Основные понятия маркетинга, его цель и функции. Концепции управления маркетингом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:40, лекция

Описание работы

Цели маркетинга:
максимально высокое потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Работа содержит 1 файл

6.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

     6. Основные понятия   маркетинга, его цель и функции. Концепции управления маркетингом. 

     По  определению основоположника теории маркетинга американского ученого  Ф Котлера маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Цели  маркетинга:

максимально высокое  потребление, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление максимально широкого выбора, максимальное повышение качества жизни.

Эти цели решает маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.

Задачи  маркетинга::

1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных  и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму. 
2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы. 
3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов. 
4. Формирование ассортиментной политики фирмы. 
5. Разработка ценовой политики фирмы.  
6.Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики. 
7. Сбыт продукции и услуг фирмы. 
8. Коммуникации маркетинга. 
9. Сервисное обслуживание.

    Для пояснения этого определения  рассмотрим следующие понятия:

Нужда ―  чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

    Нужды людей многообразны и сложны. Тут  и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды являются исходными составляющими природы человека.

    Потребности

    Второй  исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей.

    Потребность ― нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

    Проголодавшемуся  жителю  острова  Бали  требуются  плоды манго, молоденький поросенок  и фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов ― булочка с рубленым бифштексам, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

    Продавцы  часто путают потребности с нуждами. Производитель буровых коронок может считать, что потребителю нужна его коронка, в то время как на самом деле потребителю нужна скважина. При появлении другого товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у клиента появится новая потребность (в товаре ― новинке), хотя нужда и останется прежней (скважина).

    Запросы

    Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек  будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

    Запрос ― это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

    Так, автомобиль «Фольксваген» воплощает  в себе элементарное средство транспорта, невысокую покупную цену, топливную экономичность и европейский ход, а «Кадиллак» ― высокий комфорт, роскошь и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.

Товары

    Товар ― все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

    Понятие «товар» не ограничивается физическими  объектами. Товаром можно назвать  все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи.

    Обмен

    Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить  свои нужды и запросы с помощью обмена.

    Обмен ― акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

    Обмен ― один из четырех способов, посредством  которых отдельные лица могут получить желаемый объект. (самообеспечение), (отъем), (попрошайничество) (обмен).

    Обмен ― основное понятие маркетинга как  научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

    1. Сторон должно быть как минимум две. 2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны. 3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. 4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны. 5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

    Сделка

    Если  обмен ― основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

      Сделка  ― коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

    денежная  сделка. бартерной сделке

    Сделка  предполагает наличие нескольких условий: 1) по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов, 2) согласованных условий ее осуществления, 3) согласованного времени совершения, и 4) согласованного места проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Рынок

    Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

    Чтобы разобраться в природе рынка, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотника, гончара и фермера. На рис. 3 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд. Первый способ ― самообеспечение, Второй способ ― децентрализованный обмен, Третий способ ― централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием «рыночная площадь». По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе рынок ¾ это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы.

    Рынок продавца ¾ это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям. Рынок покупателя ― это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.

    Маркетингу, как и всякому другому типу управления, присущ ряд общих функций, а именно планирование, организация, мотивация и контроль. В то же время эти основные функции могут быть конкретизированы и дополнены специфичными для маркетинговой деятельности функциями. В связи с этим выделяют следующие функции маркетинга:

* комплексное исследование рынка, включая анализ и прогнозирование конъюнктуры; 
* анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия; 
* разработка и составление маркетинговой программы; 
* осуществление комплекса маркетинговых мероприятий;  
* организация маркетинговой деятельности; 
* контроль маркетинговой деятельности и оценка ее эффективности.

    Концепции управления маркетингом.

Маркетинг требует  управления. Под управлением маркетингом  понимают анализ, планирование, претворение  в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление и поддержание обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объемов сбыта, увеличение доли рынка. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей, т.е. управление маркетингом - это управление спросом.

Управляющие маркетинга - Сюда относятся управляющие по сбыту и сотрудники службы сбыта, руководящие работники службы рекламы и стимулирования сбыта, исследователи маркетинга, управляющие по товарам и специалисты по проблемам ценообразования.

Существует пять разных подходов в управлении маркетингом:

1. Концепция совершенствования производства, утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

2. Концепция совершенствования товара что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

4. Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

5. Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Информация о работе Основные понятия маркетинга, его цель и функции. Концепции управления маркетингом