Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:42, отчет по практике
Анализ структуры управления торговым объектом и торгово-производственной деятельности торговой организации магазина «Меридиан».
Дата |
Содержание работы |
Замечания и подпись руководителя практики от предприятия |
Тема 1. Вводное занятие. Охрана труда и пожарная безопасность 1.1. Магазин «Меридиан» расположен по адресу: Гомельская область, г. Буда-Кошелево, ул. Ленина, 3. Данный торговый объект принадлежит системе потребительской кооперации и относится к Буда-Кошелевскому райпо. Торговый объект расположен в центре населенного пункта, а именно возле вокзала, поэтому до него легко добраться всем жителям и тем, кто только приехал или же идет на поезд. Прилегающая к магазину территория облагорожена, имеется место для парковки автотранспорта, для размещения велосипедного транспорта. Над входом в торговый объект размещен козырек, что создает возможность переждать непогоду. На фасаде магазина укреплена вывеска «Меридиан» с символикой Белкоопсоюза, режима работы: в будние дни с 08.00-19.00,без обеденного перерыва, в субботу 08.00-19.00, выходной день воскресенье, указан № лицензии и срок, до которого она действительна. Общая площадь магазина, включая все складские и подсобные помещения – 550 м2. Тип магазина – «Продтовары». Торговый объект осуществляет торговлю следующими видами товаров: молочными товарами, хлебо-булочными изделиями, колбасными изделиями и т.д. При реализации товаров в магазине используется метод частичного самообслуживания. Спиртные напитки продаются через прилавок. Магазин «Меридиан» осуществляет свою деятельность на основании специального разрешения (лицензии) (Приложение 1), выданной Буда-Кошелевским районным исполнительным комитетом № 32050/87 на право осуществления розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. В лицензии указано наименование юридического лица, получаемого лицензию, его юридический адрес, учетный номер плательщика, также указан срок, на который была выдана и затем продлена лицензия. Лицензия подписана зам. председателя районного исполнительного комитета Сидоренко А.Н. Ставится печать исполнительного комитета. Срок действия лицензии 5 лет с продлением после окончания срока действия еще на 10 лет. Целью торгового объекта «Меридиан» и организации в целом является удовлетворение спроса покупателей в результате продажи товаров и оказания услуг.
1.2. В торговом объекте «Меридиан» ведется журнал регистрации инструктажей на рабочем месте (Приложение 2). В журнале отражен повторный
инструктаж на рабочем месте, который
был проведен для изучения конкретных
требований и правил обеспечения
безопасности на оборудовании при выполнении
работы, который прошли все работники
магазина. Данный документ предназначен
для регистрации также Перед тем, как приступить к технологической практике со мной были проведены следующие виды инструктажей: 1.Вводный – был проведен инженером по охране труда В.М. Лукашенко 2. Первичный – был проведен
заведующей магазином с Повторный инструктаж проводят со всеми работниками независимо от их квалификации, образования не реже 1 раза в 6 месяцев. Все виды инструктажей в
данном торговом объекте проводятся
индивидуально для каждого Температура в торговом зале +19-21оС, относительная влажность воздуха 61-76%, что поддерживается работой кондиционера, систем вентиляции, а также проведением влажных уборок. Водоснабжение в торговом объекте централизованное, канализация – централизованная, отопление от центральной котельной, освещение естественное и искусственное, вентиляция естественная и искусственная. Электроосветительное оборудование обслуживается по мере загрязнения. В торговом зале на видном месте рядом со входом в служебное помещение вывешен план эвакуации, на котором четко изображены основные и дополнительные пути эвакуации, отчетливо видно места расположения огнетушителей типа ОП (9 шт.), они находятся в рабочем техническом состоянии. Данный план утвержден председателем «Буда-Кошелевского» Райпо В.Л. Ковалевым, составлен инженером по охране труда В.М. Лукашенко. На торговом объекте созданы необходимые условия для противопожарной безопасности: емкость с песком и пожарный щит для тушения пожара в случае его возникновения. Имеется противопожарная сигнализация и ведется журнал учета противопожарных инструктажей на рабочем месте (Приложение 3). Данный журнал содержит следующие реквизиты: наименование организации, наименование структурного подразделения организации, название магазина, дата начала и окончания действия данного журнала. Прошнурован, пронумерован, скреплен подписями главного инженера по охране труда и председателем Буда-Кошелевского райпо. В нем указана дата проведения инструктажа, Ф.И.О инструктируемого, должность, наименование правил пожарной безопасности, с которыми ознакомлен инструктируемый, вид инструктажа (повторный, первичный и т.д.).
Тема 2. Организация труда и управления в магазине. 2.1. Для правильного учета рабочего времени в торговом объекте составляется табель учета рабочего времени (Приложение 4) в конце каждого месяца. В данном табеле отражено количество часов, отработанных работником, его фамилия и инициалы, должность, выходные дни, ставится подпись заведующей магазином, утверждается заведующей магазином. Также составляется график выхода на работу. В нем также указаны дни рабочие и выходные, а также указано время, с которого работник должен приступить к работе и до которого он должен находиться на своем рабочем месте. На основании данных документов бухгалтер начисляет заработную плату работникам торгового объекта. Таким образом, у работников торгового объекта нормированный рабочий день, согласно законодательству Республики Беларусь.
