетом интересов республики, а также эффективную систему управления такими потоками;
- устранить пробелы и противоречия нормативных правовых актов в области миграции;
- усовершенствовать механизм
выявления, предупреждения и
- способствовать дальнейшей интеграции в международную систему защиты беженцев;
- стабилизировать внутренний рынок труда за счет развития внешней трудовой миграции, привлечь дополнительные инвестиции.
Приоритетные
направления Государственной
- использование миграционного потенциала стран Содружества Независимых Государств и государства Балтии в интересах социально-экономического и демографического развития Беларуси;
- содействие интеграции и адаптации мигрантов, в том числе в целях миграционного замещения естественной убыли населения страны;
- создание условий для снижения эмиграционного оттока научно-
технических и творческих кадров, а также молодых специалистов из страны;
- развитие временной трудовой миграции граждан Республики Беларусь в развитые страны как средства повышения их квалификации, стабилизации внутреннего рынка труда и роста инвестиций в экономику государства;
- участие в международном сотрудничестве по вопросам вынужденной, незаконной и других видов миграции.
Также миграционная политика Беларуси уделяет особое значение решению и регулированию следующих вопросов:
1.Возврат в Республику Беларусь высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников и привлечения в страну иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте и имеющих высокий уровень квалификации. Для этого необходимо:
- провести исследование проблем государственного регулирования
миграции высококвалифицированных специалистов и перспективных
научных работников из Республики Беларусь и в Республику Беларусь;
- на основании результатов исследования разработать комплекс мер
по возвращению в Республику Беларусь высококвалифицированных
специалистов и перспективных научных работников, длительное время
работающих за границей по контракту;
- регулярно проводить мониторинговые исследования характера
адаптации мигрантов на новом месте жительства и с учетом выявленных
недостатков корректировать систему управления миграционными
процессами.
которое позволит Республике Беларусь влиться в международный рынок
труда и в перспективе - способствовать росту инвестиций в экономику страны. В Республике Беларусь экспорт квалифицированной рабочей силы
должен развиваться при одновременном сохранении достаточного потенциала квалифицированных трудовых ресурсов в республике.
В связи с этим для оптимизации внешней трудовой миграции
необходимо:
- исследовать потенциал, структуру и основные направления внешней трудовой миграции в Республике Беларусь с учетом конъюнктуры различных сегментов международного рынка труда;
- расширять международное сотрудничество в трудовой сфере;
- изучить возможности заключения международных договоров, регламентирующих вопросы внешней трудовой миграции;
- разработать специальные программы, которые позволят создать
условия для привлечения в Беларусь талантливой молодежи для обучения
и возможности ее последующего трудоустройства на территории
республики.
3. Контроль за вынужденной миграцией.
Открытость
государственных границ
В Республике Беларусь создана целостная и эффективная система правовой и социальной защиты вынужденных мигрантов. Успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает требованиям международных стандартов. Этому также способствовало присоединение Республики Беларусь к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и Протоколу 1967
года, касающегося статуса беженца.
С целью обеспечения соблюдения международных обязательств по
вопросам вынужденной миграции и реализации прав беженцев в Беларуси с учетом национальной безопасности и внутренней стабильности необходимо:
- усовершенствовать законодательство Республики Беларусь в части установления оснований для отказа иностранцам в предоставлении убежища, а также по которым иностранцы лишаются права убежища;
- ввести форму дополнительной защиты иностранцев, которые могут не отвечать требованиям определения беженца, но тем не менее нуждаются в международной защите по другим причинам, регламентировать вопросы идентификации личности иностранцев, ходатайствующих о признании беженцами, процедуру воссоединения семьи лица, признанного беженцам;
-осуществлять меры по интеграции лиц, признанных беженцами, в белорусское общество, привлекая помощь международных организаций в
проведении данных мероприятий;
-расширить взаимодействие с Международной организацией по миграции, Управлением Верховного Комиссара Организации Объединенных
Наций по делам беженце, другими международными организациями по
решению проблем иностранцев, ходатайствующих о признании беженцами и
признанными беженцами;
- создать компьютерную систему регистрации беженцев для сбора, обработки и обмена информацией о данной категории лиц.
