Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:09, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение вышеназванных категорий, а также анализ экономического состояния исследуемого хозяйства и его рынков сбыта. Задачами данного проекта является:
наиболее точно раскрыть понятия потребительских рынков и покупательского поведения;
анализировать экономическое состояние исследуемого предприятия и его рынков сбыта.
Введение 3
1 Потребительские рынки и покупательское поведение 4
1.1 Модель покупательского поведения 7
1.2 Характеристики покупателя 8
1.2.1 Факторы культурного уровня 9
1.2.2 Факторы социального порядка 10
1.2.3 Факторы личного порядка 10
1.2.4 Факторы психологического порядка 12
1.2.5 Процесс принятия решения о покупке 14
2 Экономическая характеристика АО «Восток» и его рынков сбыта 19
2.1 Характеристика предприятия АО «Восток» 19
2.2 Размеры хозяйства и размеры производства 19
2.3 Специализация хозяйства 24
3 Сегментирование рынка и позиционирование сельскохозяйственных товаров 28
3.1 Принципы сегментирования 30
3.2 Исследование рынка зерна 32
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Анализируя
размер производства в АО «Восток»,
мы видим, что в 2000 году произошел значительный
рост стоимости валовой продукции, причем
стоимость валовой продукции по хозяйству
превзошла среднерайонную на 746 тыс. руб.,
что на 100 га сельхозугодий составляет
21 тыс. руб. Если говорить о продукции растениеводства,
то стоимость ее рассчитанная на 100 га
сельхозугодий значительно возросла по
сравнению с 1999 г. и превысила среднерайонную
в 2,4 раза (на 14 тыс. руб.). Денежная выручка
хозяйства, возросла на 52 тыс. руб. и превысила
среднерайонную в 2 раза. Учитывая еще
и превышающий среднерайонный уровень
валового сбора основных сельскохозяйственных
культур, можно заключить, что данное хозяйство
по размерам производства является одним
из передовых.
2.3 Специализация хозяйства
Специализация - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на производстве наиболее выгодной и наиболее нужной продукции.
Основными экономическими показателями специализации является структура товарной продукции или денежной выручки. Дополнительными показателями являются производство продукции на 100 га сельхозугодий, структура валовой продукции и ряд других показателей, отражающих хозяйственную деятельность предприятия.
Специализация хозяйства дает конкретное представление о направлении производства, об основных видах товарной продукции. Направление специализации определяется по главной отрасли или по их совокупности. В зависимости от количества товарных отраслей выделяют ряд уровней специализации производства:
- многоотраслевые - без четко выраженной специализации;
- специализированные - имеющие 2-3 основных товарных отрасли и столько- же дополнительных;
-
хозяйства с углубленной
- узкоспециализированные, одна главная отрасль, или часть отрасли с
незаконченным производственным циклом.
В отличие от промышленных отраслей сельское хозяйство характеризуется, как правило, комбинированным производством нескольких видов основной, сопряженной и побочной продукции. Рациональная специализация отдельных хозяйств в значительной степени зависит от сочетания отраслей внутри предприятия, что в свою очередь определяется специфическими особенностями сельского хозяйства.
Но существует общее правило, согласно которому рациональной считается специализация, обеспечивающая получение в главной или комбинации основных отраслей максимально возможного количества высококачественной продукции при минимально возможных затратах.
Используя данные годовых отчетов проведем анализ специализации АО «Восток» на основании данных по структуре денежной выручки.
Таблица 2.3.1. Структура денежной выручки АО «Восток» за 1999-2000гг.
вид продукции и отрасли | 1999 г. | 2000 г. | ||
тыс. руб | итог | тыс. руб | итог | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
растениеводство всего в том числе: | 5737 | 71,1 | 8027 | 75,4 |
зерно | 1660 | 20,6 | 2389 | 22,4 |
сахараная свекла | 1517 | 18,8 | 1203 | 11,3 |
подсолнечник | 178 | 2,2 | 243 | 2,3 |
продукция растениеводства реализованная в переработанном виде | 2373 | 29,4 | 4183 | 39,3 |
прочая продукция | 9 | 0,1 | 9 | 0,1 |
животноводство всего в том числе: | 2329 | 28,9 | 2619 | 24,6 |
молоко | 1346 | 16,7 | 1317 | 12,4 |
продано на мясо | 252 | 3,1 | 911 | 8,6 |
продукция животноводства, реализованная, в переработанном виде | 600 | 7,4 | 368 | 3,5 |
прочая продукция всего по сх | 131 | 1,6 | 23 | 0,2 |
всего по сх | 8066 | 100 | 10646 | 100 |
Аализируя структуру денежной выручки АО «Восток» можно сделать вывод, что данное предприятие имеет зерно - молочное направление с развитым производством сахарной свеклы и развитой базой переработки сырья. Так, в структуре денежной выручки за 2 года преобладали продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде, зерно, сахарная свекла и молоко.