2.2. Структура управления магазином «Меридиан»: магазина
Анализируя данную схему, можно сказать, что для торгового объекта с торговой площадью 320 м2, и количеством обслуживаемого населения 9576 человек 5 продавцов достаточно, с учетом того, что в Буда-Кошелево имеются и другие магазины такого типа. Так как магазин большой, в торговом объекте есть грузчик, что создает благоприятные условия труда для работников данного торгового объекта, так как, чтобы производить разгрузочные операции им не приходится отвлекаться от своих прямых обязанностей – обслуживания покупателей, что приводит к увеличению времени отделенного для покупателей. Так же имеется уборщица, которая содержит торговую площадь магазина в чистоте и порядке. Данная структура Заведующая магазином в своей работе строго руководствуется должностной инструкцией (Приложение 5). Данная инструкция состоит из следующих разделов:
Она подписывается заведующей магазином. Утверждается исполняющей обязанности председателя правления Буда-Кошелевского райпо Н.А. Новичковой.
2.3. Для того, чтобы обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей в магазине и избежать различных потерь товаров из-за халатности работников заведующая магазином при управлении торговым объектом следует строго должностной инструкции (Приложение 5). Открывает торговый объект заведующая магазином вместе с продавцом или же со старшим кассиром, так как один человек не имеет право открыть торговый объект. За сохранность денежных средств в торговом объекте отвечает заведующая магазином, выручка ежедневно сдаётся в банк через инкассаторов, а остаток хранится в сейфе. В конце рабочего дня закрывают магазин заведующая, либо же старший кассир, при этом проверяя личные вещи работников торгового объекта, после чего торговый объект ставится под охрану. Охрана торгового объекта осуществляется структурным подразделением Буда-Кошелевского РОВД. Также на отдельных окнах имеются решетки, что препятствует проникновению в магазин посторонних лиц. В магазине на входе установлена пластиковая дверь с двумя замками. Все выходы из других помещений, помимо торгового зала закрываются и ставятся на сигнализацию. В торговом объекте с материально-
Тема 3. Организационно-хозяйственная деятельность заведующего магазином. 3.1. Магазин «Меридиан» по месту расположения является отдельно стоящим двухэтажным зданием. Данное здание является строением капитального типа, материал стен -кирпич белый, поэтому данный объект относится к трудносгораемым зданиям. 1. Архитектура здания – после ремонта здание является ярким, броским и привлекает своим внешним видом покупателей. Цвет здания – темно розовый. 2. Санитарно-гигиенические – имеются системы вентиляции, водоснабжения, канализация. Внутреннее оформление торгового объекта способствует совершению покупок: интерьер светло-розового цвета, указатели товарных групп. Экстерьер магазина привлекает покупателей, так как возле магазина обустроена территория: разбиты цветочные клумбы с яркими цветами, так же имеются лавочки для отдыха покупателей или просто мимо проходящих граждан. Прилегающая территория торгового объекта оснащена асфальтированной стоянкой для автотранспорта, имеется специально отведенное место для размещения велосипедов.
3.2. Магазин «Меридиан» состоит из следующих помещений: 1. Входной тамбур оборудован дверями из ВПХ, на входе и выходе из него. 2. Торговый зал занимает площадь 320 м 2, делится на зону самообслуживания и зону с традиционным методом продажи товаров. 3. Подсобные помещения – 35 м2, здесь находится помещение для и отдыха работников торгового объекта. Оснащено столами, стульями, диваном. Имеется телефон для подачи заявок и связи. 4. Склад продовольственных товаров – 55 м2. Склад оборудован огнетушителем на случай возникновения пожароопасной ситуации. 5. Имеется санузел. 6. Моечная – помещение, предназначенное для мойки инвентаря, гигиенических нужд. Вход в данное помещение из торгового зала. 7. Склад тары – 12 м2, для хранения различных видов тары: однооборотной и многооборотной.
3.3. Торговый объект магазин «Меридиан» имеет новое и современное оборудование для качественного обслуживания покупателей (Приложение 7). Магазин в полном объеме оснащен всем оборудованием для бесперебойной торговли. Все оборудование новое и соответствует стандартам, все оно своевременно проходит техобслуживание. Перед началом рабочего дня
в кассовый аппарат заправляется
чековая лента и оформляется
на начало рабочего дня с указанием
модели КСА, заводского номера КСА, даты
и времени на начало рабочего дня,
должности кассира и
3.4. В магазине «Меридиан» в 2009 году была произведена полная реконструкция и капитальный ремонт всего здания. Добавили новое оборудование такое как: весы торговые электронные( 1), холодильные витрины (3 шт), Активный системный суммирующий аппарат (3 шт.). Все оборудование было добавлено для упрощения работы продавцов, тем самым повышая скорость обслуживания покупателей. Все строительные работы были выполнены качественно, поэтому в данный момент в ремонте, даже мелком, не нуждается. Заявки на текущий ремонт заведующая магазином подает главному инженеру Буда-Кошелевского райпо Лукашенко В.М.. Заявка составляется в 2-ух экземплярах. В ней указывается наименование торгового объекта, характер поломки, ставится дата и подпись заведующей магазином. На основании данной заявки главный инженер райпо организовывает работу по устранению неисправностей. Если подлежит ремонту оборудование (холодильное и другое), то приглашаются специалисты организаций, с которыми заключены договора на ремонт различного вида торгового оборудования а именно это специалисты из «Хладосервиса» который находится в г. Жлобине. Если требуется устранение мелких недостатков самого здания или коммуникаций, то приглашаются специалисты строительной бригады райпо.