4. Незаконная миграция. Проблема незаконной миграции в Республике Беларусь обусловлена, прежде всего, ее географическим положением - через территорию республики пролегают маршруты в Западную Европу. Иностранцы прибывают в Республику Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, по служебным делам, а также с прямыми нарушениями правил въезда. Большинство незаконных мигрантов
рассматривает Республику Беларусь в качестве транзитного государства
для последующей незаконной эмиграции в страны Европейского Союза.[6]
Однако ужесточение миграционной политики европейских стран,
финансирование ими затрат на укрепление государственных границ и создание зон фильтрации приводят к тому, что незаконные мигранты, не сумев сразу попасть в желаемые страны, предпринимают попытки осесть
в нашей стране.
Ежегодно органами внутренних дел совместно с подразделениями
пограничных войск и государственной безопасности задерживается более
сотни организованных групп незаконных мигрантов, стремящихся попасть
в Польшу, Литву, Латвию, Украину.
Незаконная миграция в ряде случаев сопряжена с осуществлением данной категорией иностранцев на территории Республики Беларусь нелегальной трудовой деятельности. Стабильная экономическая ситуация в республике привлекает мигрантов, в особенности из государств Содружества Независимых Государств, которые въезжают на территорию
Республики Беларусь и занимаются трудовой, предпринимательской деятельностью с нарушением установленного порядка.
В целях противодействия незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, организации контроля за режимом их пребывания на территории нашей республики
необходимо:
- осуществлять прогнозирование миграционных процессов для выявления каналов незаконной миграции из третьих государств;
- создать республиканскую информационную сеть по вопросам миграции;
- повысить эффективность взаимодействия республиканских органов государственного управления по выявлению и пресечению деятельности лиц, незаконно пребывающих на территории Республики Беларусь, а также организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции иностранцев через территорию Республики Беларусь;
- создать региональную базу данных учета иностранных граждан, въезжающих на территорию государств - участников Союзного государства через пункты пропуска Государственной границы Республики
Беларусь;
- создать центр временного содержания иностранных граждан, задержанных за нарушение правил въезда и пребывания на территории
Республики Беларусь;
- осуществить методологическое обеспечение деятельности правоохранительных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений в сфере миграции;
- дальнейшее развитие сотрудничества с правоохранительными органами других стран и представительствами международных
организаций в вопросах противодействия незаконной миграции;
- повышать профессиональную подготовку сотрудников, занимающихся
проблемами противодействия незаконной миграции.[2,3,4]
Следовательно, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь существует четкая миграционная политика, разработаны законы, контролирующие и регулирующие процессы миграции рабочей силы. Разработан целый ряд мероприятий для того чтобы снижать, а порой чтоб избежать негативных последствий миграции. Также эти мероприятия направлены на снижение оттока за границу молодежи, лиц с высшим образованием, ученых, исследователей. Важно то, что миграционная политика направлена и на привлечение в нашу страну иммигрантов с целью привлечения инвестиций и стабилизации экономики, а четко сформулированные цели и задачи помогут это осуществить. Актуальность миграционной политики также заключается в том, что миграция рабочей силы является фактором макроэкономической динамики и эту динамику постоянно необходимо отслеживать и прогнозировать для сохранения экономической стабильности страны.
Регулирование миграционных потоков осуществляется при помощи законодательства. Закон Республики Беларусь «О ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ» от 17 июня 1998г. (Изменениями и дополнениями от 24.07.2002г № 134-3)
Настоящий Закон устанавливает порядок выезда граждан Республики Беларусь для трудоустройства за границу, привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь и определяет правовые нормы защиты трудящихся-мигрантов.