Медицинские противопоказания для занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:44, реферат

Описание работы

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

Содержание

1. Противопоказания
2. Заболевания органов пищеварения
3. Болезни почек и мочевых путей
4. Эндокринные и обменные заболевания
5. Болезни суставов
6. Миопия (близорукость)
7. Функциональные нарушения осанки и сколиозы
8. Вывод
9. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Медицинские противопоказания для занятий физическими упражнениями.docx

— 25.21 Кб (Скачать)

Саратовский Государственный Технический Университет

Им. Ю.А. Гагарина 
 
 
 
 
 
 

Медицинские противопоказания для занятий физическими упражнениями 
 

Работу  выполнила:

Студентка 2 курса 

Факультета 

Экологии  и Сервиса

специальность Экология

Бирюкова  Татьяна 

2011г. 

Содержание:

1. Противопоказания          

2. Заболевания органов пищеварения

3. Болезни почек и мочевых путей

4. Эндокринные и обменные заболевания

5. Болезни суставов

6. Миопия (близорукость)

7. Функциональные нарушения осанки и сколиозы

8. Вывод

9. Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Противопоказания

Студенты  колледжей, вузов, университетов в  зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и  специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило, — хронические заболевания или  повреждения опорно-двигательного  аппарата, занимаются в специальных  медицинских группах. Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II—III степени; острый инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия  покоя; эмболия легочной артерии; инфаркт  трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения  ритма; стеноз аорты и почечной артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий. Относительные противопоказания: суправентрикулярные нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более -5; системная или легочная гипертензия; умеренно выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и др.); выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония II—III степени, ретинопатия III степени; пороки сердца, с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительное выраженное ожирение (III ст.), протекающее с одышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевания ОДА, ограничивающие двигательную активность; заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевыводящих путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни. Реакция организма на физические  

4

нагрузки  различна. Имеет значение состояние  здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм. Оптимальные физические нагрузки (тренировки) способствуют нормализации функционального состояния, сна, обменных процессов и др. Способность к восприятию физических нагрузок у студентов специальных медицинских групп различна. Преподавателю физкультуры следует помнить, что у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены. И если физические нагрузки не будут адекватны возможностям человека, то могут возникнуть серьезные осложнения, физкультура вместо пользы принесет вред. Не следует включать в занятия сложные движения на координацию, упражнения с натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить из-за сниженной физической работоспособности и состояния здоровья. Регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной, эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма. В зависимости от функционального состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем — средней. Kонтроль за реакцией сердечно-сосудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания, самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др. Основой тренировочного процесса при заболеваниях кардиореспираторной системы являются циклические упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА — плавание, занятия на тренажерах, упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, гидрокинезотерапия и др. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и продолжительность зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострений, а также функционального состояния. Во вводной части — общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной — упражнения специфические  

5

для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть  — дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка  правильной осанки и пр.

Заболевания органов пищеварения

Наиболее  часто встречаются гиперацидный гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы и дискинезии желчных путей, колиты (чаще у женщин). Kроме того, нередки опущения желудка. Характер влияния тренировок на пищеварение  различен: слабые (небольшие, умеренные) нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные, длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного  тракта (двигательную, секреторную  и всасывательную). Kроме того, физические упражнения оказывают положительное  воздействие на регенеративные процессы в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом улучшается микроциркуляция  в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается  объем циркулирующей крови (ОЦK).Восстановление условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного  тракта начинается через час после  приема пищи и достигает максимума  лишь через 3—3,5 часа после еды. Чувство  сытости сопровождается снижением  возбудимости скелетной мускулатуры. Таким образом, выполнение физических упражнений вскоре после еды нарушает естественные процессы пищеварения. Несоблюдение этих правил ведет к ухудшению  функциональных и регенеративных процессов  в желудочно-кишечном тракте. Занятия проводятся в период ремиссии. В занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные и общеразвивающие упражнения, подвижные игры (или элементы спортивных игр), плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и др. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах. Лучше включать общеразвивающие упражнения в положении сидя, с выполнением дыхательных упражнений («дыхание животом»).При повышенной раздражительности и нарушении сна — занятия целесообразно проводить в сопровождении музыки (или  

6

цветомузыки). В домашних условиях, после выполнения УГГ показан душ или обтирание  прохладной водой.

Болезни почек и мочевых  путей

Наиболее  часто встречаются следующие  заболевания: гидронефроз, гломерулонефрит, пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная  болезнь, цистит, опущение почки и  др.Занятия физкультурой проводятся в период ремиссии. В занятие включают дозированную ходьбу, бег, подвижные  игры (или элементы спортивных игр), лыжные прогулки, общеразвивающие и  дыхательные упражнения, занятия  на тренажерах. В летнее время —  езда на велосипеде (при мочекаменной болезни предварительно выпить 0,5—0,75 л жидкости), ходьба по пересеченной местности. При опущении почки исключают  прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется специальный комплекс общеразвивающих упражнений и плавание.Следует  избегать переохлаждения (плавание в  осенне-зимний период в бассейне, прием  холодного душа или обливание  холодной водой), которое может спровоцировать обострение болезней.

