Отрослевая политика государства в нефтегазовом комплексе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Такие высокие показатели связаны со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли. В недрах России сосредоточено около 13% разведанных запасов нефти. Эти ресурсы расположены в основном на суше (примерно 3/4). Примерно 60% ресурсов нефти приходится на долю районов Урала и Сибири, что создаёт потенциальные возможности экспорта, как в западном, так и в восточном направлениях. Экономика страны потребляет лишь менее трети добываемой нефти (включая продукты её переработки).

Содержание

Введение
1. Место нефтяной промышленности в экономике России
1.1 Структура и география экспорта РФ
1.2 Обзор рынка добычи нефти в России
1.3 Инвестиционная привлекательность российских нефтяных компаний
2. Проблемы нефтяной отрасли в РФ
2.1 Факторы, влияющие на внутренний рынок
2.2 Кризисом по сервису
2.3 Дефицит инвестиций нефтяной отрасли РФ
3. Перспективы развития нефтяного комплекса РФ
3.1 Нефть и кризис. Прогноз добычи нефти по России до 2015 г в условиях кризиса
3.2 Преодоление кризиса
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 128.35 Кб (Скачать)

Возможностями для выхода на рынки дальнего зарубежья  обладают, в основном, крупные компании или сервисные структуры ВИНК. Характерной чертой рынка нефтесервиса в некоторых регионах дальнего зарубежья  является как физический, так и  правовой риск. К регионам «рискованного  нефтесервиса» можно отнести  Венесуэлу, Аргентину, Боливию, Нигерию. Цивилизованные условия работы (как, например, в Бразилии) требуют владения новейшими технологиями разработки месторождений, чем может похвалиться  редкая российская компания.

Доля  рынка, приходящаяся на аффилированные сервисные компании (среди них  «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть –  Нефтесервис», «РН – Бурение», «Татнефть  – Бурение»), составляет примерно 50%. Даже в докризисных условиях в  секторе предполагалось сохранение status quo, а в нынешний период аффилированность является гарантией жизнеспособности соответствующих компаний или подразделений. ВИНК могут рассчитывать на государственную  поддержку, которая опосредованно  скажется и на положении сервиса. Поэтому в ближайшее время  доля сектора аффилированных структур вырастет. Крупные нефтегазодобывающие  компании в первую очередь будут  загружать аффилированные мощности.

Фактором  выживания в кризисный период и конкурентоспособности в посткризисное  время для аффилированных сервисных  компаний будет возможность сохранения квалифицированных кадров.

Взлет крупного независимого российского нефтесервиса, продемонстрированный в последние 5 лет компаниями ССК, БК «Евразия», «Интегра», «Катобьнефть», «Петроальянс», питал надежды на то, что в недалекой  перспективе этот сектор расширится до 70 – 80% и будет поделен между 7 – 9 компаниями. Расширение сектора  планировалось осуществить за счет поглощения конкурентоспособных средних  и малых нефтесервисных компаний и за счет обновления парка оборудования.

Кризис  помешал планам бурного развития. Компании сектора, столкнувшись с проблемой  нехватки средств, в разы сокращают  мощности и отказываются от программ модернизации и расширения. Несмотря на появление активов с низкой ценой, свободные средства на их покупку  отсутствуют. Возможно создание альянсов между независимыми компаниями с  целью усиления позиций в отношениях с заказчиками. Возможен рост доли рынка (с 18 до 20 – 22%) крупных компаний за счет выдавливания средних и мелких компаний.

Основной  фактор выживания в кризисный  период – сохранение базовых мощностей  и компетенций, диверсификация линейки  услуг, а также возможность в  небольших пределах снижать цены при сохранении качества работ и  услуг. Возможна поддержка компаний иностранными инвесторами.

Находившийся  в последние 3 – 4 года в фазе формирования и подъема сектор средних и  малых независимых российских сервисных  компаний (текущая доля его оценивается  примерно в 10%) сейчас испытывает наибольшие трудности. Тяжелее всех придется компаниям, которые были созданы «с нуля», в  том числе с приобретением  нового оборудования.

Средние по размеру компании могли бы образовать здоровую конкурентную среду и стать  хорошими «целями» для поглощения, однако падение заказов тормозит этот процесс. Затруднителен поиск  партнеров, которые обеспечили бы финансирование компании. Вероятна утрата базовых  мощностей и компетенций.

