Математическое моделирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:33, курсовая работа

Описание работы

Развитие ЭВМ стимулировало более интенсивное развитие вычислительных методов, создало предпосылки решения сложных задач науки, техники, экономики. Широкое применение при решении таких задач получили методы прикладной математики и математического моделирования.
В настоящее время прикладная математика и ЭВМ являются одним из определяющих факторов научно-технического прогресса. Они способствуют ускорению развития ведущих отраслей народного хозяйства, открывают принципиально новые возможности моделирования и проектирования сложных систем с выбором оптимальных параметров технологических процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………..3

1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЕ
1.1. Понятие «математического моделирование»……………..…..5
1.2. Понятие математического моделирования как методологии научных исследований …………………………………………………..…10
1.3. Моделирование мыслительной деятельности человека ………….11
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
2.1. Прямая и обратная задачи математического моделирования...15
2.2. Компьютерные системы моделирования………………..…….…17
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
3.1. Общее теоретическое свединия………….……………………………..20
3.2. Неограниченная двухслойная плоская стенка. ……… ……..….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..…………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ по моделированию.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

Энтальпия выражается соотношением  , где с – теплоемкость материала, ρ –плотность. Ее изменение за интервал времени Δτ в предположении, что плотность и теплоемкость постоянны, можно аппроксимировать выражением:

Подставляя соотношения для , в уравнение (1.4), получим

Решая это уравнение относительно , получим

                            (1.5)

где критерий Фурье определяется соотношением:

Уравнение (1.5) позволяет в явной форме определить значения температур во всех внутренних узлах в (n + 1)-й момент времени, если известны значения температур в n-й момент, поэтому такой способ численного решения называется явным.

Теперь рассмотрим баланс тепла в граничном слое (рис. 3).

Рис. 3. Грпничный узел.

Отличие от предыдущего случая состоит в том, что поток тепла через левую границу слоя

определяется по формуле Ньютона , энтальпия равна , то есть  .

Записав балансное уравнение (1.4), получим , откуда (1.6)

где

Чтобы решить задачу нестационарного теплообмена, необходимо знать начальное

распределение температуры в каждой точке тела . С помощью соотношений (1.5) и (1.6) определяется распределение температуры в следующий момент времени . Дальше процесс повторяется до тех пор, пока не будет достигнут момент времени, для которого требуется знать распределение температуры. Аналогично можно решать двухмерные и трехмерные задачи.

Остановимся на выборе шагов интегрирования Δτ и Δx . Этот выбор не является произвольным. Покажем, что при некоторых соотношениях шагов можно получить результаты, противоречащие законам термодинамики. Пусть в какой-то момент времени в трех соседних точках температуры равны ; ; . Пусть интервал времени Δτ таков, что критерий Fo = 1. Определим по формуле (1.5); .

В первый момент времени температура k-ой точки меньше, чем в двух соседних точках, и тепло подводится к ней от этих точек. Таким образом, тот факт, что в следующий момент времени температура k-ой точки превысила 200К, противоречит второму закону термодинамики. Анализ показывает, что нарушение законов термодинамики не будет происходить только при выполнении условия то есть, когда коэффициент при в формуле (1.5) не является отрицательным.

Условие (1.6) называется критерием устойчивости уравнения (1.5). Если оно не выполняется, решение становится неустойчивым.

Критерий устойчивости для слоя, прилежащего к границе, имеет вид (1.7)

Для получения устойчивого решения необходимо и достаточно выполнение обоих условий: (1.6) и (1.7). Например, если положить Fo = 1/4, то из (1.7) получим условие Bi < 1. Это значит, что, если значение коэффициента теплоотдачи α достаточно велико, необходимо уменьшить шаг Δx , что, в свою очередь, повлечет уменьшение шага Δτ согласно (1. 6). Ограничения типа (1.6),

(1.7) являются существенным недостатком явных методов.

 

 

 

Симметричная разностная схема

Будем рассматривать в узлах равномерной пространственной сетки величины , а в серединах интервалов величины . Выберем шаблон, изображенный на рис. 4 [8], и составим на нем симметричную схему

Рис. 4 Шаблон разностной схемы

              (1.7)

Исследование разностной схемы (3) показывает, что она имеет аппроксимацию и является безусловно устойчивой, а сле-довательно, сходится со скоростью . Эта схема двуслойна, поэтому она позволяет произвольно менять шаг по времени τ в ходе расчета, обеспечивая при этом точность . Кроме того, аппроксимация начальных и граничных условий является точной.