Эндокринные и обменные заболевания

К наиболее распространенным заболеваниям желез  внутренней секреции и обмена веществ  относятся сахарный диабет, ожирение, подагра и др. Заболевания связаны  с нарушением обмена веществ (углеводного, жирового, белкового), неправильным питанием, интоксикацией организма, гиподинамией. Мышечная деятельность оказывает регулирующее влияние на обменные процессы.Лечебное действие физических упражнений при  нарушении обмена веществ обусловлено  их мощным трофическом влиянием. Систематические  тренировки способствуют нормализации (восстановлению) моторно-висцеральных рефлексов, оказывающих регулирующее влияние на обмен веществ и  железы внутренней секреции.В зависимости  от заболевания в занятие включают ходьбу и бег (сочетание бега, ходьбы и  

7

дыхательных упражнений), общеразвивающие, дыхательные  упражнения, занятия на тренажерах, подвижные игры и др. В летнее время включают езду на велосипеде, плавание, игры, зимой — лыжные прогулки, игру на снегу в футбол (для больных  ожирением).Выбор физических упражнений, их объем и интенсивность зависят  от клинического течения заболевания, сопутствующих болезней и погоды, условий занятия и других факторов. При ожирении нагрузки зависят от степени ожирения (I—IV ст.), возраста, пола и сопутствующих заболеваний (гипертоническая болезнь, диабет и  др.). Для больных сахарным диабетом опасны переутомления, перегрузки. Больший  эффект наблюдается при применении циклических видов (бег, ходьба, езда на велосипеде, плавание, прогулки на лыжах, гребля и др.). В осенне-зимний период следует избегать проведения занятий  плаванием в бассейне из-за опасности  переохлаждения и обострения заболевания, а при ожирении, наоборот, включают плавание, гидрокинезотерапию, сочетание  ходьбы и бега, тренировки на тренажерах, сауну, диету и др.

Болезни суставов

По данным ВОЗ, каждый пятый житель планеты  имеет нарушение функции суставов или предъявляет жалобы на боли в  них. Из многочисленных заболеваний  суставов наиболее распространены воспалительные заболевания (артриты) и дегенеративные (артрозы).K первой группе заболеваний относятся: артриты инфекционные, артрит ревматоидный и др. Kо второй — деформирующий остеоартроз, периартриты и др. Артриты — системное заболевание соединительной ткани, проявляющееся главным образом хроническим прогрессирующим воспалением суставов, ограничением движений в суставе (суставах), атрофией мышц и др. При прогрессировании заболевания ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают не только при нагрузке, но и в покое. Роль тренировок в период ремиссии особенно велика. Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно- 

8

мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.Активные движения следует выполнять  в облегченных условиях (в положении  лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.При инфекционных артритах в занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания.При артрозах показаны занятия на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Kроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др.При проведении самостоятельных занятий включают УГГ, езду на велосипеде (велотренажере), ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.

Миопия (близорукость)

В настоящее  время близоруких среди студентов 30—40% от числа учащихся. У девушек  этот показатель выше, по нашему мнению, из-за меньшей двигательной активности. В технических вузах близоруких больше, чем, например, в физкультурных. В зависимости от степени близорукости, не показаны упражнения на поднятие тяжестей (штанги, гири и пр.), прыжковые упражнения, прыжки в воду (или на лыжах с  трамплина) при миопии более минус  пять. А если у студента, кроме  того, гипертония, то занятия физкультурой ограничены в еще большей степени. В этом случае показаны ходьба, медленный  бег, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание в бассейне, езда на велосипеде. Занятия физкультурой в специальных  медицинских группах целесообразно  проводить в течение всего  периода обучения студента в вузе. Летом желательно санаторно-курортное  лечение в той  

9

климатической зоне, которая более всего ему  показана.Необходимы и теоретические  занятия, на которых преподаватель  рассказывает о роли физической культуры, закаливания в поддержании здоровья студентов, о рациональном питании, о самоконтроле, о самостоятельных  занятиях (УГГ, лыжные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках, дозированная ходьба и бег и др.).

Функциональные  нарушения осанки и сколиозы

Функциональные  нарушения осанки — это мышечный дисбаланс. Они связаны с функциональными  изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии (ограничении  движений), неправильной рабочей позе и др. Нарушение осанки проявляется  в уменьшении или увеличении физиологической кривизны позвоночного столба.Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки. Сколиоз — прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физкультуры — приостановление прогрессирования болезни. В зависимости от степени сколиоза применяют тот или иной комплекс физических упражнений: ходьба, ходьба в приседе, общеразвивающие и дыхательные упражнения. Упражнения с гантелями, набивными мячами выполняются в положении лежа. Гидрокинезотерапия,  

10

плавание (способом брасс), упражнения с гимнастической палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической стенке и другие успешно тренируют  мышцы. В занятие включают также  упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц и  др. Регулярные занятия физкультурой дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию и т.п. Большое значение имеют правильное регулярное питание, соблюдение режима дня с обязательным пребыванием на воздухе не менее 2ч, общее закаливание организма, которое начинают с холодных обтираний, затем переходят к гигиеническому душу, постепенно снижая температуру воды. Спать рекомендуется на достаточно жесткой кровати с небольшой подушкой.

Информация о работе Медицинские противопоказания для занятий физическими упражнениями