Рынок медицинских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:56, доклад

Описание работы

Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики. В плане маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие вопросы:
Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы населения или на определенной территории?
Каков спрос на данный вид услуг (товар)?

Работа содержит 1 файл

Рынок медицинский услуг в России.docx

— 17.46 Кб (Скачать)

  Рынок медицинских  услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики. В плане маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие вопросы:

  1. Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы населения или на определенной территории?
  2. Каков спрос на данный вид услуг (товар)?
  3. Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?
  4. Какова потребительская стоимость товара (услуг) на местном рынке?
  5. Какова покупательская способность населения?
  6. Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или услуг) по сравнению с существующими на рынке?
  7. Имеются ли медицинские, маркетинговые, психологические и рекламные условия для воздействия на потребности?

  Предложение  медицинских услуг также будет  зависеть не только от цены, но и от других факторов: цена  используемых ресурсов, налоги и  дотации, количество производителей  данных услуг. Последнее обстоятельство  имеет особое значение. Не случайно  американские экономисты, учитывая  асимметричность информации, присущей  здравоохранению, говорят о своеобразном  законе. Суть этого закона: чем  больше хирургов, тем больше производится  операций, то есть медицинские  работники уже самим своим  присутствием порождают дополнительный  спрос.

  Формирование спроса и предложения на медицинские услуг, а также ценообразование находятся в определенной зависимости от многих факторов. При этом охрана здоровья населения зависит не только от эффективного функционирования рынка медицинских услуг, но и от целого ряда других рынков, тесно связанных между собой. Если рассматривать только функционирование медицинских учреждений, то они, прежде всего, выступают на двух основных рынках: рынке ресурсов и рынке медицинских услуг.

  Рынок  ресурсов включает в себя  рынок  трудовых ресурсов и рынок  материальных ресурсов. Этот рынок  снабжает медицинские учреждения  медицинским оборудованием, лекарственными  препаратами, инструментами. Действуя  на этом рынке, медицинские  учреждения покупают необходимые  ресурсы и совершают платежи,  которые выступают в виде заработной  платы и доходов владельцев  ресурсов. На рынке ресурсов медицинские  учреждения выступают в роли  покупателей, на рынке медицинских  услуг - продавцами.

  В  условиях широкого использования  медицинского страхования рынок  услуг может быть представлен  следующими видами: страховым рынком, рынком медицинских услуг по  системе страхования и свободным  рынком медицинских услуг. Что  же касается рынка ресурсов, то  он также может быть определенным  образом классифицирован. Это  рынок медицинского оборудования, рынок лекарственных препаратов, рынок труда.

  Рынок  медицинских услуг и рынок  ресурсов связаны между собой самым тесным образом. С одной стороны, спрос на рынке ресурсов является производным от спроса на медицинские услуги, а с другой стороны, уровень цен и в целом конъюнктура на рынке ресурсов определяют потенциальные возможности и границы развития медицинских учреждений. Поэтому не случайно уровень профессиональной подготовки медицинских работников, наличие лекарственных препаратов, низкий уровень материально-технической базы здравоохранения стали наиболее острой проблемой наблюдаемого у нас в стране кризиса здравоохранения. Господствовавший долгие годы в этих сферах государственный монополизм, незначительная сумма средства, выделяемая из государственного бюджета, преобладание экстенсивных методов развития являются основными причинами возникших затруднений

 Появившиеся  в этих условиях первые медицинские  кооперативы, малые предприятия  во многом имели успех благодаря  доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению  наиболее квалифицированных специалистов. Это привело к еще большей  дифференциации качества медицинского  обслуживания, усилило социальную  напряженность в обществе. Поэтому  государство было вынуждено пойти  на усиление государственного  контроля в производстве лекарств  и медицинской техники. В частности,  это выразилось в реорганизации  Министерства здравоохранения России, которое превратилось в Министерство  здравоохранения и медицинской  промышленности Российской Федерации,  а также в издании летом  1994 года постановления Правительства  Российской Федерации "О государственной  поддержке развития медицинской  промышленности и улучшении обеспечения  населения и учреждений здравоохранения  лекарственными средствами и  изделиями медицинского назначения".

  В  любом случае большинство этих  проблем могут быть успешно  решены только с расширением  финансовой базы всей системы  охраны здоровья в стране. Развитие  рыночных отношений сегодня делает  эту возможность реальной. Наряду  с традиционным источником финансовых средства, каким является государственный бюджет, возникают новые. Как определено в законе "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", ими могут быть средства государственных и общественных организаций, предприятий, доходы от ценных бумаг, кредиты банков и других кредиторов.

Для того чтобы  эти перечисленные источники  реально функционировали, необходимы условия, делающие финансовые инвестиции в охрану здоровья населения достаточно привлекательным направлением. С  этой целью, на наш взгляд, необходимо дифференцировать инструменты финансового  рынка и обеспечить им соответствующую  государственную поддержку. И хотя основную роль в этих процессах будут  играть государственные и частные  страховые организации, все же медицинские  учреждения и соответствующие органы управления здравоохранением могут  привлекать к себе дополнительные свободные  денежные средства. Это может достигаться  различными путями:

  1. Выпуск собственных долговых обязательств;
  2. Участие в капитале и прибыли медицинского учреждения, путем выпуска акций;
  3. Получение займов в коммерческом банке. Например, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга мог бы выступить инициатором инвестиционного проекта, связанного со строительством крупного многоотраслевого комплекса. Не рассчитывая на бюджетные средства, мэрия города выпускает среднесрочные (3-4 года) долговые обязательства, которые размещаются среди населения и предприятий, прежде всего близлежащий районов. Возвратность этих средств и выплаты соответствующих дивидендов могут быть реализованы благодаря как будущей эффективной работе данного комплекса, так и будущим доходам городского бюджета (экономия средств). Что же касается медицинских учреждений акционерного типа, то здесь существенное значение могут иметь дополнительная эмиссия акций и получение займов у коммерческих банков.

Для медицинских  услуг применяются: монопольные  цены  (устанавливаются производителем); номинальные цены с учетом себестоимости  и минимальной прибыльности; оптовые  цены (для организаций отпускается  большое количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом допустимых наценок и  выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов  с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).

  Одним  из  главных правил маркетинговой  деятельности является многоканальность  сбыта и реализации товара (услуг). Наличие многих групп потребителей  разного пола, возраста, социального  положения, заинтересованных в  данном виде услуг, может поддерживаться  на основе постоянного психологического  воздействия на потребителя (реклама).

  Медицинские услуги, как и любой товар, имеют свои стадии жизненного цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге:

 Стадия  введения услуги на рынок;

Стадия  роста потребности;

Стадия  зрелости и насыщения;

Стадия  упадка потребности.

Существуют 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических установок.

  Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать: возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).

Информация о работе Рынок медицинских услуг