Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:03, доклад
Специалисты по брэндингу выделяют два типа брэнда, две культуры брэндинга - западный подход и азиатский. Самым ярким примером первой культуры может стать компания Procter & Gamble (P&G). Западная культура брэндинга стала своеобразной библией маркетинга, по крайней мере в области.
Позиционирование
брэнда
Специалисты по
брэндингу выделяют два типа брэнда,
две культуры брэндинга - западный подход
и азиатский. Самым ярким примером
первой культуры может стать компания
Procter & Gamble (P&G). Западная культура брэндинга
стала своеобразной библией маркетинга,
по крайней мере в области быстро меняющихся
потребительских товаров. Эта концепция
предполагает, что головная компания-производитель
должна быть спрятана от конечных потребителей,
в основном из-за страха перед переносом
негативного имиджа одной торговой марки
на всю фирму и весь спектр товаров. Основа
этой концепции брэндинга - товар и концепция
дифференциации продукта, то есть придания
ему отличительных особенностей с целью
завоевания преимущества перед конкурентами.
Большинство классических концепций создания
брэнда базируются именно на этой культуре.
Будучи привязанным к конкретному продукту,
подобный брэнд не позволяет расширять
продающиеся под его именем типы продуктов,
делая возможным лишь расширение товарного
ряда. Естественно, есть компании, которые
не придерживаются этой политики. Так,
например, компания Colgate-Palmolive распространила
свою корпоративную торговую марку на
многие категории продуктов. Аналогично
поступила компания Nestle. Однако классическая
модель маркетинга подразумевает все-таки
марку, привязанную к конкретному товару.
В Азии принята
несколько иная концепция, - компании
инвестируют в брэнд на уровне
корпорации в первую очередь и
лишь во вторую очередь, в гораздо
меньшей степени, на уровне продукта.
Фактически, в Японии, торговая марка товара
без гарантии корпоративной марки фирмы
вообще не стала бы покупаться.
На практике,
товарные и корпоративные марки
часто используются совместно, перенося
ассоциации корпоративной марки
на продукт. В этом случае корпоративные
торговые марки часто служат в качестве
"зонтика", который распределяет
ценность основной марки на ряд подчиненных
суб-марок. Эти суб-марки получают преимущества
и от корпоративной марки и от продукта.
Создание брэнда
- это творчество, основанное на глубоком
знании рынка. Процесс создания брэнда
достаточно сложен, а цена ошибки может
составлять просто астрономическую сумму,
поэтому многие крупные компании предпочитают
не заниматься этим самостоятельно, а
передать создание брэнда фирме-профессионалу
в этой области. Стоимость контракта только
на создание имени продукта может составлять
от 30 до 50 тыс. долларов, имя корпорации
может обойтись в 50 - 75 тыс. долларов, в
некоторых случаях сумма превышает 100
тысяч [L1].
Начало работы
над любым брэндом - его позиционирование
на рынке. Позиционирование брэнда (Brand
Positioning) - место на рынке, занимаемое брэндом
по отношению к конкурентам, а также набор
покупательских потребностей и восприятия;
часть индивидуальности брэнда, которая
должна активно использоваться для "отстройки"
от конкурентов. Соответственно, позиция
брэнда (Brand Positioning Statement) - это то место,
которое занимает брэнд в умах целевого
сегмента по отношению к конкурентам.
Она фокусируется на тех достоинствах
брэнда, которые выделяют его из числа
конкурентов. Обычно используется следующая
схема: "Для целевого сегемента брэнд
Х это брэнд, который среди ... выделяется
..."[L2]. Позиционирование проводится
как по отношению к конкурирующим товарам,
так и по отношению к своим собственным.
Большинство компаний-производителей
шампуней производят не один продукт,
а целые товарные линии - "для жирных
волос", "для ломких", "для сухих",
"для частого мытья" и т. д. Особое
значение принимает позиционирование
товара в стадии зрелости, когда рынок
насыщается и число новых покупателей
невелико, а компании увеличивают доли
продаж только в ущерб конкурентам.
