Шпаргалка по"Медицине"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине"Медицина".

Работа содержит 1 файл

блоо.docx

— 52.48 Кб (Скачать)

Обнаруживаемая при  исследовании больных эпилепсией инертность протекания ассоциативных процессов  характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Эти особенности отмечаются и в произвольной речи больных: они  «топчутся» на месте, не могут отвлечься  от второстепенных, малосущественных деталей. Но при этом цель высказывания больным не теряется. Инертность, вязкость мышления больных эпилепсией отчетливо  проявляется в словесном эксперименте. Об этом свидетельствуют увеличение латентного периода, частые эхолалические реакции, однообразное повторение одних и тех же ответов. Часто на слова-раздражители больные отвечают стереотипными рядами слов либо называют слова из своего профессионального обихода, иногда в качестве ответной реакции подбирают прилагательные, обозначающие цвет данного предмета. Иногда ответные слова относятся к предыдущим словам-раздражителям («запаздывающие» речевые реакции). Включение себя в описываемую ситуацию рассматривается как признак преобладания конкретных представлений в мышлении больных эпилепсией, недостаточности в осмыслении условного характера задания, как проявление эгоцентрических тенденций.

Уже в обычной беседе больные эпилепсией обнаруживают склонность к чрезмерной обстоятельности, детализации. Еще больше эти особенности эпилептического  мышления выступают при описании больными сложного рисунка или при  пересказе текста. Больные подмечают  совершенно несущественные детали, фиксируют  на них свое внимание.

Затруднения в выделении  существенных признаков предметов  и явлений характеризуют наблюдающиеся  при эпилепсии снижение уровня процессов  обобщения и отвлечения. Больные  эпилепсией производят классификацию  по конкретно-ситуационному признаку. При этом можно услышать такие  рассуждения: «Морковь, лук, помидор -- это я всегда в борщ кладу»; «Врач, ребенок, термометр -- все это в больнице, и уборщица в больнице нужна». Характерно образование в процессе классификации нескольких мелких, близких по содержанию групп; например, выделяется посуда металлическая и стеклянная, обувь и головные уборы образуют отдельные группы и не объединяются с одеждой.

Часто из наблюдающихся  у больных эпилепсией пустых рассуждений  создается картина своеобразного  резонерства, отличающегося от резонерства  при других заболеваниях, прежде всего, от шизофренического. Ре-" зонерство больных эпилепсией носит характер компенсаторных рассуждений. Его особенности проявляются в поучительном (типе сентенций) тоне высказываний, отражающих некоторую патетичность и переоценку собственного жизненного опыта, в то время как эти высказывания носят характер неглубоких, поверхностных, бедных по содержанию суждений, содержат шаблонные, банальные ассоциации. Их резонерские рассуждения всегда приурочены к конкретной ситуации, от которой больному трудно отвлечься.

Следует отметить также  непонимание юмора больными эпилепсией. Чувство юмора у них тем  больше страдает, чем раньше началось заболевание и чем хуже была их успеваемость в школе. Непонимание юмора больными эпилепсией связывают с тугодумием, склонностью к резонерству, затруднениями в выделении существенного и тенденцией к детализации.

Характерны наблюдающиеся  у больных эпилепсией расстройства речи -- замедление ее темпа, употребление уменьшительных слов и речевых штампов, олигофазии. Речь пациентов своеобразна. Устная речь характеризуется изменениями темпа, часто логореей или олигофазией, использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (слащавость), своеобразием речевой стилистики (патетический, официальный стиль). Письменная речь отличается аккуратностью, педантичностью, каллиграфическим характером почерка, шаблонными фразами и персеверациями.

Непосредственно после  припадка при наличии расстроенного  сознания у больных обнаруживается асимболия -- нарушение способности узнавать предмет и его назначение. По мере восстановления сознания асимболия исчезает, как указывает А.Н. Бернштейн, и проявляется амнестико-афатический комплекс (острая после-припадочная олигофазия). Олигофазия проявляется в том, что больные узнают показываемый им предмет и обнаруживают знание его свойств и назначения, но назвать предмет не могут. Затруднения называния предметов в послеприпадочный период неоднородны: более знакомые, обыденные Предметы больные называют раньше, чем менее знакомые по прежнему жизненному опыту.

