Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение - гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами.

Содержание

Введение...............................................................................................................3

1. Основы прогнозирования. Важнейшие принципы прогнозирования..................................................................................................5

2. Современное состояние здравоохранения в Российской Федерации....................................................................................................................10

2.1 Демографическая ситуация в Российской Федерации………………………………………………………………………...10

2.2. Показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения Российской Федерации……………………………….14

3. Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года…………………………………………………..17

3.1 Формирование здорового образа жизни…………………………………18


3.2 Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью ………………………………………22


3.2.1 Конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи………………………………………………………….23

3.2.3 Организация медицинской помощи…………………………………..26

3.2.2 Стандартизация медицинской помощи……………………………….28


3.2.4 Инновационное развитие здравоохранения…………………………..36


3.3 Информатизация здравоохранения…………………………………………….37


Заключение……………………………………………………………………...41

Список литературы……………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

      Вместе с тем, в случае невыполнения установленных контрольных значений законодательством Российской Федерации должны быть установлены соответствующие санкции и внедрен эффективный механизм применения этих санкций.

   Этапы реализации:

2010 – 2015 гг. – конкретизация государственных гарантий на основе стандартизации медицинской помощи; переход на планирование ПГГ на три года с ежегодной корректировкой; паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС;

2016 – 2020 гг. – включение в подушевой норматив ПГГ расходов инвестиционного характера, а также расходов на приобретение дорогостоящего оборудования. 

3.2.2 Стандартизация медицинской помощи 

      Одним из основных факторов создания системы  качественной и доступной медицинской  помощи является наличие единых для всей территории Российской Федерации порядков и стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально-значимых заболеваниях и патологических состояниях.

     Стандарты медицинской помощи разрабатываются  в соответствии с показателями Программы государственных гарантий, и их выполнение гарантируется гражданам на всей территории Российской Федерации.

     Создание  стандартов медицинской помощи позволит рассчитать реальную стоимость медицинских  услуг в каждом субъекте Российской Федерации, определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ (список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств), обосновать подушевые нормативы финансирования и оптимизировать варианты проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения.

     Внедрение порядков оказания медицинской помощи позволит  оптимизировать ее этапность, использовать правильный алгоритм  взаимодействия учреждений здравоохранения и социального обеспечения, обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что  значительно повысит качество медицинской помощи населению.

      Порядки и стандарты оказания отдельных  видов медицинской помощи выступают  основой программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, соответствующих современному уровню развития медицины и обязательных  к исполнению.

     Одним из главных элементов обеспечения  качества следует рассматривать разработку профессиональными сообществами (ассоциациями) клинических рекомендаций (руководств), содержащих сведения по профилактике, диагностике, лечению конкретных заболеваний и синдромов, которые будут служить основой для разработки стандартов медицинской помощи, индикаторов качества лечебно-диагностического процесса. 

     Такой подход к формированию алгоритма  ведения больных помогает лечащим  врачам планировать лечебно-диагностический  процесс с учетом реальных возможностей медицинской организации. Руководители лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) могут оценивать качество медицинской помощи по критериям полноты выполнения обязательных лечебно-диагностических мероприятий, а также сравнивать качество работы  отдельных врачей и подразделений и внедрять дифференцированную оплату труда.

   Этапы реализации:

   2010 – 2015 гг.:

  • поэтапное внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе порядков и стандартов ее оказания, регистров стационарных больных, включающих индикаторы качества оказанной помощи, а также совершенствование тарифной политики оплаты труда медицинских работников, зависимой от качества помощи;
    • установление порядка лицензирования медицинских организаций, исходя не только из наличия соответствующего материально-технического оснащения и сертифицированных специалистов, но и возможности соблюдения технологии оказания медицинской помощи (наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров с допусками к необходимым видам помощи и материально-технических ресурсов, позволяющих внедрить график эксплуатации оборудования в соответствии с технологиями оказания медицинской помощи);

    2016 – 2020 гг.:

    • внедрение экономически обоснованной саморегулируемой системы управления качеством медицинской помощи на территории Российской Федерации.
 

3.2.3 Организация медицинской помощи

   Этапы реализации:

2010 –  2015 гг.:

