Уход за психически больными людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Греческое слово «психиатрия» в буквальном переводе обозначает «наука о лечении, врачевании души». С течением времени значение этого термина расширилось и углубилось, и в настоящее время психиатрия представляет собой науку о душевных болезнях в широком смысле слова, включающую в себя описание причин и механизмов развития, а также клинической картины, способов лечения, профилактики, содержания и реабилитации психически больных.

Работа содержит 1 файл

Медпсихология.docx

— 36.25 Кб (Скачать)

     Греческое слово «психиатрия» в буквальном переводе обозначает «наука о лечении, врачевании души». С течением времени  значение этого термина расширилось  и углубилось, и в настоящее  время психиатрия представляет собой  науку о душевных болезнях в широком  смысле слова, включающую в себя описание причин и механизмов развития, а  также клинической картины, способов лечения, профилактики, содержания и  реабилитации психически больных.

     Необходимо  отметить, что в России к психическим  больным относились более гуманно. И в нашей стране оказание психиатрической  помощи населению осуществляется целым  рядом лечебных учреждений. Больные могут получить амбулаторную помощь в психоневрологических диспансерах. В зависимости от характера заболевания и его тяжести пациент проходит лечение в амбулаторных условиях, в дневном стационаре или в больнице. Все порядки и правила психоневрологической больницы направлены к тому, чтобы улучшать состояние здоровья больных.

     Уход  за психиатрическими  больными весьма труден и своеобразен из-за необщительности, неконтактности, замкнутости в одних  случаях, и крайнего возбуждения, беспокойства - в других. Кроме этого, у психических  больных могут быть страх, депрессия, навязчивость и бред. От персонала  требуется выдержка и терпение, ласковое и в то же время бдительное отношение  к больным.

ВИДЫ  СЛУШАНЬЯ

     Каждый  человек хочет видеть в своем  собеседнике внимательного и  дружески настроенного слушателя. Поэтому  каждому из нас приятно общаться не с тем, кто умеет говорить, а с тем, кто умеет слушать. Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника. Не случайно одним из направлений повышения квалификации менеджеров ведущих стран мира являются курсы эффективного слушания.

     Одним из наиболее важных моментов в любом  слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседника  и создается ощущение, что он говорит  не в пустоту, а с живым человеком, который слушает и понимает его. Причем в любом высказывании существуют по крайней мере два содержательных уровня: уровень информационный и уровень эмоциональный. В этом случае обратная связь тоже может быть двух видов — отражение информации и отражение чувств говорящего.

     Можно выделить следующие приемы слушания.

  1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
  2. Поддакивание.
  3. «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника.
  4. «Зеркало» — повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.
  5. «Парафраз» — передача содержания высказывания партнера другими словами.
  6. Побуждение.
  7. Уточняющие вопросы.
  8. Наводящие вопросы.
  9. Оценки, советы.
  10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).
  11. Эмоции.
  12. Нерелевантные высказывания (не относящиеся к делу или относящиеся лишь формально).
  13. Логические следствия из высказываний партнера, например предположения о причине события.
  14. «Хамовитые реакции».
  15. Расспрашивание (задает вопрос за вопросом, не объясняя цели).
  16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера, его слова).

   Обычно  в слушании проявляются 3 такта:

  • поддержка;
  • уяснение;
  • комментирование.

     Во  время поддержки основная цель: дать возможность человеку выразить свою позицию, уместные реакции слушателя  на этом этапе — молчание, поддакивание, «эхо», эмоциональное «сопровождение».

     В процессе уяснения цели: убедиться, что  вы правильно поняли собеседника, для  этого задают уточняющие, наводящие  вопросы, делается парафраз.

     При комментировании слушатель высказывает  свое мнение по поводу услышанного: дает советы, оценки, комментарии.

     Выделяют  следующие виды слушания: пассивное  слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.

     При активном слушании на первый план выступает  отражение информации. Наиболее общепринятыми  приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения  правильности понимания информации, которую хочет донести до вас  собеседник, с помощью уточняющих вопросов.

