Факторизая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:40, реферат

Описание работы

В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацие

Содержание

Введение
Теории девиантного поведения
Причины девиантного поведения
Виды и формы девиантного поведения
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Девиантное поведение.docx

— 35.90 Кб (Скачать)

Дисморфобии. Под  ним понимают необоснованную убежденность в наличии у себя физических недостатков, неприятных для окружающих. Этот феномен  встречается преимущественно у  девушек. Нередко они находят  дефекты в своем лице (крупный  или тонкий нос, горбинка, слишком  полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и др.). Иногда это недостатки в фигуре. Мысли о своей воображаемой дефективности  занимают центральное место в  переживаниях молодого человека и определяют стереотип его поведения. Он начинает уединяться, чтобы не быть предметом  обсуждений, сторонится компании сверстников. Мучительные мысли о своей  некрасивости часто приводят к врачу  – косметологу с просьбой устранить  физический дефект. Такие молодые  люди должны быть проконсультированы у психиатра. 

Нарушение «пищевого  поведения». Чаще это отказ от приема пищи с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели. Причиной ограничения  в еде или отказ от пищи бывает желание похудеть, исправить фигуру. 

Сквернословие. Особенно неприятно слышать брань из уст  молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто  водопад грязи из уст – скверная, обезображенная речь. Увы, брань можно  услышать на стройплощадке, на улице, даже на телевидении и радио. Сами взрослые не следят за своей речью и, не заботясь о последствиях сквернословия, «обучают»  детей бранным выражениям.  

К сожалению, в неблагополучных  семьях – там, где родители ведут  аморальный образ жизни, регулярно  употребляя спиртное, - подобная лексика  прочно вошла в обиход. Нередко  приходится слышать от воспитателей детских садов, что у некоторых  детей речь засорена настолько, что  допускать их к общению с другими  детьми просто опасно. Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет». 

Совершенно очевидно, что не все юноши и девушки  произнося бранные слова, испытывают при этом удовольствие. Почему же они  так говорят? Просто они таким  способом подчеркивают свою взрослость и как бы самоутверждаются. В результате образуется стойкая привычка к сквернословию, засорению языка жаргонными выражениями. Одним из методов профилактики является осуждение сквернословия на диспутах и собраниях, в выступлениях самодеятельных художественных коллективов. При этом нельзя забывать, что в юношеском  возрасте коллектив сверстников  является наиболее авторитетным и значимым, а значит, осуждение коллектива может  стать важным поворотным пунктом  в сознании подростка 

Граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «граффито» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально  этот термин относился лишь к древним  надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, рисунок. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов  и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, в транспорте, в общественных туалетах и даже на памятниках культуры. Они выполняются  всевозможными способами – мелом, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные  сообщения, ругательства, изречения, рисунки  и символы. 

Поведение стихийных  рисовальщиков колеблется между  допускаемой обществом самодеятельностью  в определенное время и определенных ситуациях (карнавалы, праздники) и  вандализмом. Граффити относится к  девиантному поведению. По сравнению  с другими разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и  др.) и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные его проявления, но от них недалеко и до других антиобщественных действий.  

Городское пространство, насыщенное граффити, отравляет психологическую  и экологическую атмосферу. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и  другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной  ослаблением механизмов социального  контроля, что порождает у людей  беспокойство, чувство страха и уязвимости. Некоторые виды граффити, например порча информационных стендов и  знаков, особенно предупреждающих, препятствуют функциональному воздействию дизайна. Настенные рисунки и надписи  представляют собой весьма неоднородное явление – от детских каракулей  до политических лозунгов. Встречаются  и целые многоцветные картины  большого размера, снабженные текстами. 

Разнообразны граффити и в общественных туалетах учебных  заведений. Здесь можно найти  автографы, сексуальные предложения, скабрезные рисунки и тексты, брань, даже юмор и др. Можно, конечно, считать  это своеобразной свободой самовыражения, но в действительности это проявление деградации субкультуры. Не нужно путать «туалетное» и ему подобное граффити с тем, что исполнено в подобающем месте и отражает заботы общества или его слоев. 

Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения  с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур  являются социальным табу. Многие надписи  представляют собой обидное или  грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества  и символического насилия. 

Заключение  

Девиантное поведение  основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между  личностями и, наконец, внутри самой  личности. В девиантном поведении  проявляется единство объективных  и субъективных факторов. Усугубляется эта проблема и поставленной на поток  кино – и телепродукцией, где  современная молодежь учится «азам» агрессивности. 

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и  созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент  преобладает. Позитивными девиациями являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень  ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными  формами девиантного поведения  подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный  закон не в состоянии учесть всего  многообразия житейских ситуаций. Степень  совершенства закона относительна, поскольку  общество изменчиво. 

В случае если тот  или иной вид девиации приобретает  устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие  «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем  случае поведение, которое считалось  девиантным, оценивается как новая  норма. Для того чтобы деструктивная  девиация не получала широкого распространения, необходимо: 

а) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице; 

б) соблюдать социальное равенство перед законом; 

в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его  в соответствие с новыми социальными  реалиями; 

г) стремиться к адекватности преступления и наказания. 

Все это в совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных  требований общество имеет право  называться правовым и демократичным. 

Поскольку любое  девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной  практикой нормы поведения, оно  всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны  одной медали, социальной мутации. Состояние  риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию  и устоявшуюся нормативно-ролевую  форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы  в целом. 

Форма ответной реакции  общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и  др. можно выделить следующие зависимости: 

- Чем более высокий  уровень социальных норм нарушается, тем более решительными должны  быть действия государства. Самая  высокая ценность – естественные  права человека. 

- Чем более низкий  уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться  на неформальные меры социального  контроля (социальное вознаграждение  или порицание, убеждение и  т.д.) 

- Чем сложнее социальная  структура общества, тем многообразнее  должны быть формы социального  контроля. 

- Чем более низкий  уровень социальных норм нарушается  человеком, тем терпимее должна  быть реакция на его действия. 

- Чем демократичнее  общество, тем больше акцент должен  делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный  самоконтроль. 

Подчеркнем еще  раз, девиантное поведение – естественная реакция человека на возникающее  в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами  ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым  к переменам. Девиантное и нормативное  поведение – две равноценные  составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантное поведение человека имеет не меньшее значение, чем  его нормативное поведение. 

Список литературы  

  

1.  Бордовская  Н.В. Педагогика: учебник для вузов.  СПб.; 2000. 

2.  Бочкарева Г.Г.  Психологическая характеристика  мотивационной сферы подростков  – правонарушителей. СПб.; 2002. 

3.  Девиантное (отклоняющееся)  поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив  // Материалы Регионального научно  – практического семинара / Под  общ. ред. Ю.А. Клейберга. Тверь, 2000. 

4.  Клейберг Ю.А.  Психология девиантного поведения.  Тверь, 1998. 

5.  Орлов Ю.М.  Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 

6.  Хорни К. Невроз  и личностный рост. Борьба за  самореализацию. СПб.; 1997.

Информация о работе Факторизая