Эфективные методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста элементам математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

1.Характеристика методов и приёмов математического развития у дошкольников.
2.Использование разнообразных методов и приёмов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду.
3.Диагностика выявления математических представлений у дошкольников.

Работа содержит 1 файл

моя ктр..docx

— 33.14 Кб (Скачать)

ВАРИАНТ 2.Эфективные методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста элементам математики.

1.Характеристика методов и приёмов  математического развития у дошкольников.

2.Использование разнообразных  методов и приёмов развивающего  обучения на занятиях по математике  в детском саду.

3.Диагностика выявления математических  представлений у дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика методов и приёмов математического развития у дошкольников.

В процессе формирования элементарных математических представлений у  дошкольников педагог использует разнообразные  методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях  друг с другом, важно чтобы они  позволяли достигать наилучших  результатов при обучении маленьких детей.

Методы и приёмы обучения в младшей группе

В младшей группе начинают специальную  работу по формированию элементарных математических представлений, закладывают  основы математического развития детей .

Новые знания ребенок усваивает  на основе непосредственного восприятия, когда следит за действиями педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим  материалом.

Внимание у детей 3 – 4 лет непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические  игры. Они организуются так, чтобы  по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного .

Большое значение имеет использование  привлекательных для детей наглядных  пособий. В каждом пособии ярко подчеркивается именно тот признак, на который должно быть направленно внимание малышей.

Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами

Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения .

Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий .

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены при  помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь  выделенное свойство закрепляются в  точном слове. Новое слово педагог  проговаривает не спеша, выделяя  его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда  действие уже освоено, перед началом  работы высказать предположение, что  и как надо сделать. Устанавливаются  связи между свойствами вещей  и действиями, с помощью которых  они выявляются.

Методы и приёмы обучения в средней группе

В средней группе на каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер .

Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется  в неторопливом темпе, привлекательность  наглядных пособий, широкое использование  игровых упражнений и дидактических  игр – все это создает у  детей хороший эмоциональный  настрой. Используются игры, в которых  игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.

На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.

На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским  действиям. В связи с этим ребят  побуждают к более или менее  самостоятельному выявлению свойств  и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.

Дети приобретают знания опытным  путем, отражая в речи то, что непосредственно  наблюдали. Тем самым удается  избежать отрыва словесной формы  высказывания от выраженного в нем  содержания, т. е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами .

Место и характер использования  наглядных (образец, показ) и словесных (указания, пояснения, вопросы и др.) приемов обучения определяются уровнем  усвоения детьми изучаемого материала. Когда дети знакомятся с новыми видами деятельности (счетом, отсчетом, сопоставлением предметов по размерам), необходимы полный, развернутый показ и объяснение всех приемов действий, их характера  и последовательности, детальное  и последовательное рассматривание образца. Указания побуждают детей  следить за действиями педагога или  вызванного к его столу ребенка, знакомят их с точным словесным обозначением данных действий. Пояснения должны отличаться краткостью и четкостью. Недопустимо употребление непонятных детям слов и выражений.

В средней группе, как и в младшей, необходим неоднократный показ  новых для детей действий, при  этом меняются наглядные пособия, незначительно  варьируются задания, приемы работы. Так обеспечивается проявление детьми активности и самостоятельности  в усвоении новых способов действий. Чем разнообразнее работа детей  с наглядными пособиями, тем более  сознательно они усваивают знания. Педагог ставит вопросы так, чтобы  новые знания нашли отражение  в точном слове. Детей постоянно  учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате.

На последующих занятиях они  действуют в основном по словесной  инструкции. Педагог показывает лишь отдельные приемы. Посредством ответов  на вопросы ребенок повторяет  инструкцию. Однако, если дети затрудняются, педагог прибегает и к образцу, и к показу, и к дополнительным вопросам.

Методы и приёмы обучения в старшей группе

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в  основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать  в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить  их познавательную активность. Создаются  такие ситуации, когда имеющихся  знаний оказывается недостаточно для  того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность  узнать что-то новое, научиться новому.

Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое  и т. п.)

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев  осуществляется предложением детям  задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в решении таких задач  обеспечивает активную работу мысли, прочное  усвоение знаний.

Математические представления  «равно», «не равно», «больше —  меньше», «целое и часть» и др. формируются  на основе сравнения. Дети 5 лет уже  могут под руководством педагога последовательно рассматривать  предметы, выделять и сопоставлять их однородные признаки,делают простейшие умозаключения.

Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое  внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность.

Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается  выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.

Рассматривание, анализ и сравнение  объектов при решении задач одного типа производятся в определенной последовательности. Например, детей учат последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, и др.

Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого  возраста осуществляется в ходе практических действий, ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим материалом .

В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько  изменяют их характер. В качестве иллюстративного  материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место  занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут  быть схематичными.

С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).

В работе с детьми 5—6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что  дети знают и умеют делать, и  показывает только новые приемы работы.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению

Усложнение и вариантность приемов  работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания  интереса к занятиям педагог постоянно  вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования.

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов  и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит  от возраста детей, уровня математического  развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует  отметить и такую особенность, что  для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

2.Использование разнообразных методов и приёмов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду.

Практические методы

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято  считать практический метод. Сущность его заключается в организации  практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых  возникают элементарные математические представления.

Практический метод в наибольшей мере соответствует специфики и  особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, так и возрастным возможностям, уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении маленького ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается  в практических действиях с конкретными  предметами, их изображениями или  условными обозначениями.

Характерными особенностями практического  метода при формировании элементарных математических представлений являются:

выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;

широкое использование дидактического материала;

возникновение представлений как  результата практических действий с  дидактическим материалом;

выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения в самой  элементарной форме;

широкое использование элементарных математических представлений в  практической деятельности, быта, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет  практические и умственные действия.

Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные упражнения, выполняя те же функции, служат образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах: в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и  т. д.; в старших - приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В  таких случаях говорят об игровых  упражнениях или упражнениях  в игровой форме.

С возрастом детей упражнения усложняются: они уже состоят из большего числа  звеньев, учебно-познавательное содержание выступает в них прямо, не маскируясь практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуется проявление смекалки, сообразительности.

Наиболее эффективны комплексные  по характеру упражнения, дающие возможность  одновременно решать несколько программных  задач из разных разделов, органически  сочетающихся друг с другом, например: «количество и счёт» и «величина»; «количество и счёт» и «Геометрические  фигуры» и т. д. Такие упражнения повышают коэффициент полезного  действия занятия, увеличивают его  плотность.

Упражнения могут быть репродуктивными, основанными на воспроизведении  способа действия, в которых действия детей полностью регламентируются воспитателем в виде образца, предписания, требований, инструкции, правил (алгоритмов), определяющих, что и как надо делать. Ход и результат упражнения находится  под непосредственным наблюдением  и контролем воспитателя, который  своими указаниями, пояснениями, непосредственной помощью корректирует действия детей

Информация о работе Эфективные методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста элементам математики