«Организация реабилитационной службы в современных условиях »

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:38, реферат

Описание работы

Реабилитация сегодня перестала быть направлением медицины, направленным на работу с инвалидами. Еще в 70-х годах XX века большинство врачей рассматривало реабилитацию как побочную, выходящую за привычные рамки здравоохранения деятельность, более связанную с социальным обеспечением. В последующие годы, доказанная целесообразность реабилитационных мероприятий, заставила медицинские учреждения начать выделять для реабилитации сначала отдельные больничные койки и палаты, а затем и отделения.

Содержание

Введение 3
I. Организация реабилитационной службы в современных условиях.
1.1. Понятие реабилитации инвалидов и разновидности медицинской реабилитации. 5
1.2. Основные принципы реабилитации в современных условиях. 9
1.3. Вопросы организации службы реабилитации с подготовкой кадров, обучение и их подготовка в разных странах. 19
Заключение и выводы 24
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат В.9.docx

— 55.09 Кб (Скачать)

     ­ методы физической реабилитации (кинезотерапия, эрготерапия, мануальная и тракционная терапия, массаж, аппаратная физиотерапия, иглорефлексотерапия, бальнеолечение и др.);

     ­ медикаментозная реабилитация, выступающая при некоторых заболеваниях (сахарный диабет, эпилепсия и др.) как один из основных методов реабилитации человека;

     ­ ортотерапия (включающая средства временной иммобилизации, корсеты и головожердатели, ортезы, корригирующие лечебные костюмы, инвалидные кресла и др.);

     ­ реконструктивная хирургия (эндопротезирование суставов и др.);

     ­ трудотерапия (как метод восстановления бытовых и профессиональных навыков больного на фоне положительного психотерапевтического воздействия);

     ­ школа больного и родственников (как самый дешевый, но и более эффективный метод реабилитации, позволяющий преодолеть тяжелые психологические последствия заболевания или травмы, и научиться жить с имеющимися ограничениями жизнедеятельности).

     Таким образом, комплексный характер реабилитационных мероприятий проявляется и в  том, что в реабилитации инвалидов  и больных с повреждениями  должны принимать участие не только медики, но и другие специалисты: социологи, психологи, педагоги, представители  органов социального обеспечения, представители профсоюза, юристы и  т.д.

     2. Возможно ранее начало проведения реабилитационных мероприятий, которые органически включаются в терапию и должны ее дополнить и обогатить. Если человеку угрожает инвалидность, эти мероприятия являются ее профилактикой, если инвалидность развивается, они становятся первым этапом борьбы с ней. Принцип возможно раннего начала МР касается как больных с острыми, так и хроническими заболеваниями. В первом случае МР должна начинаться вместе с началом лечебных мероприятий. Некоторые исследователи (В.З. Кучеренко, 1987) считают целесообразным ее проведение с момента ликвидации угрозы жизни, но пассивные методы реабилитации могут и должны назначаться еще в реанимационном периоде и продолжаться на фоне интенсивного лечения острого заболевания. По мнению Ю.В. Гольдблата (2006) такое раннее начало реабилитационных усилий необходимо в связи с наиболее активно протекающими именно в этот период процессами реституции и регенерации, а также с постепенным угасанием реабилитационного потенциала инвалида вследствие перестройки отношений его личности с изменившейся микросоциальной средой, «вживания» в инвалидность, ослабления мотивации на реадаптацию и развития рентных установок. При хронических заболеваниях раннее начало, возможно, при условии своевременной диагностики, желательно еще до развития функционального дефекта или при незначительной его выраженности. В отечественной медицине превалирует тенденция рассматривать мероприятия по профилактике инвалидности в рамках медицинской реабилитации. В.З. Кучеренко, (1987), подчеркивает, что объектом медицинской реабилитации должны являться лица с возможными последствиями болезни, а не только с уже сформировавшимися. Мы также относим больных с начальными проявлениями инвалидизирующих заболеваний и даже с потенциальной угрозой их развития к реабилитационному контингенту.

     Таким образом, принцип раннего проведения реабилитационных мероприятий подразумевает  следующее: отдельные мероприятия  медицинской реабилитации должны начинаться в первые дни (а иногда и в первые часы) болезни или полученной травмы после стабилизации жизненно важных функций. Это наглядно продемонстрировано на рисунке. 