Тема 4. Формирования ассортимента, потребительские свойства и качество товаров. 4.1. Покупательский спрос в торговом объекте можно изучить только после проведения инвентаризации, так как в торговом объекте отсутствуют журналы учета реализованной продукции и журнал неудовлетворенного спроса. Однако работники магазина стараются изучить требования покупателей, их желания во время проведения бесед, консультаций с потребителем в процессе совершения покупки. В магазин «Меридиан» за покупками приходят люди различной поло-возрастной категории, в основном эта лица от 7 до 70 лет, из этого следует что все покупатели приходят в этот магазин из-за того что в нем большой ассортимент и действуют различные акции и скидки. Большая часть потребителей покупают товары, которые уже пробовали ранее и остались довольными. Реже приобретают товары-новинки, в частности это молодёжь готовая экспериментировать и пробовать что-то новое. В целом все покупатели довольны соотношением цены и качества приобретаемой продукции, но имеются и те - 10%, которые недовольны качеством товара при его достаточно высокой стоимости. Мною был проведен анализ покупательского спроса через СКС (Приложение 8). Довольно большой спрос на такие товары как: хлеб, молоко, йогурты, вафли, печенья, чай, чипсы, пиво и т.д. Приобретаются различные товары, в основном в ход идут товары повседневного спроса. Но с не меньшим успехом приобретаются различные другие товары, например: зажигалки, кукурузные хлопья, салфетки и д.р. Потребитель желает покупать более дешевые товары, но с более лучшим качеством. Но многие даже не смотрят на качество и берут те товары на которых действую скидки.
4.2. Ассортиментный перечень (Приложение 9) утвержден председателем правления райпо В.Л. Ковалевым и согласован с заместителем председателя райисполкома А.Н. Сидоренко. В ассортиментный перечень входят такие товары как: молоко, сыры, мороженое, яйца пиво, рыба, сахар и д.р. Для проверки соблюдения в торговом объекте ассортиментного перечня делается проверка полноты и устойчивости ассортимента. В целом, анализируя данные таблицы проверки полноты ассортимента (Приложение 10) молочной товарной группы, можно сделать следующие выводы: В целом по молочной товарной группе коэффициент полноты соответствует норме, но по отдельным товарам таким как: кисломолочные продукты(0,83) и творог(0,8) наблюдается не полный ассортимент. Поэтому Заведующей магазином необходимо составить заявку для пополнения данного ассортимента производить ежедневный контроль за наличием товаров в продаже. Для
других же категорий Но, в общем, коэффициент соответствует норме, является полным. Анализируя устойчивость ассортимента (Приложение 11) в магазине «Меридиан» можно сказать, что в целом по магазину ассортимент приближен к норме, но некоторых товаров все равно не достаточно. Заведующей магазином следует более тщательней следить за ассортиментом магазина, своевременно делать заявки на товар, своевременно пополнять ассортимент.
4.3. За работой торгового объекта осуществляются следующие виды контроля: 1. Государственный – осуществляется органами государственного контроля (РОВД Буда-Кошелево, органы санитарно – эпидемиологической станции и т.д.) 2. Ведомственный – осуществляют специалисты райпо (товароведы, заместители председателя и т.д.). 3. Внутренний – осуществляет заведующая магазином и сами продавцы для контроля своей деятельности. Книга учета проверок (ревизий) (Приложение 12) служит для регистрации всех проверок, производимых в торговом объекте. Данная книга содержит порядковый номер, УНП, наименование проверяемого субъекта, местонахождение организации, дата начала ведения книги. После проведения проверки в книгу заносятся следующие обязательные данные: наименование контролирующего органа, Ф.И.О. и должность проверяющего, указана дата начала и окончания проверки, составленные документы по выявленным нарушениям и ставится подпись проверяющего.
В торговом объекте также
4.4. Для того, чтобы проанализировать какие товары пользуются наибольшим спросом у потребителей мною были составлены таблицы конкурентоспособности товаров аналогов (Приложение 13). Анализируя данные таблицы по оценке конкурентоспособности молочной продукции, можно сказать, что наибольший объем реализации товара у молока «Калина», несмотря на то, что у него срок годности 1 сутки и стоимость из трех видов молока самая дорогая, люди выбирают именно это молоко. Меньшим спросом пользуется молоко «Савушкин продукт», хоть и стоит оно дешевле, чем молоко «Калина». Это связано с тем, что срок годности составляет 6 месяцев, а это значит, что в этом молоке много добавок и покупателям это не очень нравиться. Средним звеном является молоко «Крестьянское». Оно самое жирное из 3 продуктов, срок годности 3 суток и молоко востребовано, но минус в том что маркировка не четкая. Следующим видом по конкурентоспособности рассматриваем сахар. Самый большой объем у производителя «Жлобинский сахарный завод». Стоимость из данных 3 видов сахара, самый дорогой, так как масса составляет 1 кг и реализуется он быстрее, но срок годности на нем отсутствует. Но покупатели не обращают на это внимание и предпочитают именно этот сахар. Следующий вид сахара «Городейский сахарный завод». Цена на этот сахар доступная, но в этом сахаре 5 кг., упакован в картонную коробку, что удобно для покупателя, но покупатели неохотно разбираю данный вид сахара. И последний вид сахара производителем, которого является ЧУП «Эколайнбел». Цена дешевле чем у предыдущего вида сахара, связано с тем, что в этом сахаре присутствуют добавки и еще маркировка нечеткая, но и этот сахар, как и предыдущий не охотно берут покупатели. Анализируя конкурентоспособность макаронных изделий можно сказать, что большим спросом производителя является ОАО «Минский комбинат хлебопродуктов» под название «Ракушки». Цена самая низкая из 3 данных видов, масса 500 гр., маркировка четкая. Следовательно, покупатели берут именно эти товары, так как они смотрят на цену, а не на качество макарон. Меньшим спросом пользуются производители, такие как ООО «Владпрод-импорт» и ОАО «Воронежская макаронная фабрика». Товары этих производителей реализуются одинаково. Цена их так же одинакова, но в 1 производителе масса составляет 900 гр., а во втором- 800 гр. У второго производителя маркировка не четкая. Не смотря на то, что эти макароны высшего сорта, люди предпочитают все же макароны, что подешевле. Анализируя конкурентоспособность соли можно сказать, что соль «Золотой зубр» самая дорогая из данных видов, затем идет соль «Белорусская» и последняя соль «Полесье». Самая ходовая соль это «Полесье», масса 1000 гр. Так же как и в остальных, срок годности соли везде одинаковый 2 года, маркировка везде четкая. Анализируя конкурентоспособность салатов можно сказать, что самым реализуемым является салат «Неманский», затем салат из свежей капусты и салат из свежих овощей. Самым дорогим салатом является салат из свежей капусты, видимо, поэтому потребители предпочитают те товары, которые имеют более низкую цену. У всех салатов маркировка четкая, срок годности 3 года и упакованы в стеклянную тару. Но масса салатов различаются на 10 грамм.