В качестве важнейшей  характеристики процесса воображения  следует отметить как наиболее типичную черту использование клише.

В структуре эмоциональной  сферы отмечаются увеличение амплитуды  и снижение подвижности эмоциональных  реакций. Выражена склонность к кумуляции  аффекта, что в сочетании с  нарушением волевого контроля над негативными  эмоциями может проявляться в  периодических брутальных эмоциональных  разрядках. Характерной является диссоциация  между демонстрируемой доброжелательностью, угодливостью и внутренней фиксацией  на негативных эмоциональных аспектах. Типичны переживание чувства обиды и злопамятность по отношению к конкретным фрустрирующим лицам и обстоятельствам, а также переживание чувства ревности. Возможны длящиеся дисфорические состояния -- состояния тоскливо-злобного настроения с постепенно, исподволь накипающим аффектом, который разряжается в бурных аффективных реакциях по часто незначительному, незаметному для окружающих поводу, играющему роль последней капли.

Во всех случаях  обнаруживаются специфические нарушения  мотивационно-потребностной сферы. Спонтанный уровень мотивационной активности пациентов, как правило, высокий. Отмечается преобладание эгоцентрических мотивов, в случае выраженных личностных изменений -- утилитарно-гедонистических. Наблюдается диссоциация с демонстрируемыми пациентами альтруистическими, просоциальными основаниями своего поведения. У больных усилены агрессивные и сексуальные побуждения. В поведении проявляется преимущественная склонность к порядку и аккуратности.

При экспериментально-психологическом  исследовании выявлен целый ряд  характерных особенностей личности больных эпилепсией. У этих больных  была, в частности, обнаружена инертность уровня притязаний. Экспериментально-психологические  данные позволяют судить об углубляющихся  с течением эпилептического процесса нарушениях самооценки больных, проявляющихся  в нарастании неадекватности уровня притязаний уровню реальных возможностей. Для больных эпилепсией характерны также и прогрессирующие нарушения  самооценки. По мере углубления психического дефекта нарастают явления недостаточной  критичности к себе, недооценка неблагоприятных  жизненных факторов, усиливается  преобладание импунитивных реакций, становится все более частой преувеличенно-оптимистическая оценка будущего.

Можно отметить замедленность  в движениях, мимическую бедность. Характерен низкий или невысокий темп работы в эксперименте, что часто существенно  удлиняет исследование. Мотив участия  в исследовании часто оформляется как стремление соответствовать ожиданиям экспериментатора. Работоспособность в эксперименте варьирует, истощаемость отсутствует. Помощь и подсказка принимаются, но используются ограниченно, в зависимости от степени интеллектуального снижения. Испытуемые часто высказывают благодарность за исследование.

Виды нозологических форм, при которых встречается  данный патопсихологический симптомокомплекс, -- это генуинная и симптоматическая эпилепсия, органические заболевания головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы с судорожным синдромом, органические расстройства личности, эпилептоидная психопатия., личностно-аномальный синдром

         
        28. Олигофренический патопсихологический синдром. Принципы диагностики.

ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЙ  СИНДРОМ

Олигофрения (от греч. oligophrenia -- малоумие, врожденное слабоумие, умственная отсталость) -- группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности (Ковалев В. В., Маринчева Г. С., 1988). В первую очередь психическое недоразвитие проявляется в интеллектуальной недостаточности и характеризуется синдромом относительно стабильного, непрогрессирующего слабоумия. Однако интеллектуальной недостаточностью не исчерпывается вся картина олигофрении. У олигофренов отмечается недоразвитие и других свойств -- эмоциональности, моторики, восприятия, внимания.

Наиболее распространенным является подразделение учеными  олигофрении по степени интеллектуального  дефекта, что имеет важное практическое значение для решения вопросов социальной адаптации и, особенно, для определения  возможности и типа обучения умственно  отсталых. Обычно выделяют три степени  глубины умственной отсталости -- дебильность, имебецильность и идиотию.

