Национальный исследовательский
университет-
Высшая школа
экономики
Факультет менеджмента
Реферат по
дисциплине «Маркетинг» на тему : «Влияние
элементов внешней среды на маркетинговую
деятельность»
Выполнила:
Фещенко Лилия
группа 426
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Характеристика факторов внешней среды
организации и их влияние на маркетинговую
деятельность……………………………………………………4
Заключение………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………...11
Введение
В настоящее время в виду активного
развития рыночных отношений в России
на рынке появляется все большее количество
предприятий, которые стремятся завоевать
лидирующие позиции, обогнав своих конкурентов.
Поэтому проблема организации маркетинговой
деятельности компании и является актуальной.
Таким образом, для достижения данной
цели им необходимо разработать и построить
свою маркетинговую деятельность таким
образом, чтобы сформировать как можно
большую группу потребителей их продуктов
или услуг. Однако, одним из важным фактором
успеха в данной деятельности является
умение компании проявлять гибкость в
отношении внешней среды, то есть приспосабливаться
к её изменениям и тем самым учитывать
те внешние факторы, которые непосредственно
оказывают влияние на внутреннее строение
организации и тем самым на её функционирование.
В данной работе будут рассмотрены
факторы внешней среды, которые
воздействуют на маркетинговую деятельность
организации и будет объяснено каким образом
они оказывают данное влияние.
Характеристика
факторов внешней среды организации
и их влияние на маркетинговую
деятельность.
Как уже говорилось ранее, для того
чтобы иметь возможность функционировать
на рынке, компания должна учитывать
факторы, находящиеся в её окружении.
Здесь важно отметить, что данные
факторы обладают следующими характеристиками:
- Подвижность среды, которая представляет собой скорость, с которой изменяются её факторы.
Подвижность напрямую зависит от отрасли,
в которой функционирует организация,
поэтому для каждой компании скорость
изменения её внешних факторов будет
различной. Высокой скоростью изменений
отличаются электронная отрасль (производство
компьютеров, телевизоров, мобильных
телефонов и др.), фармацевтическая,
авиационная и другие.
- Неопределённость среды, которая заключается в том, какой объем информации о факторах внешней среды (различного рода данные) доступен менеджеру компании для принятия маркетинговых решений.
- Сложность среды, которая заключается в том, какое количество факторов оказывает влияние на организацию.
Аналогично первой характеристике
сложность среды зависит от отрасли,
в которой организация осуществляет
свою деятельность. Чем сложнее среда,
тем больше внешних условий, которые
должна учитывать организация.
Далее будут рассмотрены сами факторы
и их влияние на маркетинговую деятельность
организации. Для начала следуют отметить,
что маркетинговая среда компании состоит
из микросреды и макросреды. Соответственно
можно выделить следующие факторы микросреды:
- Поставщики – это организации или отдельные лица, которые обеспечивают компании материальными ресурсами необходимыми для производства товаров или услуг.
В случае нехватки или отсутствия
каких-либо материалов, компания, которая
занимается производством товаром
или услуг, может нарушить график
отгрузки товара клиентам и регулярность
поставок. В маркетинговой деятельности
это отразится следующим образом:
в долгосрочной перспективе будет
подорвана репутация компании и
потеряно доверие к ней со стороны
клиентов, в краткосрочной – будут
упущены возможности сбыта.
- Маркетинговые посредники – это фирмы, которые помогают компании распространять, продвигать и осуществлять сбыт своей продукции. Выделяют 4 основных посредника:
- агенства по оказанию различных маркетинговых услуг, в качестве которых выступают компании по организации маркетинговых исследований, рекламные агенства и так называемые консультационные фирмы, которые проводят консультации для компаний для того, чтобы нацелить их на подходящие для них рынки.
- торговые посредники – деловые фирмы, которые занимаются поиском клиентов для компаний и продажей её товаров данным клиентам.
Прибегая
к услугам торговым посредников,
компании получают следующие преимущества
по сравнению с конкурентами:
- удобство процедуры приобретения товара (упрощенная процедура приобретения – помимо продажи самого товара передается право владения им)
- удобство места (запасы товара накапливаются в местах большого скопления клиентов)
- удобство времени (обеспечение потребителей товаром происходит именно тогда, когда они хотят его покупать)
Вернемся
к рассмотрению маркетинговых посредников:
- кредитно-финансовые учреждения, в качестве которых выступают страховые компании, банки и прочие организации, обеспечивающие компанию финансами, необходимыми для заключения сделок или страхования от риска, связанным с покупкой или продажей тех или иных товаров.
В случае, к
примеру, отказа в кредите или
повышении процентной ставки по кредиту,
эффективность маркетинговой деятельности
компании определенно снизится.
- фирмы по организации товародвижения – организуют транспортировку товара и обеспечивают место для его хранения, то есть они позволяют компаниям создавать запасы своих товаров (предоставляя склады для хранения) и продвигать их от места производства до места назначения (обеспечивая транспортировку различными видами транспорта – ж/д, водным транспортом, самолетами, машинами)
Следующим фактором
микросреды выступают:
- Конкуренты - определение уровня и вида конкуренции, действующей на рынке, характеристика конкурентных фирм и выявление главного конкурента компании.