Тема 5. Организация
товароснабжения торгового 5.1. Магазин «Меридиан»
относится к системе Поэтому товары данной группы поставляются на подсортировочно – распределительные склады, где производятся различного рода операции по скорейшему доведению товаров до магазина. В целом продукция данной товарной группы поступает в торговый объект в тот же день, что и на склад, поэтому в магазине всегда свежая и качественная продукция различных производителей. Однако производитель Буда-Кошелевского хлебозавод централизованно доставляет свою продукцию в торговый объект, так как данный производитель является местным поставщиком и имеет возможность транзитной доставки товаров в торговый объект. Кондитерские товары все
поступают на склад, а затем из
них формируются небольшие 5.2. В своей деятельности торговая организация сталкивается с различными поставщиками и производителями товарных ресурсов, которые используют различные формы и методы товароснабжения. Все изготовители колбасной,
хлебобулочной продукции Производители при доставке товаров хотят, чтобы торговые объекты брали, как можно большее количество товаров на реализацию в основном заведующая дает и большие заявки для пополнения ассортимента или по заказу покупателей, но иногда заявки подаются только по самым основным товарам, которые должны быть в ассортиментном перечне. При доставке товаров в магазины Буда-Кошелевского райпо использует кольцевой маршрут завоза товаров – за один рейс доставляется товар в большое количество торговых объектов, находящихся по пути следования транспорта, что существенно сокращает транспортные расходы по доставке товаров.
5.3. В магазине «Меридиан» всегда имеется полный и достаточный ассортимент товаров. Это обеспечивается за счет того, что заведующая магазином контролирует количество товаров в магазине и своевременно составляет заявки на завоз товаров. Скоропортящиеся товары заказываются каждый день. 1) При заказе товаров завоза колбасных изделий заявки подаются во вторник, среду, пятницу. 2) При заказе товаров молочной продукции заявки подаются в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу. 3) При заказе товаров хлебобулочных и кондитерских изделий заявки подаются ежедневно. Доставка скоропортящихся товаров осуществляется по графику завоза этих товаров по кольцевому маршруту. Заявки на завоз товаров осуществляются в устной форме. Заведующая магазином делает их по телефону. При заказе, например, молочной продукции, указывается наименование товара, жирность и количество единиц. Заказывается товар, который отсутствует в продаже. Также в связи с приближением 23 февраля и 8 марта, покупатели заказывали подарки на определенную сумму и массу. Заведующая магазином данные заказы оформляла на листе в тетради в произвольной форме.
Тема 6. Технологические процессы на розничных торговых объектах. 6.1. После поступления товара в магазин «Меридиан» производится приемка товара по количеству и качеству. Автомобиль разгружается ручным способом. В путевом листе водителя ставится время о прибытии и штамп магазина. Это подтверждает, что водитель действительно прибыл в такое то время в данный торговый объект и привез товар. Товаротранспортная накладная – это основной документ для приемки товара по количеству (Приложение 15). Данный документ содержит следующие реквизиты: УНН грузоотправителя и грузополучателя, автомобиль, на котором доставляется товар, его государственный номер, водитель, адреса погрузки и разгрузки, наименование товара, его количество, цена за единицу, общая стоимость и многие другие. После разгрузки автомобиля товар принимается заведующей магазином, а если ее нет, то продавцом или старшим кассиром. Если товар поступает в открытой таре или поштучно (свежая выпечка, как правило, поступает в открытой таре, в таре-оборудовании), пересчитывается фактическое количество товара и сверяется с данными в накладной. Если товар весовой, то он перевешивается и записывается его масса нетто, а затем также сверяется с данными, указанными в накладной. Если товар поступил в закрытых ящиках, коробках (например, кондитерские товары), то он принимается по массе брутто и по количеству мест. При поступлении товара в таре-оборудовании, товар пересчитывается и сразу поступает в торговый зал для реализации. Иногда при приемке товаров может обнаружиться, что товара нет, либо прибыл испорченный товар. В такой ситуации в присутствии водителя составляется акт об установленном расхождении в количестве и качестве. В данном акте записывают наименование
недостающего или испорченного товара,
единицы измерения (килограммы, штуки),
данные по сопроводительным документам
и фактические данные. После этого
устанавливается разница. Этот документ
подписывается водителем и При приемке товаров по
качеству в торговом объекте для
установления годности товара используют
органолептический метод Все товары, поступающие в данный торговый объект, имеют все документы, подтверждающие их качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства, если поступает мясная продукция) (Приложение 16) или же имеются ссылки на наличие этих документов в ТТН.
