Управление, как научная дисциплина Системный подход в управлении здравоохранением. Принципы, методы, функции и цели управления. Виды управ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:27, реферат

Описание работы

Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности.

Содержание

1. Управление как научна дисциплина 3
2. Системный подход в управлении здравоохранением 5
3. Принципы, методы, функции и цели управления 8
4. Виды управленческих решений, условия их принятия 13
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

управление В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Возможные результаты проведения системного анализа  в управлении здравоохранением представлены в правой половине рис. 1. Следует особо подчеркнуть, что перечислением результатов первого этапа должны отображать два состояния моделей - описательное («как есть сейчас») и нормативное («как должно быть»).

     На  основании нормативных моделей  формируется нормативно-справочный фонд системы, позволяющий впоследствии эффективно разрабатывать различные модели оптимизации.

     На  последнем этапе осуществляется тщательный анализ функционирования оптимизированной системы или отдельных моделей  оптимизации; при необходимости они могут вновь подвергнуться системному анализу по этапам, указанным на рис. 3.

     Исходя  из социально-системных концепций, Венедиктов Д.Д. и соавторы рассматривают «... здравоохранение как сложную общественную динамическую функциональную систему, создаваемую и используемую обществом для осуществления всего комплекса социальных и медицинских мероприятий, направленных  на охрану и постоянное улучшение здоровья каждого человека и общества в целом, а также на непрерывное накопление научных медицинских знаний и развитие науки как единственно возможной основы здравоохранения; на индивидуальную и общественную профилактику заболеваний, первоочередную охрану здоровья подрастающего поколения, контроль за санитарным состоянием окружающей среды; на обеспечение доступных для всего населения возможностей своевременной диагностики и квалифицированного лечения возникших заболеваний, включая восстановление трудоспособности и профилактику рецидивов болезней». 
 

      ЭТАПЫ                                         РЕЗУЛЬТАТЫ

     

                                              - «Дерево» целей

                                              - «Дерево» функций

                                              - Модель потребностей

                                              - Модель ресурсов

                                              - Модель технологий

                                  - Структурно-функциональная модель

                                              - Модель управления

     Анализ  системы  - Информационная модель

    «вход     процесс                - Матрица внутренних связей

           выход»  - Модель внутренних ограничений

           - Нормативно- справочный фонд

                                               

         анализ  системы         - Матрица внешних связей

           «объект                     - Модель внешних условий и факторов

        внешняя среда»  - Модель внешних ограничений

       

               

             - Выявление проблемных ситуаций - т.е.

                                                   несоответствия нормативных и описа-

        Выявление и  анализ            тельных состояний моделей

             проблемных      - Определение причин проблемных

                ситуаций                        ситуаций

                                                      - Определение степени управляемости

                                                        проблемных ситуаций 

          - Модели оптимизации целей, фун-

            кций, потребностей, ресурсов

        Разработка  моделей         - Модель оптимизации технологий

            оптимизации                  - Модель структурно-функциональной

                                                        оптимизации

                                                      - Модель оптимизации управления

                                                      - Модель информационной оптимизации

        Синтез оптимизиро-  - Внедрение моделей оптимизации

        ванной системы    - Получение результатов функциониро-

      вания оптимизированной системы

        Анализ результатов

        функционирования

        оптимизированной 

                  системы

 

Рис.1. Этапы  и возможные результаты проведения  системного анализа в управлении здравоохранением

     3. Принципы, методы, функции  и цели управления

 

     Принципы  управления - это основные, исходные положения теории управления, которые являются ведущими на конкретном историческом отрезке ее развития.

     Ф.Тейлор выдвинул следующие основные принципы управления индивидуальным трудом рабочих  для конца 19 века:

     - научный подход к выполнению  каждого элемента работы;

     - научный подход к подбору, обучению и тренировке работающих;

     - кооперация с работниками;

     - разделение ответственности за  результаты между управляющими  и работниками.

