Реформы в здравоохранении и сестринском деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:22, реферат

Описание работы

Реформы в здравоохранении и сестринском деле, изменение взглядов на качество и объем оказываемой медицинской помощи актуализировали вопрос о рациональной и эффективной организации труда руководителей сестринского персонала - главных и старших медицинских сестер.
Эффективно управлять людьми можно, только если научился управлять собой, своим временем, своими ресурсами и потенциалом.

Работа содержит 1 файл

Реформы в здравоохранении и сестринском деле.docx

— 24.69 Кб (Скачать)

Реформы в  здравоохранении и сестринском  деле, изменение взглядов на качество и объем оказываемой медицинской помощи актуализировали вопрос о рациональной и эффективной организации труда руководителей сестринского персонала - главных и старших медицинских сестер.  

Эффективно управлять  людьми можно, только если научился управлять  собой, своим временем, своими ресурсами  и потенциалом. Основные потери рабочего времени происходят из-за неорганизованности, отсутствия самодисциплины, неумения отделить главное от второстепенного, делегировать часть своих полномочий подчиненным, неспособности поддерживать свою работоспособность, а также  незнания техники личной работы.  

Чтобы добиться высокой  производительности труда в медицинском  учреждении, на каждом рабочем месте  прежде всего необходимо выявить  и устранить факторы, приводящие к непроизводительным потерям времени, вскрыть и реализовать существующие резервы, разработать ресурсосберегающие технологии деятельности медсестры-руководителя.  

Для обеспечения  эффективного управления в современных  условиях медсестра-менеджер должна уметь  рационально организовать свой труд, пользоваться автоматизированными  информационно-аналитическими системами, обладать глубокими психологическими знаниями, владеть современными теориями лидерства, менеджмента и самоменеджмента. От того, насколько грамотными и  профессиональными будут ее действия, зависит организация сестринской  помощи в медицинском учреждении.  

Потребность в ресурсосберегающих технологиях и механизме реализации самоменеджмента как способа  повышения эффективности работы сестры-руководителя медицинской организации  сегодня велика.  

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования, которое проводилось в Пермском краевом госпитале для ветеранов  войн.  

Целью исследования стало изучение и оценка персонального  менеджмента руководителей сестринским  персоналом госпиталя, а также разработка механизма его совершенствования.  

В процессе исследования был проведен анонимный опрос  на основе специально разработанной  анкеты. Вопросы сгруппированы по блокам:  

1. Личные и профессиональные  сведения.  

2. Самоменеджмент  и его роль в практической  деятельности.  

3. Организация рабочего  места.  

4. Делопроизводство.  

5. Планирование.  

6. Расстановка приоритетов.  

7. Управление временем.  

8. Делегирование  полномочий.  

В анкетировании  приняли участие все медсестры-руководители учреждения (1 главная и 15 старших  медицинских сестер).  

Результаты социологического опроса медсестер-руководителей госпиталя  

ЛИЧНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ  

В структуре опрошенных медсестер-руководителей были выделены следующие возрастные группы: от 31 до 40 лет - 31,25%; от 41 до 50 лет -37,5% , от 51 до 60 лет - 25%, от 20 до 30 лет - 6,25%. 2/3 респондентов составляют медсестры в возрасте от 31 до 50 лет. Для этого возраста характерны интерес к обучению и  профессиональному росту, готовность к переменам, мотивированность к  труду. Они накопили достаточный  профессиональный опыт, в т. ч. работы с людьми, досконально знают работу учреждения, имеют возрастной и физический потенциал.  

Распределение медсестер-руководителей  по уровню образования показало, что  каждая четвертая имеет высшее сестринское  образование, каждая третья - повышенный уровень образования, 37,5% медсестер-организаторов  получили только базовое образование.  

Из опроса следует, что медсестры-менеджеры приобрели  большой опыт управленческой работы. Самую многочисленную группу (43,75%) составили  специалисты со стажем работы от 10 до 20 лет, и только 6,25% имеют стаж работы в должности до трех лет.  