6.2. Хранение товаров – это один из важнейших составляющих торгово-технологического процесса в торговом объекте. В торговом объекте «Меридиан» для хранения различных видов товаров используются разные способы. Штабельная укладка Вино - водочная продукция хранится в специальных ящиках. Безалкогольная и слабоалкогольные напитки размещается на поддонах в транспортной упаковке. Используется и стеллажная укладка товаров на хранение. Она применяется для товаров во вскрытых упаковках или для товаров в мелкой фасовке или для тех товаров, которые не поместились в торговом зале, для единичных товаров (мука, макаронные изделия, табачные изделия и т.д.). Некоторые виды товаров не хранятся в торговом объекте. Их заказывают из расчета торговли на 1-2 дня (хлеб и хлебобулочные товары) и 2-3 дня (молочная продукция), и они сразу же подаются в торговый зал, овощи, фрукты. Относительная влажность
воздуха в помещении для При хранении товаров в торговом объекте руководствуются следующими принципами: 1. Соблюдают товарное
соседство. Чай и кофе 2. Ранее поступившие товары
не закладываются вновь 3.Товары группируются по однородности режимов хранения. Кондитерские товары, пряности, приправы, пищевые концентраты, то есть товары, не требующие особых режимов хранения, группируются вместе. Товары скоропортящиеся хранятся в холодильнике Соблюдение всех режимов хранения, всех вышеперечисленных принципов позволяют торговому объекту избегать больших потерь из-за неправильного хранения. Также своевременно, правильно и точно подаются заявки на товары, что способствует избеганию скопления излишков продукции в местах хранения или ее недостатку. В торговых объектах могут
возникать товарные потери. Это может
быть усушка товаров, порча. Для каждого
торгового объекта
6.3. Рабочее место для подготовки товаров к продаже размещается в подсобном помещении, но некоторые фасовочные работы выполняются работниками торгового объекта (продавцами) в торговом зале в то время когда нет покупателей, либо до или после закрытия магазина. Рабочее место для выполнения фасовочных операций оснащено различным оборудованием для подготовки товаров к продаже: 1.Весы настольные ВЭ-15Т предназначены для взвешивания товара. 2. Упаковочные материалы: полиэтиленовые пакеты, термоусадочная пленка. 3. Инвентарь для размещения товара: тазы. 4. Совки, лопаты для насыпания. 5. Ножи, деревянные доски для нарезки продуктов, которые имеют инвентарные номера и маркировку, с четко указанным видом продукта, для которого можно использовать данный инвентарь. 6. Упаковочные ярлыки. Весь инвентарь соответствует
требованиям нормативно- В торговом объекте, как правило, реализуется товар в заводской фасовке, однако такие товары, как сахар, некоторые виды круп, поступившие в продажу в мешках, ящиках, предварительно не расфасованными, фасуются отвесами по 1,2,3 килограммам. Яйца в торговый объект поступают в лотках, поэтому их также расфасовывают по 10,20 штук в пакет. При желании покупатель может приобрести яйца в лотке. После выполнения всех необходимых фасовочных операций продавец приводит рабочее место в порядок, а подготовленный к продаже товар выносится в торговый зал для выкладки.
6.4. В своей деятельности магазин «Меридиан» использует метод частичного самообслуживания. Для того чтобы повысить товарооборот продавцы при выкладке товаров руководствуются различными методами и способами. При входе в торговый объект размещен шкаф холодильный производителем, которого является «Кока-кола», в котором расставлены прохладительные напитки, минеральная вода, слабоалкогольные напитки. Весь товар выложен вертикальной выкладкой в зависимости от объема и вида напитка: «Спрайт» располагается сверху вниз строго по линии, «Фанта» под «Фантой» и так далее. Рядом находиться витрина холодильная пристенная, в которой выложены фрукты и овощи. Потом следует горка, где выложены салаты, закуски, соусы, горошек консервированный и т.д. Затем так же идет витрина холодильная пристенная где выложены пресервы и т.д. Вертикальный способ выкладки используется при выкладке подсолнечного масла, овощных и мясных консервов, чипсов, алкогольных, безалкогольных напитков и т.д. Бакалейные товары, печенье, вафли, зефир, чай, кофе, винно-водочная продукция – комбинированной выкладкой. Для продажи семечек используют ящик производителем которого является «Онега», что привлекает покупателей к данному виду товара. Рассыпные кондитерские изделия – карамель, конфеты, развесной мармелад, пастила – выложены на горках, оборудованных кассетами. Колбасные изделия, мясокопчености выложены в витрине-прилавке, где обеспечиваются хорошая обозримость и соблюдение соответствующего режима хранения. Мясные и рыбные полуфабрикаты (замороженная рыба, цыплята бройлерные, пельмени и другие товары) выложены в холодильной витрине. Молочные продукты выложены в витрине холодильной. Мороженое выложено в ларе с просматриваемым охлаждаемым объемом. Товаров в торговом объекте достаточно, и даже самый требовательный покупатель может выбрать себе товар по вкусу и цене. Товары в торговом объекте размещены с учетом всех требований: 1. Соблюдается товарное соседство (чай-кофе, печенье – вафли и т.д.) 2. За товарными группами закреплены постоянные места, то есть покупатели, всегда найдут товар на том месте, на каком он был в предыдущий раз. 4. Товары повседневного
спроса размещены в самом 5. Сопутствующие товары размещены вблизи основных (чай, кофе – сахар, мясо, рыба – приправы и пряности и т.д.). Торговый объект имеет довольно большую площадь, и в связи с этим продавцы при выкладке товара руководствуются некоторыми принципами мерчендайзинга: 1. «Опрятность выкладки
и постоянное пополнение 2. «Заполненность полок» - полки в торговом объекте всегда максимально заполнены товаром. 3. «Обзор и доступность» - весь товар выложен лицевой стороной к покупателю, нет никаких преград для отбора товаров. 4. Принцип «цветных пятен» - то есть наличие товаров в ярких упаковках.
