Поведение потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:01, доклад

Описание работы

Каждый пятый покупатель руководствуется при выборе товара упаковкой. Ведь упаковка работает как маркетинговый и рекламный инструмент постоянно, а не только во время рекламной кампании.

Работа содержит 1 файл

Каждый пятый покупатель руководствуется при выборе товара упаковкой.docx

— 34.14 Кб (Скачать)

Дробный фон (фактуры  или мелкие изобразительные элементы, рассредоточенные по всей плоскости  упаковки) может также рассеивать внимание покупателя.

1.2.6 Анализ цветовых  решений упаковки

Тональный разбор

Очень важно четко  разбить упаковку по тону. Если он отсутствует, то только цветовыми средствами трудно добиться хорошего восприятия упаковки. Для определения тонального решения  изделия необходимо разбить изображение  на три основные группы тонов:

А -- самые светлые тона;

Б -- средние (и/или основные) тона;

В -- самые темные тона.

Тональную композицию можно определить, обрисовав (на кальке или в компьютерной программе) места  расположения этих трех групп тонов. При анализе следует помнить, что сближенные тона без тональных  акцентов либо наличие многочисленных тональных акцентов в равной степени  работают против заметности упаковки в магазине.

Наиболее существенной является изучение расположения изобразительных  элементов самых светлых и  самых темных тонов. Расположение тональных  групп по горизонтали придает  изделию ощущение стабильности и  уверенности, надежности и солидности, по вертикали -- возвышенности, изящества и превосходства, духовной силы и великолепия, по диагонали -- динамики движения, напора, активной энергии и скорости. Расположение тональных групп должно быть четко структурировано. Например, основная масса светлых пятен должна находиться в районе композиционного центра и активно участвовать в его функции по привлечению внимания. Общее развитие композиции тональных пятен должно иметь выраженное направление: горизонталь, вертикаль или диагональ.

Отсутствие выраженного  композиционного центра, соподчиненности, четко просматриваемой структуры и осмысленного развития динамики тональных пятен безошибочно указывает на слабый дизайн. Бывают, правда, случаи, когда вышеуказанные требования специально нарушаются и, тем самым, игнорируют логику восприятия. Но и задача при этом ставится иная -- отвлечь внимание от объекта или зрительно «уничтожить» его форму и целостность. Защитная маскировочная окраска способна спрятать от глаз заинтересованного наблюдателя даже такие массивные объекты, как танк или бронетранспортёр. Что уж тут говорить о покупателе, выбирающем товар в магазине?!

Цвета и форма 

Светлые объекты кажутся  ближе и крупнее, чем темные. Объекты  теплых цветов воспринимаются ближе, чем  такие же объекты холодных цветов. Эти особенности следует учитывать  при разработке цветовых решений  рельефных элементов и расположении этикеток на поверхности формы. Также  необходимо осознавать, что светотень  в большей степени заметна  на светлом объекте, а темные тона приглушают нюансы светотени. Поэтому  для лучшей «читаемости» деталей  формы рекомендуется использовать светлые тона, причем ближние грани  должны быть теплыми по цвету. Недаром  украшающая фасады лепнина делается, как правило, из гипса, светлого камня  и крашеного дерева. Для тех  частей формы, которые находятся  на заднем плане (или которые мы хотим  визуально отдалить от зрителя), рационально  будет выбрать тёмные тона и холодную гамму.

Цветовым и тональным  решением можно как усилить, так  и ослабить восприятие формы покупателем. Неудачное колористическое решение  может свести на нет старания разработчиков  сложной, интересной формы. И очень  жаль -- произвести упаковку нетрадиционной формы технически непросто, да и затраты на это достаточно высоки.

Характер линий 

Изменяющаяся толщина  линий может придать им выразительный  и энергичный характер. Такие линии  подобны напряженным мышцам человеческого  тела, их применение на упаковке оказывает  тонизирующее влияние на покупателя. Плавные линии ассоциируются  с удовольствием от потребления  продукта, а также с женским  началом. Прямые линии и штрихи символизируют  строгость, аккуратность, дисциплинированность. Угловатые и ломаные линии -- энергичность, неожиданность, взрывной характер, поэтому их целесообразно использовать для передачи информации о добавлении «лишнего» веса, снижении цен, «взрыве вкуса». Беспорядочные и хаотичные линии передают душевное смятение, безалаберность, слабость, неопределенность, развал. Такой стиль на упаковке может нести закодированную информацию типа «Распродаем все по дешевке с целью выйти из бизнеса». Пожалуй, проблематично найти возможность для сознательного применения этого стиля, кроме разве что нацеленности на весьма узкий сегмент расхлябанных «по жизни» покупателей.

