Хирургическая служба Беларуси в Великой Отечественной войне

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:14, реферат

Описание работы

22 июня 1992 года фашистская Германия напала на нашу Родину. В этот день началась Великая Отечественная война народов СССР против немецких агрессоров и их сообщников. Война, которая победоносно закончилась разгромом армии врага, принесла свободу народам. Вторая мировая война одно из самых страшных событий не только ХХ века, но и всей истории в целом. Именно на Вторую мировую войну приходится подавляющее число погибших за весь ХХ век, а именно около 70 млн. человек! За время войны наибольшие потери понес СССР – 51,5 млн. человек, что составляет более половины от их общего числа. Но эти страшные цифры были бы намного более ужасающими, если бы не было людей боровшихся за жизни советских солдат и отдававших на это все свои силы, знания и умения.

Работа содержит 1 файл

22 июня 1992 года фашистская Германия напала на нашу Родину.docx

— 29.54 Кб (Скачать)

Денисевич Дмитрий Иванович 23 группа, Л.Ф.

 

Хирургическая служба Беларуси в Великой Отечественной войне

Введение

 

22 июня 1992 года фашистская Германия  напала на нашу Родину. В этот  день началась Великая Отечественная  война народов СССР против  немецких агрессоров и их сообщников. Война, которая победоносно закончилась  разгромом армии врага, принесла  свободу народам.

Вторая мировая война  одно из самых страшных событий не только ХХ века, но и всей истории  в целом. Именно на Вторую мировую  войну приходится подавляющее число  погибших за весь ХХ век, а именно около 70 млн. человек! За время войны наибольшие потери понес СССР – 51,5 млн. человек, что составляет более половины от их общего числа. Но эти страшные цифры  были бы намного более ужасающими, если бы не было людей боровшихся за жизни советских солдат и отдававших на это все свои силы, знания и  умения.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков писал, что "… в условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени и от успешной работы военно-медицинской службы, особенно военно-полевых хирургов". Опыт войны подтвердил справедливость этих слов.

Анализ исторических материалов позволяет считать проявлением оккупационной политики геноцида истребление представителей медицинских профессий. Так, в период оккупации убиты в Бресте – 82, Гродно – 75, Барановичах – 65, Пинске – 40 врачей, фармацевтов, медсестер. От рук фашистов погибло около 60 научных сотрудников Минского медицинского института. По данным И.А. Инсарова,

Для справки:

Иван Анисимович Инсаров (1903-1983) – в 1948-1966 гг. являлся министром здравоохранения БССР, профессор, заслуженный врач БССР, депутат Верховного Совета БССР 3-4 созыва. В 1967-1979 гг. заведовал кафедрой организации здравоохранения Белорусского института усовершенствования врачей, одновременно являлся главным редактором журнала «Здравоохранение Белоруссии». Основные направления научной деятельности – вопросы организации и истории здравоохранения БССР, деятельность медико-санитарной службы в партизанских соединениях в годы Великой Отечественной войны. И.А. Инсаров – автор 80 научных работ.

По данным Инсарова на оккупированной территории захватчики уничтожили свыше 2 тыс. медицинских работников.

 

Основная часть

 

В первые дни Великой Отечественной войны большинство больниц республики были превращены в госпитали для лечения раненых, и прибывающих с фронта. Однако в связи с последующей немецко-фашистской оккупацией белорусские хирурги продолжали работу в частях Советской Армии, госпиталях фронта и тыла, в партизанских формированиях. Строительство полевых госпиталей велось преимущественно из подручных материалов, таких как дерево, ткань и т.д.

 Некоторые хирурги  оказывали медицинскую помощь  населению в немногочисленных гражданских больницах на оккупированной территории. Многие выдающиеся хирурги республики стали консультантами крупных госпитальных баз (Бабук В.В, Шапиро М.Н., Морзон В.О., Стельмашонок И.М., Петров Н.Т. и др.). В партизанских отрядах работали хирурги А.И. Шуба, С.Т. Ильин, Г.А. Сырников, В.А. Воробьев, А.М. Швец, Н.А. Журавская и др. Врачебная деятельность хирургов-партизан занимает особое место в истории белорусской хирургии.

