Теория массового обслуживания, однофазная СМО

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:36, реферат

Описание работы

Эта теория представляет особый раздел теории случайных процессов и использует, в основном, аппарат теории вероятностей. Первые публикации в этой области относятся к 20-м гг. XX в. и принадлежат датчанину А. Эрлангу, занимавшемуся исследованиями функционирования телефонных станций - типичных СМО, где случайны моменты вызова, факт занятости абонента или всех каналов, продолжительность разговора.

Содержание

Теория массового обслуживания……………………………………………………………. 2
Математическая модель однофазной СМО……………………………………..…………….. 8
Пример практического решения задачи………………………………..…………………….. 11
Список литературы………………………………………………………………………………. 13

Работа содержит 1 файл

смо.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
Северо-Западный заочно технический  университет
Контрольная работа
Теория  массового обслуживания, однофазная СМО.
 
Выполнил  студент 4 курса
Харламов  И.С.

      Шифр: 8801031044

Специальность 220100.62

СПБ 2011
 

 

Оглавление 

Теория  массового обслуживания……………………………………………………………. 2

Математическая  модель однофазной СМО……………………………………..…………….. 8

Пример  практического решения  задачи………………………………..…………………….. 11

Список  литературы………………………………………………………………………………. 13 

 

Теория  массового обслуживания 

Эта теория представляет особый раздел теории случайных процессов и использует, в основном, аппарат теории вероятностей. Первые публикации в этой области относятся к 20-м гг. XX в. и принадлежат датчанину А. Эрлангу, занимавшемуся исследованиями функционирования телефонных станций - типичных СМО, где случайны моменты вызова, факт занятости абонента или всех каналов, продолжительность разговора. В дальнейшем теория очередей нашла развитие в работах К.Пальма, Ф.Поллачека, А.Я.Хинчина, Б.В.Гнеденко, А.Кофмана, Р.Крюона, Т. Cаати и других советских и зарубежных математиков.

 Теория  очередей, - раздел теории вероятностей, изучающий математические модели  разного рода реальных массового  обслуживания систем. Эти модели  представляют собой случайные  процессы специального вида, которые  называются иногда процессами обслуживания. Чаще всего используется описательное определение этих процессов, поскольку формальное их построение оказывается весьма сложным и не всегда эффективным.

Теория  массового обслуживания использует главным образом аппарат теории вероятностей. Основные задачи теории массового обслуживания обычно состоят в том, чтобы на основании "локальных" свойств рассматриваемых случайных процессов изучить их стационарные характеристики (если таковые существуют) или поведение этих характеристик за большой промежуток времени. Одна из главных конечных целей исследований в этой области состоит в выборе наиболее разумной организации систем массового обслуживания.

Системы массового обслуживания (СМО)— это такие системы, в которые в случайные моменты времени поступают заявки на обслуживание, при этом поступившие заявки обслуживаются с помощью имеющихся в распоряжении системы каналов обслуживания.

 С  позиции моделирования процесса  массового обслуживания ситуации, когда образуются очереди заявок (требований) на обслуживание, возникают следующим образом. Поступив в обслуживающую систему, требование присоединяется к очереди других (ранее поступивших) требований. Канал обслуживания выбирает требование из находящихся в очереди, с тем, чтобы приступить к его обслуживанию. После завершения процедуры обслуживания очередного требования канал обслуживания приступает к обслуживанию следующего требования, если таковое имеется в блоке ожидания.

     Цикл функционирования системы  массового обслуживания подобного рода повторяется многократно в течение всего периода работы обслуживающей системы. При этом предполагается, что переход системы на обслуживание очередного требования после завершения обслуживания предыдущего требования происходит мгновенно, в случайные моменты времени.

Примерами систем массового обслуживания могут  служить: Магазины, банки, ремонтные  мастерские, почтовые отделения, посты технического обслуживания автомобилей, посты ремонта автомобилей, персональные компьютеры, обслуживающие поступающие заявки или требования на решение тех или иных задач, аудиторские фирмы, отделы налоговых инспекций, занимающиеся приемкой и проверкой текущей отчетности предприятий, телефонные станции и т.д.

Основными компонентами системы  массового обслуживания любого вида являются:

  1. входной поток поступающих требований или заявок на обслуживание;
  2. дисциплина очереди;
  3. механизм обслуживания.
 

 

  Входной поток  требований. Для описания входного потока требуется задать вероятностный закон, определяющий последовательность моментов поступления требований на обслуживание и указать количество таких требований в каждом очередном поступлении. При этом, как правило, оперируют понятием «вероятностное распределение моментов поступления требований». Здесь могут поступать как единичные, так и групповые требования (требования поступают группами в систему). В последнем случае обычно речь идет о системе обслуживания с параллельно-групповым обслуживанием.

     Дисциплина очереди — это важный компонент системы массового обслуживания, он определяет принцип, в соответствии с которым поступающие на вход обслуживающей системы требования подключаются из очереди к процедуре обслуживания. Чаще всего используются дисциплины очереди, определяемые следующими правилами:

     - первым пришел - первый обслуживаешься;

     - пришел последним — обслуживаешься  первым;

     - случайный отбор заявок;

     - отбор заявок по критерию  приоритетности;

     - ограничение времени ожидания момента наступления обслуживания (имеет место очередь с ограниченным временем ожидания обслуживания, что ассоциируется с понятием «допустимая длина очереди»).