1.2.7 Возможность внесения  изменений в дизайн  упаковки

Возможность внесения изменений должна существовать всегда, а не только на стадии разработки товара. Очень важно зарезервировать  время для рассмотрения необходимости  внесения улучшений и изменений  после поступления продукта в  продажу. Такая же необходимость  возникает и после активных ответных действий конкурентов. Поэтому уже  на стадии создания упаковки требуется  оценить, возможны ли изменения с  технической точки зрения, велики ли будут дополнительные затраты  и насколько быстро можно будет  исправить недостатки или произвести усовершенствования.

Минимализм в эстетике упаковки и генетические алгоритмы.

Из всего вышесказанного следует, что определить какие - либо критерии, относительно которых можно  было бы создать эстетические характеристики упаковки, которые в свою очередь  оказывают влияние на человека, невозможно. Предпочтение тому или иному дизайну  потребителем упаковки, формируется  стахостически (случайным образом). Угадать предпочтения клиента в отношении того или иного дизайна чрезвычайно трудно, хотя иногда это и происходит. Ситуация усложняется тем, что возможности для формирования дизайна также ограничены исходя из коммерческих соображений, кроме того, следует учитывать то, что предпочтения клиента могут измениться самым непредсказуемым образом. Поэтому проблема «конструирования эстетики» остается по-прежнему актуальной.

В тоже время, данная задача имеет решение. Для этого  необходимо несколько изменить ее постановку. До сих пор мы пытались решить проблему исходя из условия, что клиент имеет  бесконечно большое количество потребностей (выраженных в виде слабых и неопределенных информационных сигналах) в отношении  эстетических характеристик упаковки, а поставщику необходимо найти единственное, правильное решение. Практика показала, что решения, получаемые при такой  постановке задачи малоэффективны. Слабая эффективность проявляется в  непрозрачности коммуникаций между  производителем и потребителем упаковки, в отсутствии прогнозов в области  эстетики, в невозможности стандартизовать  этот процесс с точки зрения качества.

В то же время задачу можно поставить иначе. Например, поставить клиента в условия  сверхвыбора. Другими словами клиент на основании представленных ему данных сам выбирает то, что ему подходит больше всего, причем вариантов должно быть столько, чтобы они представляли собой своеобразную технологию «исполнения желаний». Данную технологию можно передать клиенту, чтобы он сам конструировал, те эстетические характеристики, в которых он нуждается.

В то же время, создание технологии разработки эстетических характеристик  упаковки по принципу «исполнения желаний» ограничено с точки зрения начальных  возможностей налагаемыми жесткими требованиями коммерческой среды, для  которой эта упаковка производится.

Однако это поверхностный  взгляд. Для создания информационной системы любой сложности необходимы как минимум два числа, далее  развитие системы будет осуществляться на основе методов комбинаторики. А  у создателей эстетических характеристик  упаковки начальных условий значительно  больше. Однако в данном случае мы можем  столкнуться с проблемой «твердых»  задач.

Математики называют «твердыми» задачи, которые связны с тем, что количество вариантов  для их оптимального решения при  росте переменных становится настолько  огромным, что не хватает никакой  вычислительной мощности. К простейшим задачам, таким, с которых обычно начинается и для сравнения объясняется  суть применения генетических алгоритмов, относится так называемая проблема путешествующего коммивояжера, который  должен поочередно посетить определенное количество городов, причем кратчайшим путем. При количестве 10 городов, компьютеру для решения задачи потребуется около пяти секунд, но для 20 городов потребуется около 100 тысяч лет, так как мы имеем дело с NP проблемой (неполиноминальной), и решение требует N! шагов.

Для решения таких  задач используют генетические алгоритмы, поскольку они широко используются в природе. Суть их сводится к тому, что решение таких задач упрощается в сотни, а то и тысячи раз, если их решать относительно какого либо критерия. Например, в случае коммивояжера, задачу можно решить быстро, если в качестве критерия выбрать минимизацию затрат. Однако в этом случае абсолютно точно  проблему мы не решим, но получим решение  очень близкое к оптимальному, например, с точностью 95 %. Таким образом, мы получим результат тождественно оптимальный, который является хорошей  аппроксимацией оптимальному, но требует  значительно меньше времени и  энергетических затрат. Что касается природы, то открыты (нох) гены, которые регулируют процессы построения других генных образований по такому же принципу, однако определенные отклонения от идеала в данном случае неизбежны. Эти ошибки в конечном итоге приводят к тому, что вновь созданный живой организм рано или поздно умирает, Но достижением является то, что он возникает. Если бы не было такого механизма, то живое никогда бы и не возникло, поскольку построение такой структуры живого потребовало бы время, превышающее жизнь вселенной.