Мелкие  компании переживают резкое сокращение объемов, держат низкие цены при среднем  качестве. Возможностей для модернизации мощностей нет. Вероятность ухода  с рынка мелких компаний существенно  увеличивается.

Факторы выживания в кризисный период – концентрация на узкоспециализированном сегменте работ и услуг, технологические  преимущества, вхождение в альянсы  с крупными нефтесервисными компаниями или «чудо» – получение в условиях жесткой конкурентной борьбы хорошего заказа от крупной нефтяной компании.

Иностранные компании сохранят свои позиции на российском рынке ввиду безальтернативности  в высокотехнологичном сегменте и сполна используют свои технологические  и финансовые преимущества для умеренного расширения доли рынка, которая в  текущий момент составляет примерно 20% всего независимого сектора рынка  и 90% рынка высокотехнологичного сервиса.

Расширение  будет происходить за счет покупки  малых и средних российских компаний, хорошо зарекомендовавших себя, со связями в регионах. Начатая до кризиса скупка отечественных активов, вероятно, продолжится. В скором времени  следует ожидать известий об очередных  приобретениях иностранных компаний.

 

2.3 Дефицит инвестиций  нефтяной отрасли РФ

 

Общий дефицит  инвестиций в нефтяной отрасли РФ в 2009 году превысит 200 млрд. рублей.

2008 год  был отмечен в нефтяной отрасли  процессом укрупнения производителей  нефтегазового оборудования, созданием  комитета по стандартизации в  нефтегазовом комплексе и крупным  проектом в нефтехимии.

Дефицит инвестиций в 2010 году может составить 500-600 млрд. рублей.

Не наблюдается  роста инвестиций и в пятилетней перспективе. Согласно пятилетнему  плану, который предусматривает  бурение более 30 тысяч скважин, решение  проблемы утилизации более 60 млрд. кубометров попутного газа, строительства установок  для первичной переработки нефти  в 60 млн. тонн и вторичной переработки  в более 140 млн. тонн, объем инвестиций должен составить 7,6 трлн. рублей. Этот план уже имеет дефицит в 2,8 трлн. рублей. Это без учета затрат на освоение шельфа и реализацию проектов на новых рынках».

В 2009 году инвестиции в нефтепереработку в  России могут сократиться на 32 млрд. рублей, а в 2009-2011 годах - 224 млрд. рублей.

В 2008 году налоговые поступления в бюджет РФ от нефтяной отрасли составили 4,4 трлн. рублей, дополнительные доходы в  бюджет - еще 0,5 трлн. рублей.

Отрасль является крупнейшим налогоплательщиком, который обеспечивает порядка 43% поступлений  в бюджет. Достигнутый в 2008 году объем  производства позволил обеспечить рекордные  поступления в бюджет в размере 4,4 триллионов рублей.

Нефтяная  отрасль обладает большим мультипликативным  эффектом, оказывает сильное влияние  на развитие других отраслей российской экономики. В связи с этим, наращивание  инвестиционной активности в отрасли  является наилучшей антикризисной  мерой.

 

3. Перспективы развития нефтяного комплекса РФ

 

3.1 Нефть и кризис. Прогноз  добычи нефти по России до  2015 г в условиях кризиса

 

Примерно  с IV квартала 2008 г. Россия оказалась вовлеченной в сферу общемирового финансового кризиса и вступила в полосу рецессии своей экономики.

Трудно  обстоит дело с прогнозами: что станет в ближайшие годы с экономикой России, насколько глубоким окажется «дно» кризиса? В наибольшей степени это относится к «локомотиву» отечественной экономики – нефтяной сфере ТЭК. Что будет с нефтью, сейчас интересует практически каждого – от министра до рабочего.

Еще до начала кризиса, а точнее – 21 августа 2008 г., Правительство РФ подвело итоги развития страны за 6 месяцев 2008 г. и рассмотрело прогноз социально-экономического развития страны на 2009 – 2010 гг. по двум вариантам.

Вариант 1 (инерционный) предусматривал увеличение добычи нефти (с ожидаемого в то время  за 2008 г. уровня – 492 млн. тонн) до 497 – 501 млн. тонн в 2009 – 2011 гг.

Вариант 2 (инновационный) предполагал дальнейший неуклонный рост объема добычи нефти: в 2009 г. – до 503 млн. тонн, в 2010 г. – до 518 млн. т/год.