  • развитие в каждом субъекте Российской Федерации  сети лечебно-профилактических учреждений для повышения эффективности и обеспечения этапности медицинской помощи    перепрофилизация части  имеющихся  круглосуточных стационаров и санаторно-курортных учреждений с целью расширения сети учреждений  для восстановительного лечения (долечивания), реабилитации и  медицинского ухода, созданием дневных стационаров;
  • совершенствование первичной медико-санитарной помощи:
    • развитие территориально-участкового принципа оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, в том числе в сельской местности и трудно доступных районах;
  • доукомплектование учреждений амбулаторно-поликлинического уровня квалифицированными медицинскими кадрами (врачами и средним медицинским персоналом);
  • придание приоритета профилактической работе (системы оздоровительных мероприятий, диспансеризации, скрининговых осмотров, вакцинаций, углубленных осмотров и др.) на основе спланированной тарифной политики;
  • обеспечение профилактической помощью населения сельской местности и трудно доступных районов страны с помощью формирования мобильных медицинских бригад, оснащенных необходимым лабораторным и инструментальным оборудованием;
  • развитие  телемедицинских технологий для проведения дистанционной консультативно-диагностической деятельности;
  • совершенствование службы активного патронажа, в том числе оснащение необходимым инструментарием и оборудованием;
    • дооснащение учреждений, совершенствование и расширение стационар-замещающих диагностических технологий;
    • внедрение амбулаторной реабилитационной службы;
    • внедрение целевых показателей работы учреждений амбулаторно-поликлинического звена, отражающих долю здоровых лиц среди прикрепленного населения и процент ранних стадий заболеваний среди всех впервые выявленных;
    • совершенствование тарифной политики оплаты труда, отражающей приоритет работы участкового врача – комплекс профилактических мероприятий;
  • совершенствование работы скорой  медицинской помощи:
  • оптимизацию маршрутов доставки больных в стационар в   зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного;
  • внедрение стандартов догоспитального ведения больных с разными видами патологии;
  • обеспечение бригад скорой медицинской помощи мобильной  связью;
  • дооснащение службы скорой медицинской помощи согласно  стандарту;
  • доукомплектование службы скорой медицинской помощи подготовленными кадрами;
  • внедрение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приезда на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность);
    • оптимизацию работы учреждений стационарного уровня:
  • рациональное распределение функциональных обязанностей  стационаров;
  • поэтапное создание головных региональных центров, координирующих весь объем профилактических, диагностических и лечебных мероприятий по социально-значимым медицинским проблемам;
  • внедрение в деятельность клинических подразделений стационаров протоколов ведения больных и стандартов медицинской помощи, регистров стационарных больных и системы управления качеством медицинской помощи;
  • расширение объемов и внедрение и новых видов  высокотехнологичной помощи, в том числе при неотложных состояниях;
  • доукомплектование стационаров квалифицированными кадрами согласно стандартам;
  • дооснащение  стационаров согласно стандартам;
  • обеспечение работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами муниципального и субъектового подчинения;
  • внедрение этапности медицинской помощи и разработанных маршрутов транспортировки больных, создание в каждом стационаре службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных (направление в «стационар на дому»  через связь с патронажной службой учреждения амбулаторно-поликлинического звена в соответствии с местом жительства больного, в специализированные стационары восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода);
    • интенсификация работы стационарной койки за счет внедрения стационар-замещающих диагностических технологий на амбулаторно-поликлиническом уровне и организации поэтапного восстановительного лечения (патронажная служба, система долечивания и  реабилитации);
    • совершенствование целевых показателей работы учреждений стационарного уровня, отражающих качество медицинской помощи (летальность, степень восстановления нарушенных функций);
    • совершенствование тарифной политики, основанной на учете не только вида и объема оказанной медицинской помощи, но и ее качества;
    • совершенствование системы поэтапного восстановительного лечения и реабилитации:
  • создание сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода, в том числе за счет перепрофилизации  части работающих стационаров и санаторно-курортных учреждений;
  • расширение сети дневных стационаров восстановительного лечения и реабилитации;
  • укомплектование учреждений (отделений)  восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода квалифицированными кадрами согласно стандартам;
  • оснащение  учреждений (отделений)  восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода согласно стандартам;
  • внедрение высокотехнологичных реабилитационных технологий;
  • создание системы целевых показателей работы учреждений патронажно-реабилитационного уровня, отражающих качество медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности и утяжеления инвалидности);
  • совершенствование тарифной политики, основанной на учете не только вида и объема оказанной медицинской помощи, но и ее качества;
    • расширение хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения, а также повышение их ответственности за экономические результаты своей деятельности, в том числе с изменением организационно-правовых форм на основе единой  системы критериев;
    • создание правовых и экономических условий для формирования саморегулируемой системы оказания медицинской помощи  населению, обеспечивающей  мотивированную эффективную работу медицинских служб каждого уровня, преемственность  их действий на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата;
  • реализация «пилотного» проекта по переходу на саморегулируемую систему организации медицинской помощи в нескольких субъектах Российской Федерации;

  2016 – 2020 гг. – «системообразующий» этап – при успешной реализации пилотного проекта по переходу на саморегулируемую систему организации медицинской помощи в нескольких субъектах Российской Федерации, будет осуществлено ее повсеместное внедрение с учетом региональных особенностей.

   Развитие первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинический уровень) должно происходить в направлении приоритетного обеспечения   населения прикрепленной территории (или учреждения), прежде всего, здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения,   профилактической помощью. Основными функциями первичного амбулаторно-поликлинического уровня должны стать:

  • пропаганда здорового образа жизни и консультирование по вопросам поддержания и улучшения здоровья человека (начиная с раннего детского возраста), семьи или трудового коллектива  (диетология, гигиена труда, физическая культура, психология и др.);
  • диспансеризация населения с выделением групп риска по развитию социально-значимых неинфекционных заболеваний и разработка индивидуальных программ профилактики (коррекция образа жизни, превентивное лечение);
  • диспансерное наблюдение (и углубленные осмотры) за лицами, относящимися к группам риска и хроническими больными;
  • мониторирование здоровья беременных женщин и перинатальный скрининг;
  • неонатальный скрининг; диспансеризация детей и подростков;
  • профилактика инфекционных заболеваний, включая все виды   вакцинации;
  • лечение интеркуррентных и других нетяжелых заболеваний и функциональных отклонений (в рамках нетяжелого обострения хронического заболевания), не требующих регулярного активного патронажа.