     А.Файоль сформулировал следующие принципы управления для начала 20 века:

     - разделение труда; 

     - полномочия и ответственность;

     - дисциплина;

     - единоначалие;

     - единство действий;

     - подчиненность личных интересов;

     - вознаграждение персонала;

     - централизация;

     - скалярная цепь;

     - порядок;

     - справедливость;

     - стабильность персонала;

     - инициатива;

     - корпоративный дух.

     Принципы  управления 90-х годов 20 столетия главным образом ориентированы на человеческий или социальный аспект управления:

     - лояльность к работающим;

     - ответственность как обязательное  условие успешного управления;

     - коммуникации, пронизывающие организацию  снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

     - атмосфера в организации, способствующая  раскрытию способностей работающих;

     - обязательное установление долевого  участия каждого работающего  в общих результатах;

     - своевременная реакция на изменения  в окружающей среде;

     - методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

     - непосредственное участие в работе  групп на всех этапах как  условие согласованной работы;

     - умение слушать всех, с кем  сталкивается в своей работе  руководитель;

     - этика бизнеса;

     - честность и доверие к людям;

     - опора на фундаментальные основы  управления - качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

     - видение организации, т. е. четкое  представление о том, какой  она должна быть;

     - качество личной работы и ее  постоянное совершенствование.

     Правильное  и осознанное применение принципов  управления способствует созданию более  эффективных систем управления любыми организациями.

     Методы  управления - это способы, приемы или система приемов управленческой деятельности, способствующие достижению целей управления организацией. В разных разделах управленческой теории могут быть полезными различные методы, но это разделение достаточно условно. Некоторые методы носят универсальный характер, а некоторые - могут оказаться полезными совершенно в неожиданных обстоятельствах, поскольку сам процесс управления зачастую оказывается малопредсказуемым. Поэтому, хотя для придания стройности изложению материала и будет использован принцип классификации методов в соответствии с основными разделами теории управления, - к этому надо относиться в достаточной степени условно.

     В технологии теории управления можно выделить несколько групп методов в зависимости от этапов управленческого процесса.

     Так, на этапе выявления рассогласований наиболее применимы методы:

     - анализа медико-статистических и  демографических показателей, анализа  достижения целей, и т. д.  Среди методов анализа следует  особо выделить такие, как метод  сравнений, нормативный, структуризации  целей, аналогий, главных компонент,  и др.

     - экспертных оценок;

     - социологических исследований, и  др.

     На  этапе решения проблем наиболее применимы следующие методы:

     - логические (декомпозиция целого  на составные части, выделение  “узких” мест и ведущих звеньев,  сравнения, группировки, и т.  п.),

     - математические (корреляционный и дисперсионный анализ, математическое моделирование, теория массового обслуживания, линейное и динамическое программирование, и др.). Они применяются при решении хорошо структурированных проблем, в которых четко определены взаимосвязи переменных, ограничения и целевые функции;

     - эвристические, основу которых  составляет методология творческого  мышления (аналогий, мозговой атаки,  коллективного блокнота, морфологического  анализа и др.).

     - малоформализуемые методы (обращения  к известным авторитетам, к здравому смыслу, к интуиции, к истории, и т.п.

     В разделе формирования структур и связей управления применяются следующие основные методы:

     - аналогий;

     - структуризации целей;

     - экспертный;

     - организационного моделирования.

     В разделе реализации функций управления также используются определенные методы. Причем они могут быть различными в зависимости от вида функции:

     - функция планирования (методы экстраполяции,  регрессивного анализа, построения  сценариев, моделирования, мозговой  атаки, экспертный, Дельфи, фактографического анализа, формирования дерева проблем и решений, программно-целевого планирования, и др.);

     - функция организации (организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические  методы воздействия на подчиненных  и руководителей);

     - функция координации (методы межличностных  коммуникаций, сбора, обработки и  передачи информации, принятия и  реализации управленческих решений);

     - функция контроля (методы статистического,  бухгалтерского, оперативно-производственного  учета и анализа, и т. п.);

Информация о работе Управление, как научная дисциплина Системный подход в управлении здравоохранением. Принципы, методы, функции и цели управления. Виды управ