Таким образом, симметричная схема (1.7) приводит к несложному вычислительному алгоритму, безусловно устойчива, имеет хорошую точность и следовательно, может быть использована для численного исследования процессов теплопроводности с учетом конечной скоро-сти распространения тепла.

Блок-схема алгоритма

где A — начальное значение x, B — конечное значение x, F(x) — значение функции в точке xn, N — количество промежутков, st – выбор операции, C1,C2,C3 – константы для формул, nom - сохраняет номер используемой функции.

На рисунке представлена блок-схема процесса решения дифференциального уравнения методом Эйлера

Подсчитывая каждый раз новое значение уравнения F(x), получаем последовательность значений xn yn, n=1,2,…

По этим значениям строим график.

Описание программы

Программа весьма проста. В ней много предусмотрено моментов неправильного ввода данных, о которых программа предупреждает пользователя и сразу же просит повторно ввести данные.

С самого начала программа предоставляет пользователю меню выполняемых функций, которые выделяются при помощи стрелок ↑ и ↓ выбор клавишей Enter:

Formyla -> Enter

-> Open in fails

Reshenie

Graphic

Exit

После запуска программы нужно выбрать Formyla -> Enter, эта опция позволит из предложенного списка формул выбрать одну, по которой компьютер будет производить расчет и строить график. Все предложенные формулы имеют номерацию; чтобы выбрать интересующий вас пример нажмите на цифру равную номеру примера, и сразу же появится новое окно, в котором сверху будет записан ваш пример. Также в окне будет этот же пример но с нулями на месте констант. Под примером будет высвечена большая буква С, это используется для ввода констант. Для этого вам нужно нажать номер константы, он появится, и после знака равно запишите чему она равна (вводятся целые и вещественные значения). По окончании набора нажать Enter. Операцию повторять пока не будут введены все числа. По окончании нажать Esc. После появится строчка «уточните границы изменения Х, от A= до B= » здесь нужно занести данные на каком промежутке абсциссы будет рассматриваться функция. Следующая строчка попросит ввести начальные данные y(A)=. Следующей строчкой будет вопрос: «сохранить данные в файле? Да/Нет» ответить на этот вопрос с помощью клавиш Д и Н (рус), после чего программа вернется в первоначальное меню. Если данные были сохранены (в папке с программой появляется файл form.txt), то в следующий раз чтобы не набирать снова выберите в меню опцию Formyla -> Open in fails и на экране появятся введенные данные с пометкой снизу, сообщая что данные были прочитаны из файла.

Следующая опция Reshenie. После нажатия в окне просят ввести N(целое число) – число промежутков, на которые разделится рассматриваемый участок (ось ОХ). После появится таблица рассчитанных данных (номер точки, значение абсциссы, значение ординаты). При нажатии любой клавиши произойдет переход в меню.

Graphic эта опция позволяет визуально видеть решение, а так же на этом графике прописываются все данные: начальная формула, шаг и промежуток построения графика, масштаб, данные об его изменении(клавишами +(увеличить) и -(уменьшить), а также возможность определить точное значение функции в любой точке.

Опция Exit применяется для выхода из программы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможность постановки вычислительного эксперимента на ЭВМ существенно ускорила процесс математизации науки и техники. Расширился круг профессий, для которых математическая грамотность становится необходимой. Благодаря возможности оперативного исследования процессов труднодоступных и недоступных для реального экспериментирования математическое моделирование все больше и больше находит свое применение в областях, казалось бы далеких от математики и естественных наук. Оно широко используется и в криминалистике, и в лингвистике, и в социологии, и этот список можно продолжать и продолжать.

Академик Н.Н. Моисеев еще лет двадцать назад первым осознал необходимость подготовки к эффективному использованию ЭВМ новых поколений. Он обратил внимание на то, что крупные народнохозяйственные и социально-экономические проблемы могут быть удовлетворительно решены только при условии, что своевременно будут организованы и выполнены исследования междисциплинарного характера, а ЭВМ новых поколений дают подходящую базу для организации и проведения таких исследований.

Академик А.А. Самарский говорит о незаменимости математического моделирования для решения важнейших проблем научно-технического и социально-экономического прогресса, подчеркивает значение математического моделирования как методологии разработки наукоемких технологий и изделий.