В 1941 г. когда партизанские отряды были сравнительно малочисленны и врачей, в них было недостаточно, медицинскую помощь, в том числе и хирургическую, производили врачи лечебных учреждений, и немало было случаев, когда они выезжали в партизанские отряды для оказания помощи заболевшему или получившему ранение партизану. По мере увеличения партизан в отрядах и организации бригад и соединений увеличивалось и количество медицинских работников. По состоянию на 1 января 1942 г. в партизанских отрядах, действующих на территории Беларуси, было всего 6 врачей, тогда как по состоянию на 1 января 1943 г. количество врачей увеличилось до 166, на 1 января 1944 г. – до 533, а на день соединения с Красной Армией – до 570 человек.

  После образования в 1942 г. Белорусского штаба партизанского движения (БШПД), в партизанских формированиях была налажена работа санитарной службы, в ведении которой находились и вопросы оказания хирургической помощи. При партизанских отрядах стали создаваться временные и постоянно действующие передвижные или развернутые в одном месте стационары на 5-7 коек, при бригадах – на 15-20 коек, при соединениях – госпитали до 50 коек с перевязочными и операционными. Наладилась эвакуация тяжелораненых и больных за линию фронта, в том числе специальные госпитали для партизан. В структуру санитарной службы некоторых партизанских соединений вводились должности хирургов – консультантов, которые выезжали в бригады и отряды для консультации раненых и больных. По мере укомплектования санитарных служб отрядов, бригад и соединений медицинскими работниками расширялись обязанности этих служб и, естественно, улучшалось качество лечения. Так, в штате санитарной службы бригады «Железняк» Минской области насчитывалось 88 человек, в том числе врачей – 10, фельдшеров – 5, зубных врачей – 1, заведующих аптекой – 1, медицинских сестер – 8, санитаров – 12, а также хозяйственно-заготовительная группа, обеспечивающая госпиталь продуктами питания. Для охраны имелся взвод прикрытия. В Пинском соединении врачей числилось 16, зубных врачей – 3, фельдшеров – 32, медицинских сестер – 10, санитарных врачей – 10, санитаров – 27. Материальное обеспечение хирургической службы партизанского движения было различным, что зависело от того, что партизанам удалось получить в качестве трофеев, от медиков – подпольщиков из гражданских больниц, из тыловых районов СССР. В ряде случаев, особенно в период блокад, хирурги испытывали острый дефицит медикаментов, перевязочных материалов и хирургического инструментария. В лечении раненых и больных часто использовались самодельные инструменты и аппараты. Широкое применение получила народная медицина. Объём хирургической помощи в партизанских отрядах включал лечение ранений (82,4%), в том числе грудной клетки (6,2%), таза (5,9%), ожогов (10%), обморожений (5,3%), контузий (2,3%) и др.

В годы Великой Отечественной войны в своей деятельности белорусские хирурги придерживались тактики активного лечения раненых, раннего и радикального выполнения операций, открытого ведения огнестрельных ран и т.д. Производимые организационно – лечебные мероприятия  позволили хирургам-партизанам вернуть в строй 79,3% раненых и больных. Накопленный опыт партизанских хирургов подытожил проведенный в мае 1945 г. съезд врачей – партизан (г. Минск), на котором выступили 11 хирургов (Журавская Н. А., Воронович Н. И., Рыдлевский Д. С. и др.). в их докладах нашли отражение вопросы первичной обработки огнестрельных ран, лечения обморожений, проникающих ранений живота, применение торфолечений в условиях партизанских госпиталей, о показаниях к ампутации конечностей при огнестрельных ранениях.

Хирургическая помощь местному населению на оккупированной территории оказывалась в больницах, большинство из которых размещались в полуразрушенных или приспособленных помещениях и находились в бедственном состоянии. Согласно распоряжения оккупационных властей, за оказание хирургической помощи устанавливалась высокая плата, что делало её практически недоступной для большинства населения Республики.

В годы Великой Отечественной войны продолжалась и научно-исследовательская работа хирургов Беларуси. В основном она была связана с лечением раненых. По данным литературы белорусские хирурги в эти годы опубликовали 19 научных работ (Бабук В. В., Грейман А. А., Корчиц Е. В., Стельмашонок И. М. и др.). Некоторые из научных разработок имели большое практическое значение. Так, Л. А. Канин предложил мягкую систему для переливания крови в войсковом районе и организовал передвижную станцию переливания крови. И. М. Стельмашонок разработал новый способ обработки рук хирурга с использованием для этой цели древесной золы.

