Решение арифметических задач в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть возможности развития вычислительной деятельности у старших дошкольников в процессе обучения решению простых арифметических задач.
Задачи:
- раскрыть понятие арифметической задачи и рассмотреть основные виды задач;
- изучить особенности понимания детьми арифметической задачи;

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1 . Теоретические особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие арифметической задачи. Виды арифметических задач……...… 6
1.2. Особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста арифметической задачи…………………………………..………………….... 12
1.3. Особенности развития у детей вычислительной деятельности……..…. 14
Глава 2 . Приемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста
2.1. Этапы обучения решению задач в старшем дошкольном возрасте…… 16
2.2. Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач……………………………………………… 19
Заключение………………………………………...………………………….. 31
Список литературы………………………..…………………………………. 33
Приложение ……………………………………………...…………………… 35

Работа содержит 1 файл

курсовая итог (1).docx

— 97.85 Кб (Скачать)
 
 

     Приложение  1

     Конспект  фрагмента занятия  в подготовительной к школе группе

     Цель  занятия

     Продолжать  учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, пользуясь знаками  «+», «-», «<«, «>«, «=«; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; упражнять в счете по осязанию; закрепить названия геометрических фигур.

     Материалы

     Для воспитателя: цифры, обручи, фишки, игрушки.

     Для детей: «Математический набор», по одному яблоку, сшитому из материала красного, желтого и зеленого цветов, внутри каждого яблока фасолины или бобы.

      Ход занятия

     Воспитатель предлагает детям разложить на столе  цифры от 1 до 10, а потом сказать, какое сегодня число, месяц, день недели.

     — Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии? (Учились решать задачи.)

     На  полке возле воспитателя стоит  пять книг.

     Скажите, сколько книг на полке? (Пять книг.) Воспитатель  просит одного из детей подойти.

     Оля, поставь на полку еще одну книгу. Девочка выполняет задание педагога.

     Когда Оля поставила на полку еще  одну книгу, их стало больше или меньше? (Больше.) Какое действие надо произвести? Сложение или вычитание? (Сложение.) Сколько книг поставила Оля? (Одну книгу.) Какой вопрос мы поставим в задаче? (Сколько книг стоит на полке?)

     Мы  должны число пять увеличить на единицу. Сколько книг теперь на полке? (Шесть книг.) Что показывает ответ задачи? (Сколько книг на полке.) Давайте запишем решение задачи.

     Дети  выполняют задание педагога —  делают «запись»:

     

     Затем воспитатель предлагает им решить еще  одну задачу—на вычитание. На игрушечном столе стоит четыре чашки. Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько чашек на столе и выложить цифру, которая покажет, сколько чашек на столе.

     Одну  чашку я убрала. Придумайте задачу о том, что я | сделала. (На столе  стояло четыре чашки, одну чашку убрали. Сколько чашек осталось на столе?)

     Одну  чашку я убрала, значит их количество уменьшилось на единицу. Какой знак надо поставить, если мы уменьшаем число? (Минус.) Поставьте его около цифры.

     Перед детьми «запись»:

     

     -Сколько  чашек убрали? (Одну.) Поставьте цифру  один. Какой знак надо поставить,  чтобы получить ответ? (Знак равенства.) Поставьте его. Решите задачу. Сколько чашек осталось?

     Перед детьми «запись»:

     

     — Кто расскажет решение задачи? (От четырех чашек отнять одну чашку. Получится три чашки.) Какой ответ  получился в нашей задаче? (Три  чашки.)

     Приложение  2

      РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

     Цель  занятия

     Продолжать  учить составлять и решать простые  арифметические задачи на сложение и  вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи; упражнять в счете в  пределах 20, уметь назвать «соседей»  названного числа.

     Материалы

     Для воспитателя: мяч, семь яблок на тарелке, восемь чашек. Для детей: «Математический  набор», счетные палочки.

     Ход занятия

     Сидя  за столом

     Воспитатель говорит детям:

     Сегодня мы будем продолжать учиться составлять и решать задачи. Посчитайте, сколько  яблок лежит в тарелке. Я положу еще одно (кладет). Придумайте задачу о том, что я сделала. (На тарелке  лежало шесть яблок, вы положили еще  одно яблоко. Сколько всего яблок  оказалось на тарелке'?)