6.5. При получении товара в магазин поступает различная тара, которая после использования может возвращаться назад, использоваться многократно, а также утилизироваться. Если в торговый объект поступает свежая выпечка, то она, как правило, размещена на подносе, с которого ее сразу же перекладывают, а поднос возвращается назад. Молочная продукция (молоко, кефир в пленке) поступает в ящиках финпаках, которые также не остаются в магазине и отправляются поставщику обратным рейсом. Овощи и фрукты поступают от поставщика в специальных овощных ящиках, имеющих небольшую массу и перфорированные стенки. Винно-водочная продукция поступает в гнездовых ящиках, для недопущения боя во время транспортировки и перемещения товара. Тара принимается одновременно
с товаром. После ее использования
она размещается на складе для
хранения тары. Картонная тара складывается
в несколько сложений, связывается
шпагатом и укладывается на полу стопками.
Гнездовые ящики для
Тема 7. Организация
розничной продажи и 7.1. В магазине «Меридиан»
у входа на видном для 1. Копия лицензии, на основании
которой осуществляет свою 2. Ассортиментный перечень,
где указаны те товары, которые
должны всегда находиться в
продаже и их количество. Также
в нем указано площадь 3. Для покупателей, которые
хотят ознакомиться со своими
правами, на этом стенде 4. Имеется информация о том, что покупатели в данном торговом объекте для расчета за товары могут использовать пластиковые карточки. 5. На стенде размещена книга предварительных заявок на товары, однако покупатели ей не пользуются, так как предпочитают оставлять свои заявки в устной форме. 6. Информация для населения об органах исполнительной власти на территории населенного пункта. 7. Для тех покупателей, у которых возникла конфликтная ситуация с руководством торгового объекта указан номер телефона и фамилия и инициалы вышестоящего начальства, с которым можно урегулировать все возникающие конфликтные ситуации. 8. Размещена информация о том, что книга замечаний и предложений находится у заведующей магазином. 9. Имеется памятка для работников торгового объекта.
7.2. В магазине «Меридиан» Буда-Кошелевского райпо при продаже товаров населению используется метод частичного самообслуживания, спиртные напитки продаются через прилавок, а остальные товары, требующие длительного ознакомления реализуются методом самообслуживания. Традиционным методом продаются такие товары как: Вино, водка, ликер, шампанское, коньяк. Самообслуживанием реализуют такие товары как: хлебобулочные изделия, бакалейные товары, молочные товары, зерномучные товары, макаронные изделия, чай, кофе, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, мясные и рыбные полуфабрикаты, приправы и пряности, мороженое и многое другое. При сравнении традиционного метода и метода самообслуживания, безусловно, привлекательнее для торговли выглядит метод самообслуживания, так как у покупателей имеется возможность самостоятельно ознакомиться с товаром, не прибегая к помощи продавца, сокращается время на приобретение покупки. В то время как при традиционном методе реализации товаров требуются большие затраты труда продавца и его высокая активность. Покупатели также затрачивают много времени на покупку товаров, кроме того, их самостоятельность в выборе товаров ограничивается. Важно также отметить, что продавец осуществляет весь процесс обслуживания, и он должен обладать высоким профессиональным уровнем. От него требуется хорошее знание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологических операций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями. В работе данного торгового объекта сочетаются эти два метода и очень удачно, так как данный магазин находится на окраине города, 30% составляют люди которые приходят с вокзала посмотреть или приобрести товар, а 70% люди, живущие в округе, но много приходит пенсионеров и детей и такой метод подходит, потому что им самим тяжело выбрать товар.
7.3. Магазин «Меридиан» участвует как во внемагазинных так и в активных формах продажи. Существуют следующие внемагазинные формы торговли: продажа товаров через мелкорозничную торговую сеть, автомагазины, посылочная торговля, торговые автоматы, продажа товаров по телефону, продажи на базарах, ярмарках, уличная выносная торговля, организация дегустаций и другие формы. Магазин осуществляет такие формы торговли как продажа товаров через мелкорозничную сеть, автомагазины и уличная выносная торговля. Так же при продаже товаров используются активные формы продаж: ярмарка, базар. Таким образом, работникам магазина следует больше участвовать во внемагазинных и активных формах торговли. Буда-Кошелевское райпо активно представляет свою продукцию на различных, массовых мероприятиях. Например «Школьный базар», Наступила весна, Масленица и т.д. План проведения ярмарки: 1. Определяется тематика мероприятия 2. Подбираются товары
– если это осенняя ярмарка,
то это плоды, ягоды, грибы
и другие товары в 3. Определяется нужное
количество участников данного
мероприятия (составляется 4. Разрабатывается комплекс
мер по контролю над 5. Анализируется эффективность участия в данном мероприятии.