Для справки:

Иван Моисеевич Стельмашонок (1902-1976) – один из старейших хирургов Белоруссии. С 1929 г. член КПСС, он умело сочетал клиническую, научно-педагогическую работу с активной общественной деятельностью. Перу Стельмашонка принадлежит более 110 научных работ, в том числе 7 монографий, посвященных различным разделам клинической хирургии. В 1973 г. издательством «Беларусь» выпущена в свет монография И.М. Стельмашонка «Очерки развития хирургии в Белоруссии». За время роботы в клинике он подготовил много квалифицированных хирургов, 18 из них защитили кандидатские диссертации.

Свой вклад в победу над немецко-фашистской Германией внесли и хирургические клиники Беларуси. В 1943 г. в городе Ярославле возобновил свою работу Минский медицинский институт, в котором заведующим кафедрой общей хирургии был И. М. Перельман, факультетской хирургии – И. Т. Петров, госпитальной хирургии – Е. В. Корчиц.

Для справки:

Евгений Витольдович Корчиц (1880-1950) - ученый в области хирургии. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси (1947), доктор медицины (1927), профессор (1929). Заслуженный деятель науки БССР (1939). Автор свыше 100 научных работ, в т.ч. 12 монографий и учебников. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1950), медалями.

Среди хирургов-партизан были не только молодые, способные переносить все невзгоды условий партизанской действительности, но и хирурги с большим стажем и в возрасте, которые пошли не в партизанские соединения, желая внести свой вклад в разгром фашистской армии. К их числу следует отнести в первую очередь Нину Александровну Журавскую, которая не успела эвакуироваться из Минска и с 11-летним сыном пошла в партизаны.  Родилась Нина Александровна в м. Камень Лепельского уезда Витебской губернии в семье священника. В 1922 г. окончила Киевский медицинский университет. В годы войны, а именно 2 марта 1942 г. ушла в партизаны и работала хирургом госпиталя Слуцкой партизанской базы, а с февраля 1943 г. – начальником и хирургом санитарной службы бригады им. Чапаева Минского соединения. В этой должности она осталась до соединения бригады с Красной Армией. Умерла Нина Александровна Журавская 24 декабря 1964 г.

Заключение

Авторитет медицинских  работников вырос. Весьма знаменательны  слова Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинина, обращенные к главному хирургу Красной Армии  академику Н. Н. Бурденко 20 мая 1943 г. в связи с присвоением ему  почетного звания Героя Социалистического  Труда. Эти слова относились и  ко всем медицинским работникам наше СССР. Он сказал: "Награждение товарища Бурденко имеет большое политическое значение. Это награждение означает, что медицинское обслуживание нашей Красной Армии стоит в одном ряду с авиационным, артиллерийским обслуживанием, что медицинские работники в рядах армии столь же нужны, как бойцы и командиры. Оказание первой медицинской помощи, вынос и вывоз пострадавших с места ранения и дальнейшее обеспечение их лечения до выздоровления в условиях войны организуются совершенно по-иному, чем в мирное время. Меняются не научные основы современной медицины и признанные всеми методы лечения ран, а тактика и организация их применения, приспосабливаемая к условиям боевых действий."

Время сглаживает остроту событий. После  окончания войны прошло шесть  с половиной десятилетий. Давным-давно  заросли поля былых сражений, отстроены  разрушенные города. Но т сейчас, война все еще не стала далекой  историей, она и сейчас еще дает о себе знать горечью воспоминаний, ранами, болью невозвратимых утрат. До сих пор мы ощущаем «эхо войны», ее ужасные демографические последствия: «выбитые» поколения мужчин; женщины, так и не ставшими матерями; инвалиды, чья жизнь оказалась намного  короче предназначенной природой; человеческие судьбы, которые опалило, изломало, исковеркало военное лихолетье. Огромная рана, нанесенная нам войной, ноет и болит до сих пор.

 


Информация о работе Хирургическая служба Беларуси в Великой Отечественной войне