Подавляющему большинству  респондентов (93,75%) присвоена высшая квалификационная категория, что свидетельствует  о высоком уровне знаний, навыков, умений в области организации  сестринской деятельности. Это подтверждается дипломами, свидетельствами о повышении  квалификации, сертификатами по специальности "организация сестринского дела".  

Таким образом, по личным и профессиональным качествам руководители сестринским персоналом госпиталя  в целом соответствуют занимаемой ими должности.  

САМОМЕНЕДЖМЕНТ И  ЕГО РОЛЬ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

В современных условиях руководитель должен уметь управлять  своим временем, освоить приемы самоменеджмента. Это позволит ему более эффективно организовывать личный труд и труд своих подчиненных, кратчайшим путем  достигать профессиональных и жизненных  целей, постоянно повышать квалификационный уровень, избегать стрессовых ситуаций, сохранять высокую работоспособность, достигать наилучших результатов  труда, получать удовлетворение от выполняемой  работы.  

Самоменеджмент, по определению медсестер-руководителей, - это самоорганизация (30%), самоуправление (16,8%), самомотивация (13,3%), самоконтроль (13,3%), планирование и оценка своей  работы (10%), умение достигать своих  целей (10%). Малая часть респондентов (3,3%) считают, что в понятие самоменеджмента  входит управление временем и самосовершенствование.  

На вопрос "Для  чего необходим самоменеджмент медсестре-организатору?" респонденты дали несколько вариантов  ответов: для самосовершенствования (20%), правильной организации рабочего процесса (16%), повышения эффективности  и качества труда (16%), достижения поставленных целей (12%), оптимизации личной работы (12%), эффективного управления персоналом (8%), эффективного использования рабочего времени (8%), рационального планирования (4%), исполнения должностных обязанностей (4%).  

Основная масса  опрошенных (71,4%) справедливо считают, что управление собой - это навык, развиваемый в процессе практической деятельности, 19% полагают, что это  качество личности, сформированное во время учебы, и 9,6% думают, что это  талант, данный немногим.  

Одним из важнейших  для исследования вопросов является оценка значимости различных функций  персонального менеджмента. Безусловное  первенство занимает самоорганизация (27,3% предпочтений), далее следуют  самоконтроль (21,8%), самопланирование (20%), самооценка (12,7%), самомотивация (10,9%), самосовершенствование (7,3%).  

По мнению медсестер-руководителей, знания и навыки самоуправления они  должны получать в процессе самообразования (28,1%), на рабочем месте (21,9%), в среднем  учебном заведении (18,8%), в школе (15,6%), в семье (9,4%). Необходимость изучения персонального менеджмента в  высшем учебном заведении отметили только 6,2%.  

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА  

Для успешного выполнения должностных обязанностей медсестре-руководителю необходимо рационально организованное рабочее место, что предполагает правильную его планировку, оснащение  необходимой мебелью и средствами организационной техники, канцелярскими  принадлежностями и различными вспомогательными устройствами.  

Под организацией рабочего места медсестры-организаторы понимают наличие всего необходимого для  выполнения должностных обязанностей (22,8%); оснащение современным оборудованием, оргтехникой (25,7%); наличие удобного отдельного кабинета (14,3%); эргономичной мебели (11,4%); распределенной по папкам документации (11,4%); соблюдение гигиенических  требований к условиям труда, таким  как освещение, отопление, вентиляция, шум (11,5%), обеспечение на рабочих  местах безопасных условий труда (2,9%).  

Все респонденты  считают, что для рациональной организации  работы руководителю сестринским персоналом необходимо удобное рабочее место. Как показал опрос, у всех медсестер-менеджеров есть отдельный кабинет. Техническое  оснащение своего кабинета оценили  как удовлетворительное 56,25% респондентов, приемлемое - 18,75%, недостаточное (из-за отсутствия современной оргтехники) - 25% опрошенных. Организационной и  вычислительной техникой умеют пользоваться 14 из 16 медсестер (87,5%).  

Температурой воздуха  в своем кабинете удовлетворены 43,75% респондентов, не удовлетворены - 56,25% (причина - отсутствие кондиционера).  