7.4. Магазин «Меридиан» не только реализует товары, но и оказывает следующие услуги населению:
Все оказываемые услуги подразделяются на: 1. Предпродажные услуги – консультирование и помощь в отборе товаров. 2. Услуги, оказываемые в
процессе продажи – прием В магазине «Меридиан» используют неценовые методы стимулирования сбыта. Выкладка товаров, которая помогает покупателю составить определенное положительное мнение об ассортименте торгового объекта, его ценовой политике. Например, при входе в торговый объект размещена угловая горка, на которой расположены прохладительные напитки, Для выкладки данного товара использована вертикальная выкладка, которая сразу же привлекает внимание покупателей своей опрятностью. Вода одного производителя размещается сверху донизу в зависимости от объема. Или холодильное оборудование представителей «Кока - кола». Весь товар выложен вертикальной выкладкой в зависимости от объема и вида напитка: «Спрайт» располагается сверху вниз строго по линии, «Фанта» под «Фантой», «Кока - кола» под «Кока - колой» и так далее, но в холодильнике выставляют бутылки только объемом 0,5 литров. Покупатель сразу же обращает внимание на яркость, цветность данного товара. Тем самым, данная выкладка стимулирует покупателей на совершение импульсных покупок. Также к неценовым методам стимулирования сбыта относят услуги: 1. Организован стол заказов. Например, в весенние праздники, и покупатели в устной форме делают свои заявки на подарки, торты различной массы и стоимости. 2. Организован прием стеклопосуды, металлических отходов, излишек сельскохозяйственной продукции. Таким образом, широкий спектр услуг, предоставляемых магазином, привлекает покупателей именно в данный торговый объект. Если в торговом объекте имеются товары к празднику, то на видном для покупателей месте выставляется данный товар. В целом, работа по стимулированию продаж проводится, но она не такая значительная, как в больших торговых объектах. В основном для стимулирования продаж в торговом объекте используются устные консультации продавцов и различные акции.
7.5.Оформление интерьера
торгового зала магазина « Один из основных элементов оформления торгового зала – торговое оборудование белого цвета, ценникодержатели красного цвета, которые привлекает внимание покупателей, при этом, не отвлекая основного внимания от товара, выложенного в этом оборудовании. При расположении оборудования в торговом объекте учитывается сочетание практической и эстетической сторон. Для того чтобы покупатели
лучше ориентировались в Таким образом, покупатель, вновь пришедший в торговый объект, сразу же ориентируется в многообразии товаров в магазине. Оконные витрины, которые выходят на улицу, несут в себе информацию о товарах, имеющихся в торговом объекте. Экстерьер торгового объекта оформлен в темно розовом цвете. На вывеске торгового объекта имеется логотип Белкоопсоюза, а на самом здании – логотип Белкоопсоюза увеличенный в несколько раз. У работников торгового объекта форма синего цвета. Все работники имеют бейджи (Приложение 18) с логотипом Белкоопсоюза, Ф.И.О. работника, его должности.
Тема 8. Учет и отчетность торгового объекта. 8.1. За время прохождения практики в торговом объекте «Меридиан» мною были изучены следующие документы: 1. ТТН на поступление
и отпуск товаров и тары
– данные документы содержат
следующие реквизиты: УНП 2. Объявление на взнос наличными (Приложение 19)– оформляется при сдаче торговой выручки в банк. В данном документе указывается № счета, на который будут зачислены денежные средства, дата сдачи выручки, Ф.И.О лица, сдающего денежные средства, банк получателя, получатель, указывается сумма прописью и цифрами, назначение взноса. Ставится подпись вносителя. Данный документ состоит из трех частей – объявления на взнос наличными, квитанции (остается у заведующей) и ордера. 3. Квитанция – оформляется при сдаче торговой выручки через отделение связи.
8.2. Товарно-денежный отчет (Приложение 20) – данный документ служит для отражения всех приходных и расходных операций в торговом объекте. Данный отчет составляется заведующей магазином 1 раз в семь дней. Состоит из двух частей – прихода, где регистрируются все приходные суммы и расхода – для регистрации выбывших сумм. Состоит из следующих реквизитов: период, за который оформляется товарно-денежный отчет, дата и № документа, по которым поступила или выбыла денежная сумма, от кого или кому отпущено, сумма товаров и тары, выводится остаток на начало следующего периода по приходу и подсчитывается итого по расходу по товарам и по таре.
8.3. Инвентаризационная опись товаров, тары и денежных средств в торговле (Приложение 21) – это документ, предназначенный для регистрации фактического наличия товаров, тары и денежных средств в торговом объекте. В данном документе указывается дата проведения инвентаризации, затем материально-ответственные лица ставят свои подписи, после этого приступают к проведению инвентаризации. При проведении инвентаризации торговый объект закрывается на 1 день. В инвентаризационной описи указывается фактическое наличие денежных средств в кассе на момент проведения инвентаризации. Затем ставится № по порядку, наименование товаров, материала или тары, количество, цена, единицы измерения, сумма. После окончания каждой страницы записывается число порядковых номеров на странице, общий итог всех ценностей. Страница подписывается председателем комиссии, членами комиссии и материально-ответственным лицом. По окончании инвентаризации выводятся итоги фактического наличия товаров, тары, денежных средств, указывается число порядковых номеров по описи, указываются документы, приложенные к данной описи, ставят свои подписи председатель комиссии, члены комиссии. Для окончательного выведения результатов инвентаризации материалы передаются в бухгалтерию. В бухгалтерии по товарам, на которые установлены нормы естественной убыли, делаются специальные расчеты. Естественная убыль списывается на издержки обращения. Затем оформляется сличительная ведомость результатов инвентаризации товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле (Приложение 22). В данном документе указывается, сколько ценностей числится по данным бухгалтерского учета, и выводятся окончательные результаты инвентаризации – излишек или недостача. Сличительная ведомость подписывается председателем комиссии, с указанием его должности и Ф.И.О., бухгалтером и материально-ответственным лицом. После материально-ответственное лицо дает письменное объяснение причин излишков или недостач и после этого руководитель предприятия выносит решение по данным ведомости. Ставится дата и подпись руководителя предприятия.