В случае решения задачи по выбору лучших эстетических характеристик  упаковки необходимо сделать примерно то же самое. При этом необходимо знать два условия: элементы, из которых дизайн строится, и правило, по которому это построение осуществляется. В результате различных комбинаций мы получаем набор данных, с помощью, которых можно как описать эстетику существующей упаковки, так и получить примеры из областей, расположенных рядом с областью существующей упаковки. Если в полученных «координатах» собрать предпочтения клиентов, то они, скорее всего, будут расположены вокруг какой-то центральной точки таким образом, что их можно описать с помощью кривой Стъюдента.

Из данной кривой можно  получить информацию о предпочтениях  сегодняшнего дня, а также определить вектор, показывающий в каком направлении события будут развиваться, а затем провести декомпозицию предпочтений. Это даст возможность, избегая принятых на рынке шаблонов проводить инновации. Однако, следует учитывать, что данные по предпочтениям всегда будут неполными, поскольку входные параметры в системе могут меняться. Поэтому задача всегда будет решаться тождественно - оптимально по отношению к клиенту. Цена приблизительного решения данной проблемы - непродолжительный срок жизни упаковки. Впрочем, она и так живет достаточно непродолжительное время.

Таким образом, решение  проблемы конструирования эстетических характеристик упаковки сводится к  тому, чтобы разработать определенный язык конструирования этих характеристик, который обеспечивал бы возможности  сверхвыбора на основе предоставленной клиенту информации. Такой подход позволил бы решать проблему без определенного насилия над клиентом с помощью различного рода рекламных технологий, направленных на создание у клиента определенной установки в отношении упаковки.

Искусственный неинтеллект

С учетом предложенной идеи «конструирования» эстетических характеристик все-таки возникают  сомнения, связанные с тем, может  ли конструктор - дизайнер, т.е. человек, не обладающий высоким уровнем навыков  и способностей к изобразительному искусству, создать продукт, обладающий определенными эстетическими ценностями, которые были бы востребованы потребителем упаковки. Или же для этого необходимо использовать знания, способности и  навыки профессионала.

Для того, что ответить на этот вопрос, проведем мысленный  эксперимент. Возьмем так называемые «puzzle» , которые при составлении представляют, какой - либо из выдающихся орнаментов и предоставим их собирать совершенно не смыслящему в искусстве человеку. Для этого человека вообще совершенно не важно, что там изображено, лишь бы была дана натуралистическая реальность. Теперь, мы разрезаем это изображение орнамента на маленькие кусочки, обращая внимание исключительно на то, чтобы каждый кусочек отличался от другого формой настолько, чтобы их невозможно было сложить в единое целое, если ошибочно поменять элементы местами. Таким образом, тот, кто потом складывает «puzzle» не имеет ни малейшего понятия, что он складывает, но в результате получается определенный, выразительный образ.

В результате данного  эксперимента можно сделать вывод  о том, что необходимого результата можно достичь двумя способами, причем не имеющими друг с другом, ничего общего. Но подход, связанный с созданием  орнамента по методу «puzzle», существенно упрощает дело, поскольку в данном случае орнамент собирается не по смыслу, а по форме. Другими словами данная работа в приведенных условиях выполняется формально. В то же время, как ни странно, но именно формализм в орнаментальном рисунке коррекса больше всего удовлетворяет клиента. Это можно объяснить влиянием среды, стремящейся решить, прежде всего, экономические проблемы, т.е. достигнуть требуемого результата с наименьшими затратами.

Эти обстоятельства приводят к тому, что с точки зрения создания орнамента с высокими эстетическими  характеристиками используется минимальное  количество возможностей. С другой стороны, это позволяет считать  приемлемым формальный подход к созданию эстетических характеристик. Но именно формальный подход и позволяет «конструировать» эстетику.

К решению проблемы эстетики коррексов можно идти различными путями, даже в условиях минимальных возможностей для конструирования.

Собственно говоря, те разработчики коррексов, кто действительно хочет добиться того, чтобы коррексы хоть короткое время, но служили бы человеческой культуре, вынуждены будут в какой то степени противостоять среде, отстаивая свои убеждения исходя из того принципа, чтобы эстетика коррексов позволяла человеку жить в истине жизни. Другие же разработчики коррексов вынуждены будут осуществлять принцип, при котором они будут заставлять человека жить в истине вещей. В этих принципах и отражается самый важный смысл эстетики коррексов и всей упаковки в целом.

Информация о работе Поведение потребителей