Необходимо отметить также, что в2000 году происходит увеличение доли продукции растениеводства, реализованной в переработанном виде, на 9,9%, увеличение доли зерна на 1,9% и снижение доли сахарной свеклы на 7,5%.
Высокая доля продукции, реализованной в переработанном виде свидетельствует о наличии в хозяйстве мощной перерабатывающей базы, что дает ему преимущество перед другими хозяйствами.
Специализация данного хозяйства характерна для многих хозяйств этой зоны и обусловлена подходящими природно - климатическими условиями и спросом на производимую продукцию.
На размер предприятия, размер производства и на специализацию в большой мере влияет обеспеченность предприятия производственными ресурсами, т.е. основными и оборотными средствами и рабочей силой на единицу площади.
Проанализируем обеспеченность ими данного хозяйства:
Таблица 2.3.2. Обеспеченность АО «Восток» производственными ресурсами.
Показатели | 1999 г. | 2000 г. | 2000 к 1999 | в среднем по району в 2000г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обеспеченность основными средставми и оборотными, тыс, сельхозугодий | 12 | 13 | 105,6 | 10,96 |
обеспеченность тракторами, шт на 100 га пашни | 0,9 | 0,9 | 100 | 0,6 |
хозугодий, чел на 100 га | 201 | 204,1 | 101.5 | 356,3 |
численность работников на 100 га сел | 5 | 5,2 | 95,1 | 3,7 |
Анализируя данную таблицу, мы видим, что в 2000 году обеспеченность хозяйства основными и оборотными средствами увеличилась на 5,6% и превысила среднерайонную на 2 тыс.р/га сельхозугодий. Количество тракторов на 100 га пашни не изменилось и составило превышение над среднерайонным на 0,3 шт/100га пашни. Имеет место также небольшое повышение вооруженности труда основными средствами на 3 тыс.руб/чел., однако этот показатель ниже среднерайонного на 52 тыс.руб/чел., однако это связано с превышением численности работающих в рассматриваемом нами хозяйстве над средним по району на 1,5 раб/100га сельхозугодий.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обеспеченность АО “Восток выше среднерайонной и продолжает по некоторым показателям увеличиваться. Для более полного представления о положении предприятия необходимо провести анализ его финансового состояния:
Таблица 2.3.3. Показатели рентабельности в целом по хозяйству.
Показатели | по хозяйству | В среднем по району в 2000 г. | |
1999 г. | 2000 г. | ||
сумма прибыли по хозяйству тыс.руб. | 1046 | 1016 | -1438 |
прибыль в расчете на 1 га сельхозугодий | 0,23 | 0,2 | -0,3 |
на 1 среднегодового работника | 4 | 4,1 | -7,6 |
на 1 тыс. чел. в час | 2,23 | 2,238 | -3,8 |
на 100 руб производственных затрат | 7,6 | 5,9 | -12,6 |
уровень рентабельности | 14,2 | 9,9 | -20,8 |
уровень окупаемости затрат | 114 | 109 | 79 |
При анализе данной таблицы, мы видим, что прибыль в 2000 году снизилась относительно1999 года, однако, в отличие от большинства хозяйств района, данное хозяйство прибыльно, хотя уровень рентабельности за исследуемый период упал на 4,3% и уровень окупаемости затрат также ,что не удивительно, также снизился на 5%. Но все же в отличие от среднерайонных данных уровень рентабельности положителен и уровень окупаемости затрат выше 100%.
Все вышеизложенное свидетельствует о довольно высоком уровне производства зерновых, а также других культур в данном хозяйстве, а также эффективности сбыта товарной продукции.
3 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
Существует довольно много определений рынка: политэкономический, юридический, социальный и т.д. Для фирмы, работающей в современных условиях, важно знать, что такое рынок на практике. Если рынок для предприятия - это та среда, в которой действует оно, то необходимо знать следующее:
а) каково целевое назначение любого рынка;
б) из кого и из чего состоит рынок;
в) какие правила действуют на нем;
г) какие ограничения накладывает рынок на бизнес;
д)
какие возможности
В чисто практическом смысле понятие "рынок" определяется как некоторое множество продавцов и покупателей определенного товара. А поскольку почти любой товар - это соответствующий вид какого-то продукта или услуги, то и рынок, в зависимости от этого, может быть шире или уже.
Если грамотно работать в формирующихся рыночных условиях, то вопрос о выборе рынка для предприятия является ключевым. В маркетинге он зависит от двух условий: вначале идет выбор определенных товарных рынков, в которых целесообразно оперировать предприятию, а затем, уже внутри каждого из этих рынков, выбираются сегменты (особые группы покупателей), в которых конкретно и работает предприятие в целом.
Любая фирма сознает, что ее товары не могут нравиться сразу всем покупателям. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и привычками. Некоторым фирмам лучше всего сосредоточиться на обслуживании отдельных частей, или сегментов, рынка. Каждое предприятие должно выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить.
Информация о работе Потребительские рынки и покупательское поведение