Тема 10. Выводы и предложения. Анализируя деятельность торгового объекта «Меридиан» по всем изученным темам, можно сделать следующие выводы: 1.В торговом объекте после изучение темы «Охрана труда и пожарная безопасность» установлено, что все инструктажи в торговом объекте проводятся своевременно. Таким образом, инженер по охране труда и заведующая магазином добросовестно исполняют свою работу. 2. Анализируя структуру управления торговым объектом, можно сказать, что для торгового объекта продавцов достаточное количество. Работа хорошо налажена в магазине. 3. Также анализируя торгово-производственную деятельность торговой организации магазина «Меридиан», можно отметить, что документы заполняются своевременно и грамотно. В ТТН заполняются все реквизиты. Заявки на завоз товаров оформляются в устной форме для каждого товара. 4. В торговом объекте отсутствует кнопка вызова милиции. Таким образом, этот недостаток очень серьезно может повлиять на сохранность товарно-материальных ценностей в торговом объекте. 5. В торговом объекте при реализации товаров населению используется метод частичного самообслуживания, и имеется отдельный узел расчета. Таким образом, покупатели, которые приобретают товары методом самообслуживания, не вынуждены стоять в очереди. 6. В торговом объекте нарушаются некоторые правила продажи товаров. Например, в магазине имеются инвентарные корзины, однако покупатели ими не пользуются и размещают отобранный товар в своей ручной клади, что может привести к хищению товарно-материальных ценностей в торговом объекте. Продавцы иногда находятся на своих рабочих местах без головного убора, что в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами запрещено. 7. Торговым работникам не всегда предоставляется возможным фасовать товары в подсобном помещении, поэтому некоторые товары (сахар, соль, кондитерские изделия) фасуется в торговом зале. 8. В торговом объекте ни когда не накапливаются товарные запасы. Это хороший показатель для торгового объекта и это значит, что большая товарооборачиваемость магазина. 9. В торговом объекте для повышения товарооборота проводятся акции, организовываются распродажи, например, «Товар дня». Необходимо также расширять неценовые методы стимулирования спроса: использовать различные средства печатной рекламы, улучшать интерьер торгового объекта, установить по путь следования указатель торгового объекта и другие мероприятия. В работе торгового объекта «Меридиан» имеются также положительные стороны деятельности. Торговый объект имеет облагороженную территорию, имеется место для размещения автотранспорта, на заднем дворе магазина имеется площадка для приема товаров. Торговый объект имеет свой стиль: на вывеске, на фасаде здания, на нагрудных знаках работников имеется символика Белкоопсоюза. Торговый объект оснащен в полной мере всеми средствами пожарной безопасности: на видном для покупателей месте вывешен план эвакуации, имеется 9 огнетушителей типа ОП, на прилегающей территории имеется пожарный щит для тушения пожара и емкость с песком, установлены автономные пожарные извещатели. Проводятся инструктажи по пожарной безопасности. Для обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического состояния в магазине имеются средства личной гигиены работников, приспособления и инвентарь для мойки, чистки оборудования и торгового объекта в целом. В торговом объекте на видном для покупателей месте размещен стенд «Информация для покупателей», где покупатель может найти интересующую его информацию. Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей торговый объект оборудован сигнализацией, на окнах имеются решетки. Торговый объект охраняется структурным подразделением Буда-Кошелевского РОВД. Торговый объект реализует товары используя метод частичного самообслуживания. Данный метод наиболее благоприятен для реализации товаров на небольшой площади и небольшой численности населения. В торговом объекте при ведении своей деятельности руководствуются Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: магазин работает по расписанию, оплата за товары производится с использованием кассового аппарата в соответствии со всеми правилами эксплуатации, несовершеннолетним не осуществляется продажа табачной и спиртной продукции и так далее. В торговом объекте оказываются различные услуги: организован прием металлических отходов, сельскохозяйственной продукции; комплектуются наборы к праздникам. Здание, где расположен торговый объект, построено в соответствии со всеми нормами и правилами. Внешнее и внутреннее оформление магазина привлекает покупателей, способствует совершению покупок. В магазине имеется новое современное оборудование. При его эксплуатации работники соблюдают все правила: оборудование протирается, ведется контроль за его техническим состоянием со стороны работников торгового объекта. В помещении для хранения товаров созданы все условия для недопущения порчи товаров: относительная влажность воздуха 70% - 75%, температура +18-+20оС, приглушенное искусственное освещение. В данном помещении проводятся влажные уборки, товар перекладывается, протирается для недопущения потерь. При хранении товаров соблюдается товарное соседство, товары группируются по однородности режимов хранения. Заявочная работа в торговом объекте производится своевременно, что способствует полному и качественному ассортименту в торговом объекте. Товары в торговом объекте «Меридиан» выложены различными методами и приемами: вертикальной, смешанной выкладкой, насыпью, соблюдаются принципы мерчендайзинга. Ассортиментный перечень в торговом объекте соблюдается: ассортимент в целом полный и устойчивый. Это обеспечивается за счет того, что организация сотрудничает с различными поставщиками товаров. Также за счет правильной и своевременной организации заявочной работы. В магазине имеются умеренные товарные запасы, которые соответствуют нормативам. Для стимулирования продаж в торговом объекте используется реклама, что позволяет покупателям совершать импульсные покупки, тем самым увеличивая товарооборот магазина. Руководству торгового объекта и организации в целом следует устранить маленькие недостатки и расширять положительные стороны в деятельности магазина. После принятия всех необходимых мер торговый объект станет работать более эффективно.
|
|