     Механизм обслуживания определяется характеристиками самой процедуры обслуживания и структурой обслуживающей системы. К характеристикам процедуры обслуживания относятся: продолжительность процедуры обслуживания и количество требований, удовлетворяемых в результате выполнения каждой такой процедуры. Для аналитического описания характеристик процедуры обслуживания оперируют понятием «вероятностное распределение времени обслуживания требований».

     Следует отметить, что время обслуживания  заявки зависит от характера  самой заявки или требований  клиента и от состояния и  возможностей обслуживающей системы.  В ряде случаев приходится  также учитывать вероятность  выхода обслуживающего прибора по истечении некоторого ограниченного интервала времени.

     Структура обслуживающей системы  определяется количеством и взаимным  расположением каналов обслуживания (механизмов, приборов и т. п.). Прежде всего, следует подчеркнуть,  что система обслуживания может иметь не один канал обслуживания, а несколько; система такого рода способна обслуживать одновременно несколько требований. В этом случае все каналы обслуживания предлагают одни и те же услуги, и, следовательно, можно утверждать, что имеет место параллельное обслуживание.

     Система обслуживания может состоять  из нескольких разнотипных каналов  обслуживания, через которые должно  пройти каждое обслуживаемое  требование, т. е. в обслуживающей  системе процедуры обслуживания  требований реализуются последовательно. Механизм обслуживания определяет характеристики выходящего (обслуженного) потока требований.

     Рассмотрев основные компоненты  систем обслуживания, можно констатировать, что функциональные возможности  любой системы массового обслуживания  определяются следующими основными факторами: 

- вероятностным  распределением моментов поступлений  заявок на обслуживание (единичных  или групповых);

- вероятностным  распределением времени продолжительности  обслуживания;

- конфигурацией  обслуживающей системы (параллельное, последовательное или параллельно-последовательное обслуживание);

- количеством  и производительностью обслуживающих  каналов;

- дисциплиной  очереди;

- мощностью  источника требований.

     В качестве основных критериев  эффективности функционирования систем массового обслуживания, в зависимости от характера решаемой задачи могут выступать:

- вероятность  немедленного обслуживания поступившей  заявки;

- вероятность  отказа в обслуживании поступившей  заявки;

- относительная  и абсолютная пропускная способность системы;

- средний  процент заявок, получивших отказ  в обслуживании;

- среднее  время ожидания в очереди;

- средняя  длина очереди;

- средний  доход от функционирования системы  в единицу времени и т.п.

     Предметом теории массового обслуживания является установление зависимости между факторами, определяющими функциональные возможности системы массового обслуживания, и эффективностью ее функционирования. В большинстве случаев все параметры, описывающие системы массового обслуживания, являются случайными величинами или функциями, поэтому эти системы относятся к стохастическим системам.

     Независимо от характера процесса, протекающего в системе массового  обслуживания, различают два основных вида СМО:

     - системы с отказами, в которых  заявка, поступившая в систему в момент, когда все каналы заняты, получает отказ и сразу же покидает очередь;

     - системы с ожиданием (очередью), в которых заявка, поступившая  в момент, когда все каналы  обслуживания заняты, становится  в очередь и ждет, пока не  освободится один из каналов.

     Системы массового обслуживания  с ожиданием делятся на системы  с ограниченным ожиданием и  системы с неограниченным ожиданием.

     В системах с ограниченным  ожиданием может ограничиваться:

     - длина очереди;

     - время пребывания в очереди.

     В системах с неограниченным  ожиданием заявка, стоящая в очереди,  ждет обслуживание неограниченно  долго, т.е. пока не подойдет  очередь.

 

 По  количеству каналов обслуживания  СМО подразделяются на

следующие группы.

Одноканальные СМО. Она состоит из одной очереди и одного устройства обслуживания. Термин "одноканальная" говорит о том, что к устройству обслуживания ведет только один путь.

Многоканальные  СМО. Обслуживание очередной заявки может начаться до окончания обслуживания предыдущей заявки. Каждый канал действует как самостоятельное обслуживающее устройство. 

По кругу  обслуживаемых объектов различают  два вида.

Замкнутые СМО. Замкнутая система массового обслуживания – это система массового обслуживания, в которой обслуженные требования могут возвращаться в систему и вновь поступать на обслуживание. Примерами замкнутой СМО являются ремонтные мастерские, сберегательные банки.

Открытые  СМО. Для открытой СМО предполагается, что исходная совокупность на столько велика, что изменение ее размеров, вследствие прибытия или возвращения обслуженной заявки в исходную совокупность не оказывает существенного влияния на вероятность появления очередной заявки. 

Если  приборы обслуживания соединяются  параллельно, то такое обслуживание называется однофазным, а если приборы соединяются последовательно, то многофазным, (ряд последовательных операций).

Однофазные  СМО – это однородные системы, которые выполняют одну и ту же операцию обслуживания.

Многофазные СМО – это системы, в которых каналы обслуживания расположены последовательно и выполняют различные операции обслуживания. Примером многофазной СМО являются станции технического обслуживания автомобилей.

Информация о работе Теория массового обслуживания, однофазная СМО