Кроме того, некоторые  медсестры отметили, что им мешает шум (посторонние звуки) на рабочем  месте (гул ламп дневного света - 1 чел., разговоры пациентов с сотрудниками - 1 чел.; звонки спаренных с другими  кабинетами телефонов - 2 чел.).  

У 10 из 16 опрошенных (62,5%) в подразделении есть комната  отдыха для среднего персонала, в  других подразделениях для этих целей  свободного помещения не нашлось.  

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО  

В рамках исследования была изучена организация работы с документами.  

Отрадно, что на вопрос "Часто ли вам приходится тратить  время на поиски нужного документа  среди бумаг на рабочем столе?" лишь 3 человека (18,75%) ответили утвердительно (навести должный порядок на рабочем  месте им мешает нехватка времени  и отсутствие нужного количества папок).  

Из-за большого потока документов, требующих срочного исполнения, несортированные дела лежат на рабочем  столе у 43,75% опрошенных. У каждой второй медсестры растут кипы бумаг  на столе (причина - большая загруженность  в течение дня, дефицит времени  и увеличение объема работы).  

Большинство респондентов (12 чел., 75%) наводят порядок на рабочем  столе ежедневно; 2 человека - раз  в неделю, 1 человек - 2 раза в день и 1 человек - когда уже невозможно работать.  

У всех медсестер-организаторов  есть свой принцип расположения документов на письменном столе: по папкам раскладывают документы 31,25% респондентов, по степени  важности - 12,5%; по блокам - 37,5%; по частоте  использования - 6,25%; по категориям - 6,25%; по классификации - 6,25%.  

Каждая вторая (56,25%) медсестра-руководитель считает, что  из-за частого обновления документов нет необходимости составлять их систематизированный перечень.  

ПЛАНИРОВАНИЕ  

Безусловной предпосылкой планирования является определение  цели.  

У каждого менеджера  должна быть основная, важнейшая цель, достижение которой обеспечивает множество  небольших промежуточных целей  низшего уровня. Нужно устанавливать  ясные согласованные между собой  цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы  их можно было планировать. Четко  определенные, зафиксированные на бумаге цели автоматически приобретают  обязательный характер, побуждают к  постоянному анализу и перепроверке.  

Подавляющее большинство  опрошенных (93,75%) желают достичь определенных целей в жизни, только одна из опрошенных медсестер отметила, что уже добилась всего, чего хотела.  

Все медсестры-организаторы госпиталя считают, что для эффективного использования личного и рабочего времени постановка целей является обязательным условием. Каждая третья из них записывает намеченное; сравнивают запланированное с достигнутым  большинство респондентов (81,25%).  

Практически все  опрошенные (13 чел., 81,25%) считают, что  планировать рабочий процесс  необходимо так, чтобы обеспечить максимальную продуктивность работы и избежать пустой траты времени. С этой целью они  записывают все запланированные  на день дела в ежедневник (53,6%), записную книжку, блокнот или планировщик  задач в телефоне (39,3%); используют в работе график-таблицу распорядка дня (7,1%).  

Большинство медсестер-руководителей (87,5%) полагают, что грамотное планирование рабочего времени экономит силы и  увеличивает производительность труда (12,5% респондентов не придерживаются такого мнения).  

Все медсестры-организаторы составляют письменные планы: на год - 40%, на день - 30%, на месяц - 25%, на квартал - 5% опрошенных. В то же время 3 из 16 респондентов (18,75%) отметили, что из-за внеплановой  текущей работы времени на планирование иногда не хватает.  

Устанавливают твердые  сроки на выполнение определенных задач 68,75% участников опроса, 62,5% респондентов укладываются в установленное время, а 37,5% медсестер не всегда это удается, так как в течение дня приходится выполнять много незапланированной  работы. Поэтому каждая четвертая вынуждена отвлекаться на другую, более срочную, задачу; 18,75% поступают так иногда. В то же время 56,25% медсестер-организаторов никогда не откладывают выполнение важных задач, что свидетельствует об их умении расставлять приоритеты при планировании своей работы.  

Информация о работе Реформы в здравоохранении и сестринском деле