Но, к сожалению, как отмечает А.А. Петров[10] те, от кого зависит распределение ресурсов, еще не осознали, что методы математического моделирования имеют большое народнохозяйственное значение и от их развития во многом зависит судьба социально-экономического и научно-технического прогресса страны. Соответственно нет материальной поддержки исследований, научные кадры не консолидируются на решении ключевых проблем, даже нет понимания, что математическое моделирование превратилось в самостоятельную отрасль науки с собственным подходом к решению проблем, хотя корни его остаются в науках о природе и обществе. Остается надеяться, что эти трудности временные, и математическое моделирование получит заслуженное место и в решении важных социально-экономических и народно хозяйственных проблем России будет играть ту же роль, что и в развитых странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.                  Акчурин И.А., Веденов М.Ф., Сачков Ю.В. Методологические проблемы математического моделирования в естествознании. // Вопросы философии, 1966, №4.

2.                  Алгоритмы вычислительной математики: Лабораторный практикум по курсу «Программирование» для студентов 1 - 2-го курсов всех специальностей БГУИР/А.К. Синицын, А.А. Навроцкий.- Мн.: БГУИР, 2002.- 65-69 с.

3.                  Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. –М.: Наука, 1965, с.46

4.                  Арнольд В. И. Жёсткие и мягкие математические модели. — М.: МЦНМО, 2004. — ISBN 5-94057-134-4

5.                  Васильев В.И., Ильясов Б.Г., Валеев С.В., Жернаков С.В. Интеллектуальные системы управления с использованием нейронных сетей. – Уфа, 1997, с.11.

6.                  Веденов А.А. Моделирование элементов мышления - М.: Наука, 1988, с. 67.

7.                  Введение в математическое моделирование. Учебное пособие. Под ред. П. В. Трусова. — М.: Логос, 2004. — ISBN 5-94010-272-7

8.                  Веселовский В.Б., Малая Ю.А., Гнедаш К.И. Математическое моделирование импульсных теплотехнологических процессов // Ме-таллургическая теплотехника: Сборник научных трудов НМетАУ. – Днепропетровск: «ПП Грек О.С.», 2007. – C. 53 – 61.

9.                  Грес, П.  В. Математика для гуманитариев [Текст] / П. В. Грес. – М.: Логос, 2005

10.             Карташов Э.М. Аналитические методы в теории теплопроводности твердых тел. – М.: Высшая школа, 2001. – 540 с.

11.             Калиткин Н.Н. Численные методы. – М.: Наука, 1978. – 512 с.

12.             Вейль Г. Полвека математики – М.: 1969.

13.             Иванов В.Т. Математическое моделирование. Модели прогнозирования.(Методические указания для самостоятельной работы по курсу ЦИПС) – Уфа, 1988.

14.             Иванов В.Т. Математическое моделирование. Модели оптимизации (Методические указания для самостоятельной работы по курсу ЦИПС) – Уфа, 1988.

15.             Кочергин А.Н. Моделирование мышления - М.: Наука, 1969.

16.             Кудряшев А.Ф. О математизации научного знания.// Философские науки, 1975, №4, с.133-139.

17.             Математическая энциклопедия. Гл. ред. М. Виноградов. Том 3. Коо - Од. М.: Советская энциклопедия, 1982, 1184 стр., ил.

18.             Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития – М.: Наука, 1987.

19.             Петров А.А. Экономика. Модели. Вычислительный эксперимент. – М.: Наука, 1996.

20.             Самарский А.А. Гулин А.В. Численные методы - М.: Наука, 1989

21.             Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. – М.: Высшая школа, 1998.

22.             Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования - М.: Наука, 1961.

 



[1] Грес, П.  В. Математика для гуманитариев [Текст] / П. В. Грес. – М.: Логос, 2005

[2] Математическая энциклопедия. Гл. ред. М. Виноградов. Том 3. Коо - Од. М.: Советская энциклопедия, 1982, 1184 стр., ил.

[3] Петров А.А. Экономика. Модели. Вычислительный эксперимент. - М.: Наука, 1996, 251 с., с.6.

[4] Веденов А.А. Моделирование элементов мышления - М.: Наука, 1988, с. 67.

[5] Васильев В.И., Ильясов Б.Г., Валеев С.В., Жернаков С.В. Интеллектуальные системы управления с использованием нейронных сетей. – Уфа, 1997, с.11.

[6] Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. –М.: Наука, 1965, с.46

[7] Петров А.А. Экономика. Модели. Вычислительный эксперимент. – М.: Наука, 1996.

[8] Самарский А.А. Гулин А.В. Численные методы - М.: Наука, 1989.

[9] Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. – М.: Высшая школа, 1998.

[10] Петров А.А. Экономика. Модели. Вычислительный эксперимент. - М.: Наука, 1996, 251 с., с.6.


Информация о работе Математическое моделирование