Понятие рынка и рыночной экономики. Виды и характеристики рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Термин маркетинг происходит от английского слова «market» и в буквальном смысле слова означает рынок, рынковедение, следовательно, рынок можно считать основой маркетинга. Маркетинг – это деятельность фирмы на рынке, направленная на превращение потенциального покупателя в клиента фирмы.

Содержание

Введение __________________________________________________ 3
Понятие рыночной экономики ________________________________ 4
Понятие рынка _____________________________________________ 6
Признаки рынка ____________________________________________ 7
Функции рынка ____________________________________________ 8
Структура рынка ___________________________________________ 9
Классификация рынков и их характеристики ___________________ 10
Конъюктура рынка _________________________________________ 14
Емкость рынка, доля рынка __________________________________ 15
Сегментация рынка _________________________________________ 16
Заключение ________________________________________________ 17
Список используемой литературы _____________________________ 19

Работа содержит 1 файл

реферат маркетинг.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

      5. Пропорциональности.

      Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

      6. Санирования. 

      Через  механизм  конкурентной  борьбы происходит очищение рынка от неконкурентоспособных предприятий. 

      Структура рынка.

      Структура рынка - основные характерные черты  рынка: количество и размеры фирм, степень сходства/ отличия товаров  разных фирм, легкость входа  и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

      Типы  структуры рынка:

      1. Совершенная. Характеризуется:

      а) Множеством мелких фирм.

      б) Однородностью продукции.

      в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).

      г) Равным доступом ко всем видам информации.

      2. Монополистическая.  Характеризуется:

      а) Множеством мелких фирм.

      б) Неоднородностью продукции.

      в) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). 

      г) Несколько ограниченным доступом к  информации.

      3.Олигополия (дуополия). Характеризуется:

      а) Небольшим числом крупных фирм.

      б) Неоднородностью (или однородностью) продукции.

      в) Возможными затруднениями при входе (из отрасли).

      г) Несколько ограниченным доступом к  информации.

      4. Монополия. Характеризуется:

      а) Одной фирмой.

      б) Уникальностью продукции.

      в) Практически не преодолимыми барьерами  на вход.

      г) Несколько ограниченным доступом к  информации.

      Закрытая  монополия – защищенная юр. запретами, наложенными на конкуренцию. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только  когда одна  фирма   обслуживает весь рынок. Открытая монополия - одна на некоторое время становится единственным  поставщиком продукта, не имеет спец. защиты от конкуренции.

      Классификация рынков и их характеристики.

      1.  По соотносительности покупателя и продавца (по конъюнктуре):

      1.1. Рынок продавца (спрос  превосходит предложение).

      Характеристики  такого рынка:

      - ограниченный ассортимент товаров,  постоянный дефицит товаров;

      - узкопрофильные объемы и масштабы  производства;

      - полное отсутствие конкуренции.

      1.2. Рынок покупателя (превышение  предложения над  спросом):

      Характеристики  такого рынка:

      - большое ассортиментное многообразие предлагаемых товаров;

      - устойчивые объемы и масштабы  производства этих товаров;

      - высокий уровень конкуренции.

      1.3. Рынки не продавца  и не покупателя. 

      Состояние рынка, на котором изготовитель может  сбывать продукцию в достаточном  объеме, если будет осуществляться стимулирование спроса.

      1.4. Регулируемые рынки.

      Подпадающие под действие товарных соглашений, а также государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию.

      1.5. Региональные товарные  рынки. 

      Рынки, в основе выделения которых лежит  региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной отрасли, отдельной страны. 

      2. В зависимости  от того, какие  потребности определили  спрос на соответствующий  товар:  

      2.1. потребительский  рынок.

      Это отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков, таких как рынок молодежи, пожилых людей и т.п.

      2.2. рынок предприятий.

      Это совокупность лиц и организаций, закупающих товары для использования  их в дальнейшем производстве, для перепродажи или перераспределения. Он имеет три разновидности:

      - рынок товаров  промышленного назначения

      Это совокупность отдельных лиц и  организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров и услуг, продаваемых  или сдаваемых в аренду. Основные характеристики:

      - меньшее число покупателей;

      - при их немногочисленности покупатели  крупнее;

      - покупатели сконцентрированы географически;

      - спрос на эти товары резко  меняется (спрос на потребительские  товары может привести к росту спроса на оборудование для их производства);

      - рынок промежуточных  продавцов

      Это совокупность отдельных лиц и  организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи  в аренду другим потребителям с выгодой  для себя.