Удачное позиционирование
позволяет не только определить место
своего товара на рынке, но и предоставить
ему дополнительное конкурентное преимущество.
Так, например, шампуни, предназначенные
"для длинных волос" и "для светлых
волос", оказались в выгодном положении
по отношению к своим собратьям на полках
косметических магазинов, поскольку обращались
к конкретной аудитории.
Слишком подробное
позиционирование, с другой стороны, может
привести к негативным последствиям -
мелкое дробление рынка на сегменты сужает
емкость каждого из них, слишком широкий
модельный ряд затрудняет выбор покупателя
(то есть фирма возвращается к проблеме,
от которой она пыталась уйти с помощью
брэнда).
Стратегия
брэнда
Следующим этапом
после позиционирования является определение
стратегии брэнда, то есть путей, по
которым будут использоваться ресурсы
организации для создания ценности
брэнда.
Стратегия включает
в себя следующие элементы:
- Кто является
целевой аудиторией.
- Какое обещание
(предложение) следует сделать
этой аудитории.
- Какое доказательство
необходимо ей привести, чтобы
показать, что это предложение
чего-то стоит.
- Какое конечное
впечатление следует оставить[L3].
Стратегия брэнда
также определяет, с помощью каких
методов четыре перечисленные выше
пункта могут быть выполнены - то есть
то, как товар сделан, назван, классифицирован,
упакован, выставлен и рекламирован.
Обещание преимуществ, даваемых авторами
брэнда - это та основная идея, которая
лежит в основе брэнда. Та же самая идея
должна лежать в качестве основной мысли
будущей рекламной кампании, разработанной
для этого брэнда (или других методов продвижения,
которые будут применяться для этого брэнда).
Создание любой идеи - это вопрос творчества,
таланта, поэтому руководств типа "как
создать гениальный брэнд" никогда
не было и не будет. Тем не менее, существует
ряд рекомендаций, которые позволяют облегчить
создание идеи и направить мысли в нужное
русло.
При создании брэнда
специалисты предлагают всегда помнить
о позиционировании товара и о
стратегии, разработанной для этого
брэнда. Не стоит перегружать брэнд
множеством идей - нужно выбрать
одну самую ценную и донести ее
до сознания потребителя.
Для создания успешного
брэнда стоит обратить внимание на
другие брэнды, присутствующие на том
же сегменте рынка. Это позволит, во-первых,
избежать дублирования уже существующего
брэнда на рынке, во-вторых, учесть ошибки
и просчеты, совершенные конкурентами,
в-третьих, может натолкнуть на оригинальную
идею.
Один из специалистов
в области рекламы, Россер Ривз, разработал
интересный принцип формировании брэнда
- использование уникального
Для того, чтобы
создать удачный брэнд, нужно
знать о товаре и о его производителе
как можно больше - факты об этом
товаре и смежных областях (например,
создавая брэнд для клея, неплохо познакомиться
с органической химией), историю развития
этого товара и предприятия-производителя,
примеры использования - словом, все, что
так или иначе связано с товаром. Как утверждают
специалисты, на оригинальную идею могут
натолкнуть необычные источники, порой
даже совершенно не связанные с изучаемым
товаром. Так, например, если целевая аудитория
- это инженеры, ученые, то имеет смысл
обратиться к специализированным изданиям,
которые они читают, в поисках интересных
и звучных терминов.
При формировании
идеи брэнда следует как можно
более четко представить себе
целевую аудиторию, причем не абстрактно,
а на конкретных примерах. Нужно
представлять себе, чего хочет целевая
аудитория - что ее интересует, чем увлекается,
как выглядит, о чем говорит.