     Приемы  активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное  состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер  как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не сработают. Ваш  собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно —  успокоиться, прийти в состояние  нормального самоконтроля, только после  этого с ним можно общаться на равных. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное  слушание.

     В этом случае важно просто слушать  человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше  всего при этом действуют так  называемые «угу-реакции».

     Дело  в том, что эмоциональное состояние  человека подобно маятнику: дойдя  до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, снова падает и т.д. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник  дополнительно, то, выговорившись, человек  успокоится и, почувствовав это, вы можете уже общаться с ним нормально.

     Каждый  человек хочет, чтобы его поняли, разделили с ним те чувства  и переживания, которые он испытывает. Поэтому главное состоит в  понимании чувств собеседника и  сопереживании ему. А секрет хорошего слушания состоит в том, чтобы дать другому человеку облегчение, открыть ему новые пути для понимания самого себя.

     Таким образом, эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают. Правила эмпатического слушания:

  1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.
  2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.
  3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своем переживании.
  4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства.
  5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит уже достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами, достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами, кивать головой или же повторять его последние слова.
  6. Методику эмпатического слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.

     ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  СЕСТРЫ И ПАЦИЕНТА

     Как же работает сестра с психически больными? Какова психологическая техника  этой работы? Многие говорят о «терапии поведения», другие — о «психодиететике». Значение и того и другого состоит в том, что в психиатрии — откуда, собственно говоря, и началось развитие техники психологической работы с больными любого профиля — уже само по себе развитие и совершенствование поведения медицинского персонала может привести к дальнейшим успехам в лечебной деятельности. В нашем поведении заключено множество таких сил, которые могут оказать больному помощь. Терапия поведения начинается с уже упоминавшегося умения выслушать больного. Сестра может многое сделать уже лишь тем, что умеет понять доверенного ей больного, следить за ходом его мыслей. Понять психически больного — задача совсем не легкая. Психически больные в корне отличаются от больных иного профиля прежде всего нарушением познавательной деятельности, нарушением правильных связей с действительностью. Больные вступают в столкновение с самой жизнью, у них рождаются мысли, противоречащие здоровому рассудку, не воспринимаемые нормальным мышлением. Вот примеры таких болезненных мыслей: в пищу больным подмешивают яд, через стены облучают их страшными лучами, преследуют, постоянно следят за ними, по радио говорят о них, газетные статьи пишут о них и пр. Понять мысли, противоречащие трезвому рассудку, уметь разобраться в них, суметь определить патологический строй этих мыслей совсем нелегко. Всем, кому свойственно стремление понять психически больного, приходится в работе с ним сталкиваться со всеми этими трудностями. Устарел тот взгляд, что при наличии у больных навязчивых или бредовых идей не может быть места возражениям. Такое утверждение преследовало цель избежать столкновений с больными, страдающими навязчивыми или бредовыми идеями, но не содержало того высокого по своему уровню требования, которое основано на том, что избежание споров и столкновений само по себе ещё недостаточно, суть заключается в интенсивном, непосредственном контакте с больным. В таких случаях требуется умение понять больного, причем требование различных вариантов, разнообразия в умении понять. Естественно следует избегать снисходительной рациональности в спорах. Хорошая сестра умеет следовать ходу мыслей который характерен для больного, особенно это трудно когда бредовые идеи приводят больного к обвинениям близких людей или лечащего персонала. 
 
Особенно трудно понять спутанного, беспокойного больного. Разорванность, бессвязность мышления при острой шизофрении или состояние спутанности при каком-либо остром экзогенном психозе может вызвать у персонала неприятное чувство, страх, беспокойство. Если же мы без предвзятости, с должным вниманием попробуем следить за этой спутанной речью, то сумеем узнать многое из того, что пригодится нам позже при лечении больного. По мере ослабления спутанности, улучшения состояния больного повторяющиеся высказывания его становятся все более ясными и указывают нам путь в лечебной работе с ним. Беспокойный больной, на первый взгляд занятый лишь своими собственными мыслями, тоже совсем не безразличен к окружающей среде, по отношению к реакциям окружающих. 
 
