Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 10:44, реферат
Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения
хозяйственных отношений – разгосударствление и приватизация предприятий,
замена директивного управления свободным предпринимательством – неизбежно ставят российские предприятия перед необходимостью работать по-новому, по законам и требованиям рынка, приспосабливая все стороны своей
производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности к меняющейся рыночной ситуации и запросам потребителей.
1. Введение
2. Понятие рынка
3. Классификация рынков
4. Конъюнктура рынка
5. Емкость рынка, доля рынка
6. Заключение
перераспределения. Он имеет три
разновидности:
- рынок товаров промышленного назначения – это совокупность отдельных лиц
и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются либо при
производстве других товаров и услуг (сырье, материалы), продаваемых или
сдаваемых в аренду, либо в качестве составной части иных товаров и услуг,
поставляемых потребителям (например, комплектующие изделия).
Основные характеристики рынка товаров промышленного назначения следующие:
меньшее число покупателей;
при их немногочисленности покупатели крупнее;
покупатели сконцентрированы географически;
спрос на эти товары резко меняется (например, спрос на потребительские товары может привести к росту спроса на оборудование для их производства);
- рынок промежуточных продавцов – это совокупность отдельных лиц и
организаций (посредников,
дилеров, дистрибьюторов), приобретающих
товары для перепродажи или сдачи в аренду
другим потребителям с выгодой для себя.
Товары приобретаются промежуточными продавцами как для перепродажи, так и для обеспечения бесперебойного функционирования их собственных предприятий. Закупки для себя осуществляются промежуточными продавцами в роли производителей.
- рынок государственных учреждений составляют федеральное правительство и региональные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые для выполнения своих основных властных функций.
Характерной чертой государственных закупок является сокращение расходов
налогоплательщиков, т.е. приобретение товаров по самым низким ценам.
Особенностью осуществления государственных закупок является необходимость оформления большого числа документов (многочисленность подписей), в результате чего затягивается процесс выдачи заказа.
Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг,
находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц,
производителей,
промежуточных продавцов и
3. Классификация
рынков с точки зрения
продавцами и покупателями:
· закрытый рынок — это товарный рынок, где взаимодействуют
производители и потребители, связанные различными формами некоммерческих
отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового
контроля, специальными договорами, которые не носят сугубо коммерческий
характер;
· открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности
неограниченного круга независимых продавцов и покупателей.
4. Если рассматривать
рынок как совокупность
географическим
положением, то можно выделить:
· мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;
· региональный рынок – рынок, охватывающий всю территорию
данного государства;
· местный рынок – рынок, включающий один или несколько районов страны.
5. С точки
зрения особенностей и
выделяются следующие рынки:
· целевой — рынок, на котором фирма реализует или собирается
реализовывать свои цели;
· бесплодный — рынок, не имеющий перспектив для реализации
определенных товаров;
· основной — рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;
· дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечивается
продажа некоторого объема товара;
· растущий — рынок, имеющий реальные возможности для роста
объема продаж товара;
· «прослоенный» — рынок, на котором коммерческие операции
нестабильны, но
имеются перспективы
определенных условиях. Однако такой рынок может стать и бесплодным.
Конъюнктура рынка.
Первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения
спроса и предложения, складывающегося на рынке в условиях конкуренции и
динамики цен, т.е. конъюнктуры рынка.
Термин «конъюнктура», в переводе с латинского языка, означает – соединять,
связывать. Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, - это
конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в
какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и
предложения. Конъюнктура определяет коммерческую ценность и
конкурентоспособность товаров и услуг.
Понятие рыночной ситуации включает в себя:
-
степень сбалансированности
- сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его
развития;
-
уровень устойчивости или
- масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
-
уровень коммерческого (
- силу и размах конкурентной борьбы;
-
состояние и положение рынка
в определенной точке
сезонного цикла.
В экономической литературе, наряду с приведенным определением существуют и другие понятия рыночной конъюнктуры:
·
конъюнктура рынка – это
ситуацию;
· конъюнктура рынка – результат взаимодействия различных факторов
(экономических, социальных, природных), определяющих в каждый данный момент времени положение фирмы на рынке;
· конъюнктура рынка – состояние экономики на данный момент времени,
определяемое изменениями различных экономических показателей и др.
Под спросом понимается то количество товара, которое потребители хотят и
могут купить по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.
Помимо цены на спрос воздействуют:
- вкусы потребителей;
- доходы потребителей;
- цена на товары-заменители;
- ожидания потребителей.
Предложением товара называется то количество товара, которое
производители хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенноговремени действия цены.
Помимо цены на предложение влияют:
- технология производства (если вводится более совершенная
технология, то
снижается себестоимость и
- цена на рабочую силу, основные и оборотные фонды, природные
ресурсы, при снижении цен на которые также уменьшается себестоимость и
выпускается больше продукции;
-
число производителей (чем больше,
тем больше предложение
услуг);
- налоги и субсидии (повышение налогов снижает предложение, а
субсидии приводят к расширению производства).
Спрос и предложение – основные характеристики конъюнктуры рынка, которые
оказывают определяющее влияние на состояние рынка.
В практике маркетинга выделяют общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков. Если первая характеризует состояние экономики страны в целом на тот или иной период времени, то вторая изучает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.
Изучение и
прогнозирование конъюнктуры –
одно из важных направлений анализа
рынка. Проведению анализа способствует
рассмотрение конъюктуро образующих факторов,
которые можно разделить на две группы:
1.
постоянно действующие (научно-
монополизации цен; государственное регулирование; инфляция), которые можно с относительной долей корректности предвидеть и прогнозировать;
2.
временные (сезонность
экономико-политические конфликты), которые предвидеть трудно и которые
учитываются по факту.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения его
состояния в тот или иной момент, но и предсказание вероятного характера
дальнейшего его развития – прогнозирование. Прогноз дает оценку перспектив
развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики
деятельности предприятия на рынке. Качество прогноза определяется главным
образом тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализ и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры.
Емкость рынка, доля рынка.
Одним из основных элементов исследования в маркетинге является емкость рынка.
Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимостном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год. При определении емкости рынка товаров народного потребления анализируются уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень текущих цен и другие факторы, определяющие покупательский спрос населения. Устанавливая емкость рынка товаров промышленного назначения, учитывают прежде всего основные тенденции развития отраслей народного хозяйства и возможности реализации в них соответствующих инвестиционных проектов. Емкость рынка не остается неизменной, она зависит в основном от экономической конъюнктуры. При падающей конъюнктуре (превышение предложения над спросом) емкость рынка сжимается, и любое форсирование поставок на рынок приводит к настороженности покупателей, ускоряя падение цен. При повышающейся конъюнктуре (превышение спроса над предложением) емкость рынка растет, и форсирование продаж может вызвать замедление на некоторое время роста цен. Поэтому при поставках товаров на рынок фирма должна соизмерять свою долю рынка с объективными рамками его емкости. Знание емкости рынка связано с определением доли рынка. Такой показатель, как доля рынка, достоверно отражает результаты деятельности предприятия и
определяется как отношение объема продаж его товара к потенциальной емкости рынка данного товара. Увеличение доли рынка является ключевым фактором в достижении лидирующего положения на рынке, расширяет деловую активность фирмы, увеличивает ее прибыль и дивиденды. Емкость рынка и тенденции ее изменения являются важными факторами, которые должны учитывать производители при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый рынок, если емкость его невелика или она станет таковой в ближайшем будущем.