       

     Если  в первые дни удельный вес лечения  значительно превышает удельный вес реабилитационных мероприятий, то с течением времени этот дисбаланс  выравнивается и наступает момент, когда реабилитация является основным методом ведения больного на фоне поддерживающего медикаментозного лечения. Зубчики на рисунке подчеркивают тесную взаимосвязь чисто лечебных и реабилитационных мероприятий.

     М.М. Кабанов (1985) указывает, что «не всегда легко провести четкую границу между  профилактикой и лечением, и тем  более трудно провести ее между лечением и реабилитацией. Это мешает делу, а иногда отдает схоластикой… Успех любой реабилитационной программы зависит как от учета клинико-биологических, так и психосоциальных факторов».

     3. Принцип этапности подразумевает оказание реабилитационной помощи человеку на протяжении довольно длительного отрезка времени. Это связано с тем, что больной переходя от острой фазы заболевания к подострой и затем к хронической, последовательно должен получать соответствующую реабилитационную помощь: в профильном стационарном отделении, стационарном моно- или многопрофильном реабилитационном центре, в реабилитационном отделении амбулаторно-поликлинического учреждения, на дому, в санатории и т.д. Данный принцип М.М. Кабанов выделил как принцип ступенчатости (переходности) прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий, выделяя при этом три основных этапа: первый этап – восстановительная терапия, второй этап – реадаптация, третий этап – реабилитация (в прямом смысле этого слова). Еще раз подчеркнем, что перечисленные принципы и этапы были разработаны М.М. Кабановым применительно к больным, страдающим психическими заболеваниями.

     Т.Д. Демиденко (1979, 1989) адаптировала данные этапы для реабилитации больных  с цереброваскулярной и другой патологией. Так, по Т.Д. Демиденко основными  задачами I этапа являются психологическая  и физиологическая подготовка больного к началу активного лечения и  проведение мероприятий, предупреждающих  развитие дефекта функций, инвалидизации, а также устранение или уменьшение этих явлений. Задачи II этапа – приспособление больного к условиям внешней среды  – характеризуются наращиванием объема всех восстановительных мероприятий, увеличением удельного веса психосоциальных  воздействий. Задачи III этапа – бытовое  приспособление, исключающее зависимость  от окружающих, восстановление социального  и, по возможности, доболезненного трудового  статуса. В реабилитационных программах на всех этапах предусматривается обращение  к личности больного, сочетание биологических  и психосоциальных форм лечебного  воздействия.

     4. Индивидуальность реабилитационных мероприятий. То есть в каждом конкретном случае должны учитываться особенности реабилитанта в медицинском, профессиональном, социальном, бытовом плане и в зависимости от этого должна составляться индивидуальная программа реабилитации. Ведь как различен по течению процесс болезни у разных людей, как неповторимы характеры людей в различных условиях их жизни и работы, так и реабилитационные программы для каждого больного или инвалида должны быть строго индивидуальны. Этот принцип получил реализацию в составлении индивидуальной программы реабилитации больного и инвалида, которая ориентирована на конкретную личность с учетом особенностей болезни и ее последствий, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, в том числе утраты трудоспособности, семейного и социального положения реабилитанта, его профессии, возраста и т.д. При этом больного нужно ориентировать на достижение конкретных результатов по окончанию данной программы реабилитации.

     5. Непрерывность реабилитации, является краеугольным камнем эффективности, так как только за счет непрерывности проведения реабилитационных мероприятий достигаются предотвращение инвалидности, уменьшение тяжести инвалидности и связанных с ней затрат на длительное материальное обеспечение, постепенное излечение и возвращение инвалида к трудовой деятельности. Как указывает С.Н. Зорина (1970) «Очень важным является положение о непрерывности реабилитации: медицинская реабилитация должна начинаться в процессе лечения, профессиональная реабилитация должна начинаться сразу же по окончании медицинской; работать человек должен начать сразу же по окончании курса профессиональной реабилитации. В противном случае, больной привыкает к пенсии, страдает его психика, и практика показывает, что привлечь его к реабилитации в поздние сроки после лечения очень трудно».

     6. Последовательность. Реализация индивидуальной программы реабилитации должна осуществляться в строгой последовательности процедур и мероприятий, что должно способствовать максимальной ликвидации инвалидизирующих последствий и дальнейшей интеграции реабилитанта в общество.

     7. Преемственность. Для успешного проведения реабилитации и достижения запланированного результата должна соблюдаться преемственность как в отдельных этапах медицинской реабилитации (стационарный, амбулаторный, домашний, санаторный), так и во всех аспектах единого реабилитационного процесса (медицинская, медико-профессиональная, профессиональная, социальная реабилитация).