Дебильность -- легкая степень умственной отсталости (интеллектуальный коэффициент IQ = 50+70), характеризующаяся достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке. По сравнению с другими степенями олигофрении черты личности и характера больных отличаются большими дифференцированностью и индивидуальностью. Благодаря относительно более высокому, чем при других степенях олигофрении, темпу психического развития у больных с дебильностью во многих случаях отмечается удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. В связи с широким диапазоном интеллектуальной недостаточности при дебильности нередко в практических целях выделяют ее выраженную, среднюю и легкую степени.

Имбецильность -- средняя степень умственной отсталости (IQ = 20-5-49), отличается выраженной конкретностью и ситуационным характером мышления, неспособностью к образованию отвлеченных понятий, недостаточным развитием речи с аграмматизмами и косноязычием, общей моторной недостаточностью. Имбецилы не могут обучаться по программам вспомогательных школ для умственно отсталых. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки. Темп психического развития при имбецильности резко замедлен. В Международной классификации болезней имбецильность подразделяется на умственную отсталость средней степени и резкую умственную отсталость. При последней отмечаются крайне слабое развитие речи и возможность приобретения только навыков самообслуживания.

Идиотия -- самая глубокая степень психического недоразвития (IQ < 20), при котором мышление и речь почти не развиты, восприятие слабо дифференцировано, реакции на внешние раздражители резко снижены и часто неадекватны; эмоции ограничены чувствами удовольствия и недовольства; любая осмысленная деятельность, включая навыки самообслуживания, недоступна; больные часто неопрятны. Значительно недоразвиты локомоторные функции, в связи с чем многие больные не могут самостоятельно стоять и ходить. Поведение в одних случаях отличается вялостью, малоподвижностью, в других -- склонностью к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (раскачиванием туловищем, взмахами руками, хлопаньем в ладоши); у некоторых больных наблюдаются периодические проявления агрессии и аутоагрессии (они могут внезапно ударить или укусить кого-то окружающих, царапать себя, наносить себе удары). Часто встречается извращение влечений -- больные упорно онанируют, поедают нечистоты. В большинстве случаев имеют место выраженные неврологические нарушения и соматические аномалии. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре, проходит на уровне инстинкта.

При всем разнообразии клинических проявлений различных  форм олигофрении общими чертами  для всех являются, во-первых, наличие  тотального недоразвития психики, включая  недоразвитие познавательных способностей и личности в целом, и, во-вторых, принадлежность ведущей роли в структуре  психического дефекта недостаточности  высших сторон познавательной деятельности, прежде всего абстрактного мышления, при относительно удовлетворительном уровне развития эволюционно более  древних компонентов личности, таких  как темперамент, потребности, связанные  с инстинктами, низшая эффективность.

Олигофренический патопсихологический симптомокомплекс складывается из неспособности к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.

* Структура олигофренического патопсихологического синдрома включает в себя ряд отличительных особенностей, среди которых наиболее яркими являются характеристики когнитивной сферы. Нередко помимо мышления у олигофренов оказываются нарушенными внимание, восприятие, память (Носачев Г.Н., Романов Д.В., 2001).

Восприятие отличается сужением его объема, недостаточной дифференцированностью. При этом плохо различаются сходные предметы при их узнавании (при выраженной степени нарушения). В связи с нечеткостью восприятия для правильного узнавания изображений требуется значительное количество времени. Кроме того, восприятие недостаточно активно. При рассматривании картинок отмечается поверхностное схватывание отдельных изображенных объектов. При выраженной дебильности восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок дебилам трудно уловить целостное содержание, поэтому они перечисляют отдельные детали рисунка.

Внимание характеризуется  недоразвитием, прежде всего, произвольного  внимания, сужением его объема, плохим распределением, затрудненным переключением  и истощаемостью внимания. Это  обусловливает трудности сосредоточения на заданиях, требующих умственного  напряжения. При отыскании чисел  по таблицам Шульте отмечаются пропуски чисел, их «потери», увеличение времени работы с каждой отдельной таблицей. Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом. В пробе на запоминание такой больной называет, например, 4 слова. Ему повторно зачитывают все подлежащие запоминанию слова. После этого больной называет уже другие 4 слова, но не может вспомнить называвшиеся им прежде слова. Внимание с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, неустойчиво.

Информация о работе Шпаргалка по"Медицине"