Важным в работе с психически больными является и умение сестер понять эмоциональный мир больных, мир их чувств. Здесь уже понимание скорее сводится к прочувствованию, означая высокое искусство в работе. Не случайно, что критика механичности в уходе за психически больными и вообще за больными всех профилей - прежде всего возникла в результате деятельности психиатров. Высокой школы Требует умение прочувствовать, соответственно откликнуться на все переживания больных, на чувства напряженности, порывы страстей, которые свойственны больным. Умение понять страх, обиду, боль, ненависть, ревность, Тоску, потребность в любви и заботе, тревогу и отчаяние может оказать значительную помощь страдающему человеку. 
 
Могут возникнуть самые различные проблемы, конфликты, о которых больной -поскольку он постоянно занят ими — после беседы с врачом говорит и сестре. Колебания чувств, хроническая робость и нерешительность, рефлексия и пр. могут означать мучительный период в жизни больного. Большая помощь — поддержка сестры, сочувствие и понимание с ее стороны. Сочувствие, солидарность всегда важнее, чем дача советов, нередко скороспелых, лишенных профессиональных знаний, родившихся без методического понимания основ происходящего. Дача советов входит в задачу врача. Опасно и то «морализаторское поведение», путем которого сестра одним ударом пытается разрубить Гордиев узел, разрешить проблему (например, «бросьте вы эту ужасную женщину!» — говорит она охваченному ревностью параноидному больному). 
 
Особенно необходимо понимание людям, охваченным переживаниями страха, мучительного беспокойства. У больных закрытых отделений, как правило, приходится встречаться со значительно более серьезными формами страха и тревоги, чем в обычной медицинской практике. Тревожная депрессия может проявляться со страшной силой и выразиться в боязни всех и всего, в страшном Трепете перед всем на свете. Больной, охваченный депрессией, может замкнуться в себе, отрешиться от внешнего мира, может даже стать ступорозным. Встречаются и такие реакции, когда невыносимый страх находит свое проявление в двигательном беспокойстве. 
 
Переживания страха и тревоги, «апокалиптические» по своей силе, могут быть связаны с бредовыми идеями. Ужасные видения кровавых сцен, катастроф, связанных с концом света, при белой горячке нередко сопровождаются эмоциональными потрясениями страшной силы, которые ставят врача и сестру в очень трудное положение. Сами бредовые идеи могут содержать много ужасающих элементов. Бред преследования, отравления, самообвинения может держать больных в тисках постоянного страха и тревоги. 
 
Понять эти переживания нелегко, поскольку — как об этом уже говорилось выше — здесь следует учитывать не только страхи больных, но и тех, кто их лечит. Страхи, испытываемые самой медицинской сестрой, могут приобретать различные формы. Это не только мешает ей понять больного, борющегося с сильным беспокойством, очень взволнованного, но и влияет на состояние других обслуживаемых ею больных. Учет всего этого, продумывание, анализ могут значительно продвинуть вперед дело ухода за психически больными, работы с ними, понимания и лечения их. 
 
Страх перед самими психически больными тоже имеет не последнее значение. И хотя на современном уровне развития техники ухода и лечебной деятельности он кажется уже преодоленным, на практике с ним все-таки приходится встречаться. Так, например, сестры могут бояться физической силы отдельных больных, вспышек их гнева или же неожиданного проявления иных патологических симптомов." Особенно опасно, если сестры, санитары передают друг другу сведения об «устрашающих» качествах отдельных больных, возникает настоящий миф, повествующий об опасности этого больного, вокруг него вырастает непроницаемая стена; его устрашающая репутация может послужить серьезным препятствием в деле его излечения. 
 