      - рынок государственных  учреждений

      Федеральное правительство и региональные органы власти, закупающие или арендующие товары, необходимые для выполнения своих основных властных функций.

      2.3. международный рынок.

      Состоит из всех покупателей товаров и  услуг, находящихся за пределами  данного государства (физ. лица, промежуточные продавцов и гос. учреждения). 

      3. По характеру взаимоотнош.  между продавцами  и покупателями:

      3.1. закрытый рынок.

      Товарный  рынок, где взаимодействуют производители  и потребители, связанные различными формами некоммерческих отношений: юридической зависимостью, системой долевого участия и финансового контроля, специальными договорами, которые не носят сугубо коммерческий характер;

      3.2. открытый рынок

      Сфера обычной коммерческой деятельности неограниченного круга независимых продавцов и покупателей. 

      4. По покупателямй, объединенным их  географическим положением:

      4.1. мировой рынок – рынок, включающий страны всего мира;

      4.2. региональный рынок – охватывающий всю территорию государства;

      4.3. местный рынок – включающий один или несколько районов страны. 

      5. По особенностям  и содержанию маркетинговой  деятельности:

      5.1. целевой.

      Рынок, на котором фирма реализует или  хочет реализовывать свои цели.

      5.2. бесплодный.

      Рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных товаров.

      5.3. основной.

      Рынок, где реализуется основная часть  товаров предприятия.

      5.4. дополнительный.

      Рынок, на котором обеспечивается продажа  некоторого объема товара.

      5.5. растущий.

      Рынок, имеющий реальные возможности для  роста объема продаж.

      5.6. «прослоенный».

      Рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения  в активный рынок при определенных условиях.  

      6. По объектам приложения: 

      6.1. рынок товаров, 

      6.2. рынок услуг, 

      6.3. строительный рынок, 

      6.4. рынок технологий,

      6.5. информационный рынок, 

      6.6. кредитный рынок, 

      6.7. фондовый рынок, 

      6.8. рынок рабочей  силы. 

      7. В  пространственном  отношении

      7.1. локальный, 

      7.2. региональный,

      7.3. национальный,

      7.4. региональный по  группе интегрированных  стран, 

      7.5. мировой. 

      8. По  механизму  функционирования

      8.1. свободный, 

      8.2. монополизированный, 

      8.3. государствено-регулируемый,

      8.4. планово-регулируемый  рынки. 

      9. По уровню насыщенности

      9.1. равновесный  (  по объему и  структуре),

      9.2. дефицитный,

      9.3. избыточный.

      Конъюнктура рынка.

      Конъюнктура рынка - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или в какой-то ограниченный отрезок времени и отражающая текущее соотношение спроса и предложения. Конъюнктура определяет ценность и конкурентоспособность товаров и услуг.

      Спрос - то количество товара, которое потребители хотят и могут купить по некоторой цене в течение определенного времени действия цены.

      Помимо  цены на спрос воздействуют:

      - вкусы потребителей;                              - доходы потребителей;

      - цена на товары-заменители;                  - ожидания потребителей.

      Предложение товара - то количество товара, которое производители хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенного времени действия цены. Помимо цены на предложение влияют:

      - технология производства (если вводится  более совершенная технология, то  снижается себестоимость и выпускается  больше продукции);

      - цена на рабочую силу, основные  и оборотные фонды, природные  ресурсы, при снижении - уменьшается себестоимость;

      - число производителей (чем больше, тем больше предложение товаров);

      - налоги и субсидии (повышение  налогов снижает предложение,  а субсидии приводят к расширению  производства).

      Общехозяйственная конъюнктура - характеризует состояние экономики страны в целом;

      Конъюнктура отдельных отраслей экономики - изучает текущие изменения в сфере производства и сбыта товаров.

      Факторы образующие конъюнктуру рынка:

      1. постоянно действующие (научно-технический прогресс; гос. регулирование; инфляция), можно предвидеть и прогнозировать;

Информация о работе Понятие рынка и рыночной экономики. Виды и характеристики рынков