Оценка эффективности бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета
1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета
1.2 Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита
1.3 Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов
2. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета
2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

1 часть дефицита и профицита.docx

— 38.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий  Реферат (его не нужно показывать преподавателю, он написан как итог и только для заказчика, он никуда не идет).

 

Курсовая работа содержит 39 страниц печатного текста, 1 таблицу, 1 рисунок, 30 использованных источников.

бюджетный дефицит, доходы и расходы бюджета, профицит бюджета, общее бюджетное сальдо, причины  дефицита бюджета, финансирование, государственные  и муниципальные займы, эмиссия  новых денег, государственный долг, управление государственным долгом.

Объект исследования –  бюджетный дефицит и профицит.

Цель курсовой работы –  исследовать теоретические и  практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы  сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.

Методы исследования –  абстрактно-логический, экономико-статистический и графический метод.

Полученные результаты –  в результате исследования изучены  теоретические и практические аспекты  формирования бюджетного дефицита и  политики управления им.

Область применения – в  практике работы Минфина РФ.

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы образования  профицита и дефицита бюджета

1.1 Понятие профицита и дефицита  бюджета

1.2 Сокращение профицита бюджета  и источники финансирования его  дефицита

1.3 Бюджетный дефицит (профицит) как  инструмент государственного регулирования  экономики. Нормативно-законодательное  регулирование дефицитов бюджетов

2. Анализ динамики профицита федерального  бюджета РФ и перспективы снижения  дефицита с учетом зарубежного  опыта

2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального  бюджета

2.2 Прогноз дефицита федерального  бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники  его финансирования

Заключение

Список  использованных источников

 

 

Введение

 

Определяющую роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).

Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших  экономических показателей любой  страны. Как только государство стало  планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня  для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это  индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна  и ей уделяется традиционно большое  внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.

Цель курсовой работы –  исследовать теоретические и  практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы  сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.

Задачи исследования:

раскрыть понятие профицита  и дефицита бюджета;

показать возможности  сокращения профицита бюджета и  источники финансирования его дефицита;

выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании  экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов бюджетов;

дать оценку профицита (дефицита) федерального бюджета;

изучить прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования;

 

 

 

1. Теоретические основы  образования профицита и дефицита  бюджета

 

1.1 Понятие профицита и  дефицита бюджета

 

Доходы и расходы органов  государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит  или профицит. Дефицит или профицит денежных средств может иметь  место, как в отношении государственного бюджета, так и в отношении  внебюджетных фондов.

Профицит государственного бюджета – превышение суммы доходов  и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов  власти и классификации доходов  и расходов над расходами и  чистым кредитованием.

Дефицит государственного бюджета  – превышение расходов и чистого  кредитования над суммой доходов  и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.

       Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит – расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты.

 

1.2 Сокращение профицита  бюджета и источники финансирования  его дефицита

 

Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета  осуществляется его сокращение в  следующей последовательности:

сокращается привлечение  доходов от продажи государственной  или муниципальной собственности; для федерального бюджета – сокращается  привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

предусматривается направление  бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

увеличиваются расходы бюджета.

В случае профицита могут  быть сокращены налоговые доходы бюджета.

Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Финансирование дефицита денежных средств сектора  государственного управления включает консолидированное финансирование дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных  образований и внебюджетных фондов. Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих  формах

1.3 Бюджетный дефицит  (профицит) как инструмент государственного  регулирования экономики. Нормативно-законодательное  регулирование дефицитов бюджетов

 

В западных экономических  теориях проблемы бюджетного дефицита (профицита) рассматриваются преимущественно  в аспекте задач экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской правительственной  бюджетной политике они увязываются  только с подавлением инфляции и  уплатой внешнего долга.

Различают два типа бюджетно-налоговой  политики, в которой формируется  тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая  и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция). Первая имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая  политика ограничивает циклический  подъем экономики путем ограничения  бюджетных расходов (снижения бюджетного дефицита или его полная нуллификация), увеличения налогов или комбинирования этих мер. В краткосрочной перспективе  это позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации  государственных инвестиций, такая  политика в сочетании с жесткой  денежно-кредитной политикой и  неэффективным управлением экономикой со стороны государства создает  предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко является реальностью в переходной экономике, в том числе и в России.

 

 

 

 

2. Анализ динамики профицита  федерального бюджета РФ и  перспективы снижения дефицита  с учетом зарубежного опыта

 

2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета

 

Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица 2.1), исходя из определенного уровня цен на нефть.

 

Таблица 2.1 – Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд.руб. [14]

Годы

Доходы

Расходы

Профицит

2005

5127,23

3514,35

1612,88

2006

6278,89

4284,80

1994,09

2007

7764,55

6131,81

1632,74

2008

9258,06

7560,87

1697,19


 

Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд – это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы  в РФ. В случае если бы средства, находящиеся  в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса  РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).

Как видим из таблицы 2.1, в 2007 г. профицит федерального бюджета  РФ составил 1632,74 млрд руб. (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Динамика профицита  федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг., млрд.руб.

 

За январь-декабрь 2007 года федеральный бюджет, по предварительной  оценке, исполнен [18]:

по доходам – в сумме 7 трлн 764,55 млрд рублей, или 104,3% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год;

по финансированию расходов – 6 трлн 131,81 млрд рублей, или 93,8% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;

по кассовому исполнению расходов – 5 трлн 982,17 млрд рублей, или 91,5% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;

кассовый профицит – 1 трлн 782,39 млрд рублей;

Первичный профицит составил 1 трлн 924,53 млрд рублей.

Объем ВВП России за 2007 года достиг 32 трлн 530,0 млрд рублей.

 

 

2.2 Прогноз дефицита федерального  бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники  его финансирования

 

Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы. Пока что бюджет на будущий год почти полностью  скопирован с нынешнего: 6,6 трлн рублей доходов, 9,5 трлн рублей расходов.

В течение последующих  трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2010 г. составит 2,9 трлн рублей, а с учетом расходов на формирование антикризисного фонда ЕврАзЭС и на докапитализацию банков – 3,2 трлн рублей. или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 – до 3 процентов ВВП. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1% [5].

У власти была альтернатива – либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники  для покрытия дефицита. Первое неизбежно  повлекло бы за собой снижение уровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.

В 2010 году порядка 70% расходов бюджета будут иметь социальный характер, сохранятся приоритеты, связанные  с инвестициями в человеческий капитал  и инновациями. Только на пенсионную систему выделят более 600 миллиардов рублей. В полном объеме сохранены  расходы на национальную оборону  и безопасность.

По ряду направлений расходы  даже будут увеличены, причем уже  в текущем году. Так, правительство  РФ осенью внесет в Госдуму предложение

 

 

 

Список использованных источников

 

<

Информация о работе Оценка эффективности бюджета