Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:42, лекция
Стратегическая позиция, лицо стратегии бизнеса, демонстрирует определенное желание компании относительно ее восприятия (в сравнении с конкурентами и рынком в целом) покупателями, работниками и партнерами. От выбранной стратегической позиции зависят стратегические инициативы и коммуникативные программы; она же служит своего рода «маяком» для организационной культуры и ценностей. Этого достаточно, чтобы отнестись к выбору стратегической позиции со всей подобающей серьезностью
Разработка и выбор стратегической позиции
Любая стратегия базируется на «трех китах»: сегментировании, целевом подходе и позиционировании. Компания выявляет различные потребности и группы потребителей, выбирает из них целевые - те группы и потребности, что она может удовлетворить лучше других, а затем позиционирует свое предложение так, чтобы его отличия и имидж компании были понятны целевой аудитории. Если позиционирование проводиться неудачно, потребители не понимают, чего им ждать от предложения. Эффективное позиционирование задает тон всему остальному маркетинговому планированию и дифференцированию.
Конечным результатом позиционирования является успешное создание ориентированного на потребителя заявления о ценности продукта - простого и четкого утверждения, объясняющего, почему целевой аудитории следует покупать этот товар. Таблица показывает, как три компании - Perdue, Volvo и Domino's - определили их заявления о ценности для целевых групп потребителей в терминах полезности и цены.
Компания и продукт | Целевые потребители | Выгоды | Цена | Ценностное
предложение |
|
Perdue(мясо цыплят) | Любители куриного мяса | Нежность | Премия к цене - 10% | Нежное мясо при
сравнительно не большой наценке |
|
Volvo (легковые автомобили) | Зажиточные семьи, придающие особое значение безопасности | Долговеч-
ность и безопасность |
Премия к цене - 20% | Самый безопасный и
надежный легковой автомобиль |
|
Domino's
(пицца) |
Любители традиционной пиццы | Быстрая доставка и высокое качество | Премия к цене - 15% | Вкусная горячая пицца,
доставляемая в течение получаса, за умеренную цену |
|
Выбор и реализация стратегии позиционирования
Для некоторых компаний
выбор стратегии
Обычно потребители выбирают те товары и услуги, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности. Поэтому, перед выбором стратегии позиционирования, маркетологи тщательно анализируют основные конкурентные преимущества своих товаров или услуг. Полноценное позиционирование конкретной торговой марки выражается в предложении ценности, т.е. целого ряда преимуществ товара или услуги, на основе которых и строится стратегия позиционирования. Таким образом, компания пытается дать исчерпывающий ответ на самый важный для потребителя вопрос "Почему я должен покупать товары вашей марки?" Предложение ценности компании Volvo основывается главным образом на безопасности производимых ею автомобилей, помимо того оно включает надежность, вместительность и дизайн. Компания предлагает этот набор преимуществ чуть дороже средней цены аналогичного автомобиля, поскольку считает, что это вполне справедливо и, в конечном счете, выгодно самим потребителям. Рассмотрим пять выигрышных вариантов предложения ценности, которые компании могут использовать для позиционирования своих товаров.
1. Больше за больше.
Используя при позиционировании
стратегию "Больше за больше", компания
предлагает высококачественный товар
или услугу по более высокой цене,
чтобы покрыть более высокие
издержки его производства. Гостиницы
Ritz-Carlton, канцелярские принадлежности
Mont Blank, машины Mercedes-Benz -- все это примеры
предложения товаров высокого качества
и прекрасного дизайна. Такие
товары свидетельствуют о высоком
статусе потребителя и
Однако следует учесть, что ценностное предложение "больше за больше" довольно таки рисковое позиционирование. Товары этой группы часто имитируются, при этом якобы аналогичное качество предлагается за меньшие деньги. Продажа предметов роскоши, которые хорошо продаются в период экономического подъема, занятие доходное, но рискованное при ухудшении экономической ситуации, когда потребитель чаще задумывается над тем, что ему действительно необходимо, а без чего он вполне может обойтись.
2. Больше за столько же
Компании, предлагающие
товары приблизительно такого же качества
по боле низкой цене, могут стать
реальной угрозой для фирм, выбравших
стратегии "больше за больше". Например,
Toyota вывела на рынок модель Lexus, используя
именно этот подход. Компания открыто
заявляет: "возможно, впервые в
истории торговли продажа машины,
стоящей 72 тысячи долларов, за 36 тысяч
может считаться удачной
3. Столько же за меньше
Принцип "столько
же за меньше" может стать отличной
стратегией, так как любой человек
согласится на выгодную сделку. Например,
на сайте Amazon.com продаются такие же
книги, что и у конкурентов, но
дешевле. Компания Del Computer предлагает товары
аналогичного качества, но в лучшем
соотношение "цена/качество". В
дисконтных магазинах, например в Wal-Mart,
и в других из этой же категории best
Виу, Circuit City и Sportmart также используют
эту стратегии
Другие компании представляют аналогичные по качеству, но более дешевые марки товаров для того, чтобы увести покупателей у лидеров рынка. Например, фирмы Advanced Micro Devices (AMD) и Cyrix производят более дешевый аналог чипов для микропроцессоров компании-лидера Intel.
