Текстовая задача и процесс ее решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако в школьном курсе математики ему придается большое значение, так как такие задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3

1. Теоретическая часть.
1.2 Понятие текстовой задачи…………………………………………………….5
1.3 Роль текстовой задачи в начальном курсе математики…………………7
1.4 Виды арифметических задач…………………………………………………10
1.5 Моделирование в процессе решения текстовых задач………………….12

2. Практическая часть
2.1 Решение задачи с выделением этапов решения
и приемов их выполнения………………………………………………………...14
2.2 Решение задач на движение…………………………………………………16
2.3 Нестандартные задачи………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Кроме того, нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает их эстетически.


1.3 Виды арифметических задач

 

Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.

Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из центральных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. При решении простых задач происходит первое знакомство с задачей и её составными частями.

В связи с решением простых задач дети овладевают основными приемами работы над задачей.

На первом этапе знакомства детей с простой задачей перед учителем возникает одновременно несколько довольно сложных проблем:

1)     Нужно, чтобы в сознание детей вошли и укрепились вторичные сигналы к определенным понятиям, связанным с задачей.

2)     Выработать умение видеть в задаче данные числа и искомое число.

3)     Научить сознательно выбирать действия и определять компоненты этих действий. Разрешение указанных проблем нельзя расположить в определенной последовательности. В занятиях с детьми довольно часто приходится добиваться результатов не одного за другим, а идти к достижению нескольких целей одновременно, постепенно развивая и расширяя достигнутые успехи в нескольких направлениях.

При знакомстве с задачами и их решением нельзя избежать специфических терминов, но дети должны их понимать, чтобы осознавать смысл задачи. Работа с детьми по усвоению ими терминологии начинается с первых дней занятий в школе и ведётся систематически на протяжении всех лет обучения.

Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.

Рассмотрим в качестве примера задачу: «В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько детей дежурило в школе?».

Эта задача включает 2 простых:

1.      В школе дежурили 8 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков дежурило в школе?

2.      В школе дежурили 8 девочек и 10 мальчиков. Сколько всего детей дежурило в школе?

Как видим, число, которое было искомым в первой задаче, стало данным во второй.

Последовательное решение этих задач является решением составной задачи:               1) 8 + 2 = 10;               2) 8 + 10 = 18.

Запись решения составной задачи с помощью составления по ней выражения позволяет сосредоточить внимание учащихся на логической стороне работы над задачей, видеть ход решения её в целом. В то же время дети учатся записывать план решения задачи и экономить время.

Запись решения многих составных задач и составление по ним выражения связаны с использованием скобок. Скобки – математический знак, употребляемый для порядка действий. В скобки заключается то действие, которое нужно выполнить раньше.

В решении составной задачи появилось существенно новое сравнительно с решением простой задачи: здесь устанавливается не одна связь, а несколько, в соответствии с которым вырабатываются арифметические действия. Поэтому проводится специальная работа по ознакомлению детей с составной задачей, а также по формированию у них умений решать составные задачи.

 

1.5 Моделирование в процессе решения текстовых задач.

Рассматривая процесс решения текстовой задачи, мы неоднократно используем термин «модель», «моделирование». Во всех науках модели выступают как мощное орудие познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследовании модели, отображающей лишь какую-то грань реальности и потому более простую, чем реальность.

Вообще, математическая модель – это описание какого-либо реального процесса на математическом языке.

Математической моделью текстовой задачи является выражение, если задача решается арифметическим методом, и уравнение, если задача решается алгебраическим методом.

В процессе решения четко выделяются три этапа математического моделирования:

I   Этап – это перевод условий задачи на математический язык; выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними;

II Этап – внутримодельное решение;

III                     Этап – интерпретация, т.е. перевод полученного решения на язык, на котором была сформулирована исходная задача.

Все модели можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения.

Схематизированные модели делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают. Вещественные модели обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов, могут быть представлены разного рода инсценировками сюжета задач.

Графические модели используются, как правило, для обобщенного, схематического воссоздания ситуации задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей:

1)    Рисунок;

2)    Условный рисунок;

3)    Чертеж;

4)    Схема.

Знаковыми моделями, выполненными на математическом языке, являются: выражения, уравнения, система уравнений, запись решения задачи по действиям. Такие модели называют решающими моделями. Остальные модели – это вспомогательные модели, которые обеспечивают переход от текста задачи к математической модели.

Модель – это своеобразная копия задачи, на ней должны быть представлены все ее объекты, все отношения между ними, указаны требования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая часть.

2.1 Решение задачи с выделением этапов решения и приемов их выполнения.

«За день на почте было принято несколько посылок с книгами по 8 кг каждая и столько же посылок с фруктами по 6 кг каждая. Масса всех посылок с книгами

32 кг. Узнай массу всех фруктовых посылок»

 

Решение:

1)    32  8 = 4 (п.) – с книгами.

2)    6 · 4 = 24 (кг) – масса фруктовых посылок.

Ответ: 24 килограмма.

 

I   Этап. Анализ задачи.

1.     Постановка специальных вопросов.

            Какие посылки были приняты на почте? (с книгами и фруктами);

            Что известно о посылках с книгами? (масса всех 32 кг, а каждой 8кг);

            Что еще дано в задаче? (масса одной фруктовой посылки 6кг, их столько же);

            Что надо найти в задаче? (массу всех фруктовых посылок).

2.     Перефразировка текстовой задачи.

За день на почте было принято несколько посылок с книгами по 8 кг, всего масса посылок с книгами 32кг и столько же посылок с фруктами по 6 кг. Какова масса всех фруктовых посылок?

3.     Модель задачи

            Таблица.

посылки

Количество посылок

Масса одной посылки

всего

К

одинаковое

8кг

32

Ф

6кг

?

 

 

            Условный рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Этап. Поиск составления плана решения задачи.

Аналитический способ разбора задачи.

 

 

 

 

1. Каков вопрос задачи? (узнай массу всех фруктовых посылок)

2. Что для этого надо знать? (массу одной посылки и количество посылок)

3. Что из них известно? (масса одной посылки)

4. Что неизвестно? (количество посылок с фруктами)

5. Какие 2 величины надо знать, чтобы найти количество посылок? (массу одной посылки с книгами и общую массу посылок с книгами)

6. Что из них известно? (все известно: масса одной посылки 8кг и общая масса 32кг)

 

Составим план решения:

o Задача решается в два действия.

o Первым действием найдем количество посылок.

o Вторым действием найдем массу фруктовых посылок.

III              Этап. Осуществление плана решения.

Запись решения:

                  1) Сколько посылок с книгами?             32  8 = 4 (п.)

          2)Какова масса фруктовых посылок?    6 · 4 = 24 (кг)

Информация о работе Текстовая задача и процесс ее решения