Создание
компонентов брэнда
Достаточно часто
создание брэнда поручают сторонней
организации, поскольку этот вопрос
требует профессионального
В компании, специализирующейся
на создании брэнда, группа разработчиков
обычно состоит из 2-3 человек, ответственных
за проект. Работа над каждым контрактом
поручается нескольким группам, от двух
до пяти в зависимости от заказа. Каждая
группа начинает работу с изучения заказчика
и его конкурентов, в результате у каждой
из групп формируются совершенно непохожие
образы заказчика. Как правило, работа
группы занимает пять-шесть дней.
Создание каждого
элемента брэнда требует специальных
навыков, - для создания графического
изображения необходим
Среди всех компонентов
брэнда название товара имеет самое большое
значение - по крайней мере, оно больше
распространено и обычно имеет доминирующее
значение.
Для создания названия
товара часто используется компьютер,
с помощью которого проводится лингвистический
анализ (linguistic screening) - сравнивание только
что созданного названия со словарями
слов и имеющихся в языке морфем (небольших,
но емких по значению частей слов). Важно
иметь в виду, где будет работать брэнд
- в случае, если планируется его выход
на международный рынок, необходимо также
провести лингвистический анализ на предмет
негативных ассоциаций на языках той страны,
где этот брэнд может появиться, иначе
может оказаться, что неудачное имя брэнда
препятствует продвижению товара на рынок.
Так, например, Fiat Regatta в Швеции звучит
как "ворчун", Fiat Uno в Финляндии созвучно
к "сосунок", Lada Nova в Испании обозначает
"то, что не ездит". Аналогичные примеры,
порой доходящие до анекдота, можно встретить
сегодня и в России - например, модный бутик
Mazzoli, продающий обувь (его название петербуржцы
с успехом прочитали как "Мозоли").
Солидные агентства,
работающие над созданием международного
брэнда, проводят семантический анализ
на предмет отсутствия нежелательных
ассоциаций на 14 языках. Кроме анализа
названия по смыслу, в некоторых случаях
проводят еще и фонетический анализ. Под
руководством профессора Стенфордского
Университета Вильяма Лебена [L4]были проведены
исследования, ставившие своей целью определить,
как звуки, из которых состоит название,
влияют на восприятие имени. В ходе исследования
изучались только два аспекта товара -
размер и скорость. Результаты исследования
позволяют с 95% точностью утверждать, что,
например, начальные звуки Z, V, F, S звучат
"быстрее", чем B, P, D, T. Звуки P, K выражают
идею маленького размера лучше, чем B или
G. Стоит заметить, что эти выводы могут
использоваться не только в англоязычных
странах, поскольку это не смысловой, а
чисто фонетический анализ.
С помощью специального
программного обеспечения можно
также оценить лингвистическую
силу выбранного слова - его структуру,
анализ ударений и ритм.
Послушайте, как
несется новый итальянский
Таким образом,
товар может восприниматься быстрее
(а для спортивного автомобиля
каждая секунда дорога), больше, компактней
или даже надежней, что дает ценные конкурентные
преимущества. Идеальное имя также должно
нести положительные ассоциации, выражать
смысл основных характеристик продукта,
быть приятным на слух, запоминающимся
и легким для произношения, причем не только
в стране создания, но и по всему миру.
Существуют также заведомо неудачные
сочетания - так, специалисты предостерегают
от использования в названиях в области
высоких технологий слов "web" и "net",
мотивируя это тем, что названий, имеющих
в своем составе эти корни, настолько много,
что новое просто потеряется и не будет
замечено среди них. После того, как сформированы
первые варианты названий, предложения
каждой группы разработчиков анализируются,
и вся команда ищет что-то неожиданное,
провокационное в предложенных именах.
Как правило, приходится обрабатывать
от 100 до 200 стоящих имен-кандидатов. После
юридической проверки остается около
половины. Этой сотне присваиваются приоритеты.
Клиенту на выбор предлагается 25-50 имен,
снова отбор и оценка - остается 3 - 5 претендентов.