Экспертные оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:37, лабораторная работа

Описание работы

Выявить наиболее важный фактор и марку автомобиля при закупке 10 легковых автомобилей на предприятие.

Работа содержит 1 файл

ЛАБА №1.docx

— 71.73 Кб (Скачать)
 

   Задача: 

   Выявить наиболее важный фактор и марку автомобиля при закупке 10 легковых  автомобилей на предприятие. 

   Решение:

       Подбор экспертов ведет группа  управления опросом. Эта процедура  включает несколько шагов:

• уяснение задачи;

• определение  круга областей деятельности, связанных  с задачей;

• определение  состава экспертов по каждой области  деятельности;

• определение  числа экспертов в группе;

• составление  предварительного списка экспертов  с учетом их местонахождения;

• анализ квалификации экспертов и уточнение списка экспертов в группе;

• получение  согласия экспертов участвовать  в работе;

•составление  окончательного списка экспертной группы.

  Очевидно, в  качестве экспертов необходимо  использовать тех  людей, чьи  суждения наиболее помогут принятию  адекватного решения.

  Организовываем  группу из 6 экспертов. При выборе будем учитывать следующие критерии:

   - уровень и профиль образования;

   - профиль работы (связь с данной предметной областью);

   - участие в подобных исследованиях  в прошлом. 

   Проведём  общее собрание предварительной  группы, где предложим экспертам  выделить факторы, по которым следует осуществлять закупку автомобилей. Заседание проводим методом «Экспертное фокусирование».  

   В результате заседания были предложены 5 факторов для приобретения автомобилей:

   - класс автомобиля;

   - безопасность;

   - стоимость автомобиля в обслуживании;

   - технические характеристики;

   - цена. 
 

____________

   1) Метод представляет собой одну из форм совместного очного обсуждения проблемы. Эксперты всесторонне рассматривают исследуемую ситуацию, "фокусируются" на ней. Основная цель - выявить структуру данной проблемы, определить по возможности все факторы, определяющие данную ситуацию, установить взаимосвязи между ними. Обсуждение носит более деловой характер, чем при классической версии мозгового штурма, то есть проходит без излишнего "бреда". 

   После, каждому эксперту рабочей группы предлагаем анонимную анкету, где он может оценить каждый показатель по шкале от 1-ого до 5-ти, где 5 – означает наибольшее влияние показателя на оценку при выборе автомобиля.

   В результате опроса были получены оценки, представленные в таблице 1. 

      Таблица 1 – Таблица оценок факторов

Факторы Эксперты
Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой
Первый 1 Оч.низкий 70 Г В 2
Второй 4 Средний 100 А Б 4
Третий 5 Высокий 90 Б А 5
Четвёртый 2 Низкий 80 А В 3
Пятый 3 Средний 70 В Б 4
 

        Второй, третий, четвертый, и шестой эксперт допустили одинаковые оценки по двум факторам, поэтому их ранги рассчитываем по средней тех мест, которые делят между собой факторы. Второй эксперт  одинаково оценил  факторы №2 и №5, они получили среднюю оценку и соответственно делят между собой  ранги 4 и 3, в среднем это получается 3,5. Так у третьего эксперта факторы №1 и №5 получили наименьшую оценку, следовательно, они делят между собой ранги 2 и 1. В среднем это соответствует числу 1,5. У четвертого же эксперта одинаковые оценки получили факторы №2 и №4, они получили наивысшую оценку и соответственно делят между собой  ранги 5 и 4, в среднем это получается 4,5. Шестой эксперт одинаково оценил факторы №2 и №5. На первом месте тут фактор №3, который получает ранг - 5, факторы с номером 2 и 5 делят второе и третье место, за которые полагается соответственно 4 и 3 балла. В среднем это получается 3,5.  