Выделяют
четыре вида конкурентов:
- предметные – когда один и тот же товар продают под разными марками (частое явление при производстве и сбыте телевизоров, мобильных телефонов или же в пищевой отрасли (при продаже соков, йогуртов и т.п.))
- функциональные – зависят от предпочтений потребителя, его личных желаний (купить мобильный телефон или плеер)
- товарно-видовые – когда продаются различные разновидности одного и того же товара, которые способны удовлетворить конкретное желание клиента
- товарно-родовые – связаны с различными альтернативами товара, исходя из конкретного желания потребителя (например, покупка коньков или лыж)
- Клиентура – определение характеристик потребителей, их приоритетов, предпочтений и выявление основных потребителей.
В связи с
этим в пределах маркетинговой деятельности
фирма определяет свой целевой сегмент
и тот тип рынка, на котором
она будет функционировать:
- потребительский рынок – отдельные лица, приобретающие товары или услуги для личного потребления
- рынок промежуточных продавцов – фирмы, которые покупают товары для их дальнейшей перепродажи с целью получения прибыли для себя
- рынок производителей – организации, приобретающие товары, которые затем используются в процессе производства.
- международный рынок – покупатели за пределами страны, которые могут выступать и в качестве иностранных потребителей, и промежуточных продавцов, и производителей, и государственных учреждений.
Итак, мы рассмотрели факторы внешней
среды, которые относятся к микросреде
маркетинговой среды компании, охарактеризовали
их и выявили их влияние на маркетинговую
деятельность. Далее рассмотрим какие
факторы относятся к макросреде.
Можно выделить следующие факторы:
- экономические – анализ покупательской способности населения (то есть способность потребителей покупать товары или услуги), которая зависит от таких факторов как уровень безработицы в стране, спад или подъем экономики, стоимость кредита, уровень текущих доходов и цен в стране и другие. Кроме того, экономические факторы влияют на стоимость всех ресурсов, которые использует компании в своей деятельности (трудовые, материальные и другие)
- культурные – факторы, определяющие потребность и поведение потребителя, который с детства усваивал в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, взглядов, норм поведения.1 При принятии маркетинговых решений важно учитывать следующие особенности культуры:
- наличие частных субкультур, представляющих собой группы людей, которые объединились по какому-либо признаку – расовому, религиозному или региональному и имеют общие ценности.
В данном случае
компания может выбрать какую-либо
группу как свой целевой сегмент.
- наличие первичных и вторичных ценностей: первичные – это те традиционные взгляды и ценности, которые передаются из поколения в поколение и поддерживаются такими институтами в жизни общества как государственная власть, церковь, законы; вторичные – второстепенные ценности и верования, которые в большей степени подвержены изменчивости.
В данном случае
задача компании состоит в том, чтобы
изменить вторичные ценности, так
как добиться изменения первичных
ценностей очень сложно и почти
невозможно.
- временные изменения вторичных культурных ценностей, которые маркетолог может использовать для реализации маркетинговых возможностей компании.
- политические – учитывают политическую стабильность в стране, уровень коррупции, доверие населения к органам власти, политическую систему власти и возможность её смены.
Политические
факторы оказывают значительное
влияние на маркетинговую деятельность
организации, так как они осуществляют
законодательный контроль над отдельными
лицами и организациями, ограничивая
свободу их действий в рамках общества.
- демографические – оценка таких показателей как общая численность населения, половой состав, доля городского и сельского в общей численности населения , этнический состав, рождаемость и смертность, продолжительность жизни, жизненный цикл семьи, возрастной состав. брачность и разводимость и образовательный уровень населения.
На принятие
маркетинговых решений данные факторы
оказывают сильное влияние, так
как потребители товаров и
услуг на рынке – это и есть
люди со своими характеристиками.
- природные – доступ к различным видам сырья, уровень загрязнения среды, стоимость энергии.
Безусловно,
данные факторы очень важны, так
как от изменений в окружающей
среде зависит какие товары и
в каком количестве будут предлагаться
компаниями на рынке.
- международные события в виде конфликтов между странами или природных катаклизмов, которые могут повлиять на поведение и предпочтения потребителя, а следовательно и на маркетинговую деятельность организации.
- технологические - появление инновационных продуктов на рынке как следствие научно-технического прогресса может повлиять на маркетинговую политику компании.
Таким образом,
были рассмотрены две группы факторов
внешней среды – микросреды, которые
относятся к ближайшему окружению
фирмы и макросреды, относящиеся
к общему окружению, из чего можно
сделать вывод о том, что факторы,
которые не поддаются непосредственному
контролю играют важную роль не только
в маркетинговой деятельности фирмы,
но и при разработке её стратегии.
Заключение
Маркетинговая
среда очень неоднозначна и непостоянна,
она преподносит компании новые
угрозы и возможности. Именно поэтому
для компании очень важно постоянно
отслеживать эти изменения и адаптироваться
к ним при осуществлении своей маркетинговой
деятельности.