4. Меньше за намного меньше
Рынок, предлагающий товары невысокого качества по низкой цене, будет существовать всегда. Только некоторые люди хотят и могут позволить себе покупать самое лучшее. Чаще всего потребители с радостью соглашаются на товары более низкого качества, меняя при этом "крутизну лучшего" на выгодную цену. Например, многие путешественники при поиске жилья часто не хотят платить за такие дополнительные услуги, как бассейн, кабельное телевидение, ресторан или пучок мяты под подушкой. Многие сети мотелей, например Motel, учитывая подобные желания, предлагают номера без излишеств по более низким ценам.
5. Больше за меньше
Конечно же, наиболее
привлекательным кажется
Тем не менее, в долгосрочном
периоде компаниям будет очень
трудно удерживать свои товары на такой
позиции. Предложение высококачественных
товаров обычно связано с высокими
издержками. Следовательно, компании все
сложнее предлагать товары или услуги
по обещанной низкой цене. Компании,
которые хотят, чтобы их товар
соответствовал обоим параметрам, могут
проиграть более
4. Определение потенциальных конкурентных преимуществ
К конкурентами, за счет предложения потребителям большей ценности, либо за счет предложения товаров и услуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, либо за счет предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены на товары и услуги.
Какими же специфическими, по сравнению со своими конкурентами, способами может компания дифференцировать свое предложение? Каждое рыночное предложение или же предложение компании можно дифференцировать по товару, услугам, персоналу или имиджу.
Дифференциация по товару. Компания может дифференцировать свой физический товар. Некоторые компании предлагают товары, отличающиеся высоким уровнем стандартизации, характеристики которых могут лишь незначительно отличаться от принятого стандарта, например цыплята, сталь, аспирин. Однако даже в этом случае вполне возможна некоторая различимая дифференциация. Так, например, «Очаково» всеми силами диверсифицирует бизнес. «Фанту» и «Пепси» комбинат уже давно не разливает, зато в прошлом году «Очаково» выпустил 8.2 млн. безалкогольных напитков: лимонадов «Ах!», минералок «Лучезарная» и «Ессентуки 21», сокосодержащих напитков «Джустим» и холодного чая Bliss. «На рынке пива сейчас очень высокая конкуренция, а рынок, например, безалкогольных напитков бурно растет, на нем постоянно возникают новые сегменты,- объясняет глава «Очаково» Алексей Кочетов.- Диверсификация- это стратегия нашей компании, она позволяет нам не зависеть от ситуации, складывающейся в одном сегменте рынка напитков». Предмет особой гордости пивовара - натуральный квас, выпуск которого на «Очаково» наладили ещё в 2000 году. Проект полностью оправдал себя: только в прошлом году продажи очаковского кваса выросли на 43.5%. «Очаково» одним из первых в России, ещё в 1996 году, начал выпускать слабоалкогольные коктейли и контролирует теперь 15% рынка, уступая по этому показателю лишь холдингу «Хэппилэнд» (почти 24%). Такие ещё жидкости производит и продаёт «Очаково»: водки («Очаковская», «Чарка», «Господа офицеры»), коньяк «Арден» трех- и пятилетней выдержки конкурентное преимущество, приобретаемое компанией.
(«Терпкий выдержанный
вкус - напиток для настоящих мужчин»)
Другие компании предлагают
товары, которые весьма существенно
отличаются, такие как автомобили,
промышленное оборудование или мебель.
В этом случае компания оказывается
перед выбором одной или
Дифференциация по услугам. Помимо дифференциации своего товара, компания может также дифференцировать сопровождающие данный товар услуги. Некоторые компании добились конкурентного преимущества за счет более быстрой, надежной или аккуратной доставки. Знаменитый слоган DHL «Всего один звонок поможет доставить Ваш груз в Россию» или «Вы импортируете тяжёлые грузы? Подумайте о DHL» Мне кажется это хорошо продуманная рекламная кампания, т.к. в рекламе DHL нет ничего лишнего. Они просто предлагают легкий способ доставки грузов по всему миру.
Установка или наладка
также выполняются разными