      Пятый эксперт выставил по две одинаковых оценки факторам. У пятого эксперта факторы №2 и №5 получили среднюю оценку, следовательно, они делят между собой ранги 4 и 3 . В среднем это соответствует числу 3,5.А факторы №1 и №4 получили наименьшую оценку, следовательно, они делят между собой ранги 2 и 1. В среднем это соответствует числу 1,5.

Таблица 2 – Таблица рангов факторов

      
Номер

фактора

Эксперты
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6
1 1 1 1,5 1 1,5 1
2 4 3,5 5 4,5 3,5 3,5
3 5 5 4 3 5 5
4 2 2 3 4,5 1,5 2
5 3 3,5 1,5 2 3,5 3,5
Сумма 15 15 15 15 15 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Обратим внимание, что сумма рангов по каждому эксперту одинакова – 15. Действительно ведь для каждого эксперта распределялись ранги 5,4,3,2,1 что в сумме даёт 15.

      Рассчитаем  величину согласованности для этого  сложим ранги по каждому фактору, найдём среднюю от полученных сумм и рассчитаем сумму квадратов  разниц полученных сумм от их средней по формуле 1. 

   Таблица 3 – Расчёт согласованности экспертов 

Номер

Фактора

(∑ рангов)

X

1 7 18 -11 121
2 24 18 6 36
3 27 18 9 81
4 15 18 -3 9
5 17 18 -1 1
Сумма 90 90 0 248
 
 

      Рассчитаем  максимальную согласованность  экспертов по формуле . Для этого посчитаем сколько раз эксперты выставляли одинаковые ранги разным факторам . Первый эксперт не выставлял одинаковые ранги, второй, третий, четвертый, и шестой эксперт по одному разу выставили одинаковые ранги (4 пары одинаковых рангов). Пятый эксперт выставил по два раза одинаковые ранги( 2 пары рангов). В общей сумме имеется 6 пар одинаковых рангов. Таким образом, в нашей повторяющихся рангов. 

            ( 1) 
 

      Согласованность у наших экспертов равна 145 при максимальной согласованности 324. Следовательно, относительная согласованность, рассчитанная на основе коэффициента конкордации Кендела 

        равна 0,76 

                                                 (2) 
 

      Проверим, достаточна ли данная величина согласованности, чтобы принимать решения по критерию χ2 Пирсона, который равен 18,24 

                       (3) 
 
 

      Сравнив расчётный показатель с табличным при степени достоверности 95% (вероятности шибки = 5%). Табличный показатель Пирсона с 4-мя степенями свободы и 5% вероятности ошибиться, равен 9,5.

      Расчётный показатель (18,24) больше чем табличный (9,5), следовательно, коэффициенту конкордации  Кендела доверять можно, а раз  сам этот коэффициент больше 0,7 (0,76), то между экспертами существует достаточный  уровень согласованности и на основе их оценок можно принимать  решения.

      Принимать решение удобнее, когда информация для принятия решений представлена в графическом виде. Построим диаграмму  сумм рангов, которые набрал каждый из факторов.

   

   Рисунок 1 –Наиболее эффективный фактор для преобретения автомобиля.

      

   Как можно увидеть на графике, что наиболее влиятельный фактор при выборе автомобиля для покупки на данном предприятии имеет стоимость автомобиля в обслуживании. Наименьшее влияние наблюдается у первого фактора - класс автомобиля . 

   Теперь  рассмотрим предлогаемые марки автомобилей  с учетом наиболее влиятельного фактора. 

   Таблица 4– Данные о факторах по закупке  автомобиляей на предприятии 
 

Показатель Марка автомобиля Среднее значение
Опель Лада Ланос Чери
Класс автомобиля 15 6 7 8 9
Безопасность 18 10 12 15 13,75
Стоимость автомобиля в обслуживании 15 7 8 10 10
Технические характеристики (обьем двигателя) 1,8 1,2 1,3 1,1 1,35
Цена 120 60 64 81 81

Информация о работе Экспертные оценки