На основе всего вышеописанного можно уже более непосредственно коснуться вопроса о контакте, об отношениях между санитаром—сестрой-больным. Если в других отраслях медицины в деле установления контакта, целесообразных, способствующих исцелению больного отношений мы руководствуемся сформировавшимися обычаями, правилами этики и — не в последнюю очередь - опытом, подсказываемым нам миром своих собственных чувств, то в работе с психически больными это оказывается совсем нелегким делом. Установить контакт с холодной, ко всему остывшей, замкнувшейся в себе личностью, или же с больными, отличающимися непостоянством чувств, склонных к агрессивности, вспышкам гнева, с больными, для которых иногда могут быть характерны и эротические проявления, служить делу их выздоровления - задача трудная. Еще труднее наладить контакт с теми больными, бредовые идеи которых, а подчас, и значительные проявления агрессивности связаны с лечащими их людьми. Больные жалуются на них, шумят, придираются. 
 
Хорошая сестра, хороший санитар любят своих больных. Это чувство в соответствующей форме и при соответствующих условиях они умеют использовать на благо больных. Любовь, забота и внимание по отношению к больным — такие составные элементы контакта с ними, которые оказывают и целебное воздействие. Любовь и забота залечивают множество старых ран у наших больных, восполняя недостаток любви и внимания, могут послужить компенсацией различных обид, полученных в семье, в детском или взрослом, возрасте. Забота и внимание по отношению к больным могут смягчать и такие их переживания, как, например, чувство виновности, чувство своей неполноценности, агрессивность. 
 
Сейчас мы уже знаем, что хороший контакт может быть найден и с психически больными, он зависит от хорошей обстановки, от основательности знаний, от условий работы и обращения с больным. 
 
На практике изо дня в день перед нами встает вопрос о расстоянии между больным и членами лечащего коллектива. Насколько мы можем приблизиться к больному? Насколько можем мы позволить ему приблизиться к нам? Это такие вопросы, ответ на которые, кроме учета конкретных местных условий, определяют наши знания и опыт. Заранее готовых формул нет и здесь. Пустой формализм механического ухода за больными так же вреден, как и излишняя фамильярность. Иногда безмолвная близость сама по себе оказывает лечебное воздействие, когда, например, депрессивный больной чувствует, что он не один, что его поддерживают. 
 
Что касается проблемы отношений с больными, то здесь особую роль получает и вопрос об активности и пассивности. Кажется естественным, что личность больного, форма его заболевания определяют степень активности или пассивности врача и сестры. Например, по отношению к больному в состоянии маниакального возбуждения необходимо более пассивное, более снисходительное поведение, чем по отношению к подавленному депрессивному больному; установление контакта с молчаливым ступорозным больным, попытки пробудить его активность требуют значительно больших усилий. 
 
Поддерживающее поведение также очень сложно, понять его совсем не просто. Сестра чувствами, оценками выражает свою поддержку по отношению к больному. Это роль матери, учащей ребенка ходить и стремящейся каждый удачный шаг использовать в интересах дальнейшего успеха. Она учитывает все реакции больных, стремится повысить их самооценку. Речь идет особенно о поддержке замкнувшихся в себе, неспособных к приспособлению, к деятельности депрессивных больных. Такое вселяющее уверенность, стимулирующее поведение со стороны сестер может оказаться полезным и у постели, казалось бы, безразличного ко всему больного, и при проведении трудотерапии, и даже в период ухода за больным с состоянием измененного сознания.

     Уход  за психиатрическими  больными весьма труден и своеобразен из-за необщительности, неконтактности, замкнутости в одних  случаях, и крайнего возбуждения, беспокойства - в других. Кроме этого, у психических  больных могут быть страх, депрессия, навязчивость и бред. От персонала  требуется выдержка и терпение, ласковое и в то же время бдительное отношение  к больным. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

    1. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М., 1984.
    2. ПушкинаТ.П. Медицинская психология. (Методические указания). Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
    3. Харди И. Врач, сестра, больной. Под ред. М.В. Коркиной. – М., 1981.

Информация о работе Уход за психически больными людьми