Оба указанных  варианта были рассчитаны при цене на нефть марки Urals – 112 долл/барр. в  2008 г., при последующем ее падении до 88 долл. – в 2011 г.

Не прошло и полугода, как стало ясно, что  указанные планы развития ТЭК  России претерпят серьезные изменения.

Положение дел в нефтяной отрасли, в первую очередь, определяется ценами на мировом  рынке, динамика которых непредсказуема. Известно, что в середине 2008 г. она достигла спекулятивного пика в 147 долл./барр., а к концу года рухнула до 35 долл./барр., или в 4,2 раза.

Современная ситуация на рынке характеризуется  высоким уровнем неопределенности и непредсказуемости. Что будет с нефтяными ценами в перспективе, не смогут предсказать даже экстрасенсы. В этих условиях нефтяным компаниям практически невозможно сколько-нибудь достоверно планировать свою деятельность как на текущий, и так и последующие годы.

Низкие  цены на нефть на мировом (и российском) рынках в ближайшие 2009 – 2010 гг. могут  вызвать ряд стратегически значимых отрицательных явлений, а именно:

серьезное снижение объемов эксплуатационного  бурения на разбуриваемых месторождениях;

отказ от освоения новых месторождений, ранее  планировавшихся компаниями ко вводу;

отказ от бурения низкорентабельных по дебиту нефти скважин (очевидно, менее 50 т/сут.);

сокращение  объемов капитального строительства  и эксплуатационных затрат на добычу;

сокращение  действующего эксплуатационного фонда  скважин, увеличенный вывод в  неработающий фонд низкорентабельных, малодебитных и высокообводненных  скважин;

сокращение  объемов геолого-технических мероприятий  и работ по увеличению нефтеотдачи  пластов;

полная  остановка нерентабельных месторождений (до начала роста цены на нефть, видимо – до 60 долл/барр. и более);

передел нефтяного рынка между его  «акулами» и основными «игроками» путем поглощения слабых, в первую очередь мелких и средних добывающих предприятий.

Полностью нормализовать ситуацию в отрасли не способно даже 5-кратное (с 500 долл./тонн до 100 долл./тонн) снижение экспортных пошлин на нефть, оперативно и почти своевременно сделанное Правительством РФ. Здесь необходимо введение новых дополнительных налоговых послаблений недропользователям, а также упрощение несовершенной и забюрократизированной системы управления нефтедобычей со стороны госорганов, о чем неоднократно говорили руководители крупных ВИНК.

Понятно, что все вышеперечисленные факторы  весьма важны, но наиболее значимым для  сохранения добычи следует считать  поддержание буровой активности российских нефтедобывающих предприятий.

К сожалению, в 2009 – 2010 гг. не исключено, резкое (в 1,5 – 1,8 раза) сокращение объемов эксплуатационного  бурения – до уровня 8 – 10 млн. м/год. Указанное снижение, несомненно, окажет существенное отрицательное влияние на уровни добычи нефти в последующие 5 лет.

Рассмотрим  несколько сценариев развития нефтедобычи  по России до 2015 г.

Три варианта прогноза добычи нефти на перспективу (рис. 1).

 

Рис.1 Прогноз  добычи жидких углеводородов по России до 2015 года с учетом кризиса

 

Вариант №1. «Гипотетический» («Если бы не было кризиса»), в котором объем проходки в эксплуатационном бурении поддерживается на уровне 13,5 – 13,0 млн м/год вплоть до 2015 г. (таблица 1, 2).

 

Таблица 1 - Прогнозные показатели добычи жидких углеводородов по России до 2015 г.

Показатели

Варианты

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Добыча нефти, млн.т. / г

1

485

479

473

469

451

445

440

2

474

455

438

427

424

423

421

3

470

443

423

411

407

404

400

Проходка, млн.м/

год

1

13,5

13,5

13,0

13,0

13,0

13,0

13,0

2

10,0

19,0

10,0

11,0

12,0

12,5

13,0

3

8,0

8,0

9,0

10,0

10,5

11,0

12,0

Ввод новых скважин, шт.

1

5 075

5 056

4 860

4 851

4 842

4 833

4 824

2

3 788

3 774

3 760

4 120

4 478

4 615

4 833

3

3 019

3 019

3 383

3 745

3 925

4 105

4 470


 

Таблица 2 - Сравнение интегральных показателей  вариантов нефтедобычи по России до 2015 г.

Информация о работе Отрослевая политика государства в нефтегазовом комплексе России