     На  тарелке лежало шесть яблок, я  положила еще одно яблоко —это условие  задачи. Кто из вас повторит условие  задачи?

     Лена. - На тарелке лежало шесть яблок, вы положили еще одно яблоко.

     Лена  правильно повторила условие  задачи. Условие задачи —это маленький  рассказ. В условии есть числа. Назовите числа в этой задаче. {Шесть и  один.)

     В условии задачи всегда должно быть не менее двух чисел. Еще в задаче есть вопрос. Какой вопрос в этой задаче? (Сколько всего яблок оказалось  в тарелке!)

     Вопрос  должен соответствовать смыслу задачи. Кто из вас повторит всю задачу?

     Дети. -На тарелке лежало шесть яблок, вы положили еще одно яблоко. Сколько  яблок оказалось на тарелке?

     Скажите условие задачи. (На тарелке лежало шесть яблок, вы положили еще одно яблоко.)

     Что такое условие задачи? (Маленький  рассказ.) Что должно быть в условии? (Два числа.) Что еще должно быть в задаче? (Вопрос.) Какой вопрос в  этой задаче? (Сколько всего яблок  оказалось на тарелке!)

     

     Воспитатель предлагает детям «записать» задачу и решить ее. Перед детьми «запись»:

     — Кто решит задачу? (К шести яблокам  прибавить одно яблоко, получится  семь яблок.) Какой ответ у этой задачи? (Семь яблок.)

     Далее воспитатель говорит:

     — На клумбе расцвело восемь роз, за ночь распустились еще три бутона. Стало  очень красиво. Это задача? (Нет.)

     — Почему? (Здесь нет вопроса.)

     — Скажите, можно решить такую задачу: мама испекла десять пирожков, а  потом — еще несколько. Сколько  всего пирожков испекла мама? (Эту  задачу решить нельзя, потому что в  ней нет второго числа.)

     На  полке возле стола воспитателя  стоит восемь чашек.

     — Сколько на полке чашек? (Восемь.)

     — Ира, убери одну чашку. Девочка выполняет  задание педагога.

     — Придумайте задачу о том, что сделала  Ира. (На полке стояло восемь чашек, одну чашку убрала Ира. Сколько чашек  осталось на полке!)

     — Скажите условие задачи. (На полке  стояло восемь чашек. Ира убрала одну чашку с полки.)

     — Какой вопрос в задаче? (Сколько  чашек осталось стоять на полке?)

     — «Запишите» задачу и решите ее.

     Дети  выполняют задание. Перед ними «запись»:

     

     — Скажите, как вы решали задачу? (От восьми чашек отнять одну чашку—равняется  семь чашек.) Какой ответ задачи? (Семь чашек.)

     Приложение  3

     РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

     Цель  занятия

     Продолжать  учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя  знаки; закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; учить увеличивать и уменьшать  число на единицу.

     Материалы

     Для воспитателя: мяч, числовые карточки с  кружками от 1 до 7 (три экземпляра). Для  детей: «Математический набор».

     Ход занятия

     Сидя  за столом

     — Сегодня мы будем решать задачи. Посмотрите, сколько красок в коробке, я положу в коробку еще одну краску. Кто из вас может придумать  задачу про краски? {В коробке  лежало семь красок, вы положили еще  одну краску. Сколько красок в коробке?)

     — Скажите условие задачи. {В коробке  лежало семь красок, вы положили еще  одну краску.) Какой вопрос в задаче? {Сколько стало красок в коробке.)

     — «Запишите» задачу и решите ее. Перед  детьми «запись»:

     

     — Сколько красок лежало в коробке? (Семь.) Сколько красок еще положили? (Одну краску.) Теперь красок стало больше или меньше? (Больше.) Если больше, то, что нужно сделать в задаче — сложить или вычесть? (Сложить.)

     — Как вы решали задачу?

     «К  семи краскам прибавить одну краску, — рассуждает ребенок. — Теперь в коробке лежит восемь красок».

     — Какой ответ получился в задаче? (Восемь красок)

     — Послушайте: на скамейке сидели пять мальчиков, потом пришел еще один мальчик. Дети стали играть в мяч. Из какой школы  дети? Это задача? (Нет, это рассказ.)

     — Здесь же есть вопрос: «Из какой  школы дети?» (Вопрос не подходит к  задаче.) 

Информация о работе Решение арифметических задач в начальной школе