   Целевыми  показателями работы амбулаторно-поликлинических учреждений будут являться доля здоровых людей всех возрастных групп из общего числа прикрепленного населения и процент ранних стадий заболеваний среди всех впервые выявленных.  Акцент на профилактической работе позволит перейти от многокомпонентного тарифа оплаты труда медицинских работников (по видам услуг) к «подушевому» тарифу (по количеству прикрепленного населения).

   Создание  системы «внегоспитальной лечебной помощи, патронажа и реабилитации» будет происходить путем ее организационного выделения из первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Формирование системы «внегоспитальной лечебной помощи, патронажа и реабилитации»  планируется для:

  • обеспечения  населения (впервые заболевших и лиц с обострением хронического заболевания) скорой и неотложной медицинской помощью; 
  • определения  необходимости (или отсутствия необходимости) в госпитализации больного в стационар;
  • проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий при патологических состояниях, не требующих непрерывного круглосуточного наблюдения:
  • организации оптимальной этапности долечивания больного («домашний стационар», отделения восстановительного лечения и реабилитации, хоспис) и осуществления активного или пассивного патронажа.

   Будет осуществляться специально созданной  «парагоспитальной» службой, состоящей  из:

  • подразделения экстренной помощи и маршрутизации больных, базирующегося при многопрофильных стационарах, прежде всего, муниципального подчинения, и включающего:
  • бригады скорой медицинской помощи;
  • отделение экстренной диагностической и лечебной помощи при неотложных состояниях (может создаваться на базе приемных отделений стационаров);
  • службу маршрутизации больных (может создаваться на базе приемных отделений стационаров);  
  • участковых патронажных подразделений, созданных из  патронажных служб первичного амбулаторно-поликлинического звена, укомплектованных  мобильными патронажными бригадами, оснащенными мобильным диагностическим оборудованием (переносные экспресс-лаборатории, портативные электрокардиографы, ультразвуковые сканнеры), перевязочным и др. материалом;
  • подразделений восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода, включающего:
  • учреждения для долечивания, включая дневные стационары;
  • реабилитационные учреждения;
  • хосписы.

   Включение в технологическую цепочку оказания медицинской помощи «парагоспитальных» подразделений приведет к более  прогрессивным конкурентным отношениям между всеми уровнями единой системы: выявлению фактов неадекватного обследования и малоэффективного лечения больных «парагоспитальной» сложности врачами первичного (амбулаторно-поликлинического) уровня, а также непрофильной госпитализации и необоснованной задержки больных на дорогостоящей стационарной койке.

   Целесообразно поддержание активной самостоятельной функциональной роли «парагоспитальной» службы при одновременном   сохранении тесных связей как со стационаром, так и с учреждениями амбулаторно-поликлинического уровня, что позволит обеспечивать преемственность в ведении больных, а также совместно рационально использовать кадровый и диагностический потенциал.

   Целевым показателем эффективности работы учреждений системы «внегоспитальной лечебной помощи, патронажа и реабилитации» является  количество больных, восстановивших полную или частичную функциональную независимость и трудоспособность, среди всех пролеченных.

   Дальнейшее  развитие стационарной медицинской помощи должно происходить в направлении оказания эффективной помощи больным, нуждающимся в контроле и коррекции жизненно-важных функций, проведения диагностических и лечебных мероприятий, требующих круглосуточного наблюдения за больными.

   Экстренное  поступление больных в стационар  целесообразно организовать через  «парагоспитальную» службу (скорая или  неотложная медицинская помощь, отделение диагностической и лечебной помощи при неотложных состояниях); плановую госпитализацию – по направлению врача амбулаторно-поликлинического учреждения. Выписка больного из стационара должна производиться через специализированный отдел маршрутизации «парагоспитальной» службы, обеспечивающий организацию поэтапного восстановительного лечения и реабилитации, преемственность в ведении больного на всех этапах, передачу информации о больном и медико-социальных рекомендаций в участковое патронажное подразделение по месту жительства больного.

   Целевыми  показателями эффективности стационарной помощи являются  показатели госпитальной летальности и количество больных, восстановивших полную или частичную  функциональную независимость и  трудоспособность, среди всех пролеченных.

   Внедрение саморегулируемой системы оказания медицинской помощи населению обеспечит  реализацию поэтапного технологического принципа функционального распределения  диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий  в логичной и рациональной последовательности, что повысит медицинскую и экономическую эффективность всей системы.  
 

    3.2.4 Инновационное развитие здравоохранения 

   Этапы реализации:

Информация о работе Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года