     8. Активное участие больного в реабилитационной программе пожалуй, является основой успешного выполнения индивидуальной программы реабилитации и достижения поставленной цели. Разъяснение ему целей и задач реабилитационной программы, сущности реабилитационных мероприятий, их последовательности, механизма действия существенно помогает привлечь больного к активному сотрудничеству вместе со специалистами в борьбе с последствиями болезни или травмы. Положительная установка на труд, на выздоровление, на возвращение в семью и общество зачастую является решающим фактором достижения успеха. Больной должен понимать, что реабилитация – это длительный процесс и успешность в достижении цели зависит от взаимного доверия среди всех участников выполнения программы реабилитации: как самого больного, так и медицинского персонала, социальных работников, родственников.

     Вышеописанные основные принципы реабилитации касаются так называемого нозологического  периода реабилитации, который направлен  непосредственно на уменьшение или  ликвидацию последствий каких-либо заболеваний или травм либо на предупреждение хронизации стойко утраченной трудоспособности, то есть на устранение или уменьшение имеющихся нарушений  и/или ограничений жизнедеятельности  и конечном итоге на повышение  качества жизни реабилитанта.

     В то же время некоторые ученые выделяют и так называемый донозологический период. Так, Н.К. Гусева и др. (2005) указывает, что основой донозологического (предупредительного) периода является внедрение восстановительных  мероприятий как элементов здорового  образа в поведении реабилитируемого, не имеющего клинически выраженной патологии. При этом в перечень мероприятий  донозологической реабилитации включают и систему профессиональной ориентации и отбора для обучения отдельным  специальностям, и комплекс мер по повышению работоспособности лиц, занятых во вредных и опасных  условиях труда, и восстановление нормального  самочувствия здорового, но утомленного  человека. Безусловно, как таковая  донозологическая реабилитация играет большую роль в первичной профилактике заболеваний, но рассматривать ее как  непосредственно реабилитационное мероприятие исходя из сформулированных выше и представленных в этой главе  реабилитационных определений не совсем правомерно.

     Учитывая  вышеизложенное, можно сформулировать следующие положения реабилитации:

     Реабилитация, в том числе и медицинская, является совместной задачей медиков, педагогов, специалистов по лечебному  труду, экономистов, работников социального  обеспечения при активном участии  самого реабилитанта.

     Это положение еще раз подтверждает многовекторность реабилитации как  таковой, ибо достижение цели в каждом конкретном случае предполагает участие  в едином реабилитационном процессе не только врачей и среднего медицинского персонала, но и других специалистов, помогающих вернуть больного к максимально  полноценной жизни. Однако, непременным  условием достижения цели всегда остается одноположительная установка больного на выздоровление, на интеграцию в общество, на возвращение к труду.

     Основной  целью реабилитации является максимальная ликвидация имеющихся ограничений жизнедеятельности, восстановление здоровья пострадавшего, возвращение его к труду и в общество.

     Исходя  из современной концепции последствий  болезни перед врачом-реабилитологом и другими специалистами, участвующими в процессе реабилитации стоит конкретная задача – устранить не просто последствия  заболевания, травмы или дефекта, а  максимально уменьшить или полностью  ликвидировать имеющиеся ограничения  передвижения, ориентации, самообслуживания, обучения, общения, поведения, участие  в трудовой деятельности.

     Решающая  роль в реабилитации принадлежит  врачу, хотя его роль на отдельных  этапах выполнения индивидуальной программы  реабилитации больного или инвалида может меняться.

     Этот  тезис еще раз подчеркивает важность такого основного принципа реабилитации как «комплексность». Ведь помимо врача  в составлении программы реабилитации участвуют и многие другие специалисты. Более того, в ходе выполнения программы  реабилитации на первое место могут  выходить услуги, предоставляемые педагогами, психологами, физиологами труда, социологами  и др.

     В процессе реабилитации и приспособления больного к повседневной жизни важное значение приобретает труд как один из методов восстановительного, воспитательного  и производственного лечения.

     Трудотерапия – это активный лечебный метод восстановления нарушенных или утраченных функций. Психологически она способствует уравновешиванию больного, отвлекая внимание от основного заболевания. С другой стороны трудотерапия имеет большое воспитательное значение, так как, не предусматривая производственной цели, развивает у больных интерес к данному занятию, ориентируясь на профессиональный профиль больного и возможность выполнять конкретное задание.

Информация о работе «Организация реабилитационной службы в современных условиях »