Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:27, реферат
Управление как научная дисциплина возникло в США в начале XX века. Основателем научного менеджмента считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс. В своей концепции Тейлор исходил из того, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут быть приложены с равным успехом ко всем видам социальной деятельности.
1. Управление как научна дисциплина 3
2. Системный подход в управлении здравоохранением 5
3. Принципы, методы, функции и цели управления 8
4. Виды управленческих решений, условия их принятия 13
Список литературы 15
Возможные результаты проведения системного анализа в управлении здравоохранением представлены в правой половине рис. 1. Следует особо подчеркнуть, что перечислением результатов первого этапа должны отображать два состояния моделей - описательное («как есть сейчас») и нормативное («как должно быть»).
На
основании нормативных моделей
формируется нормативно-
На последнем этапе осуществляется тщательный анализ функционирования оптимизированной системы или отдельных моделей оптимизации; при необходимости они могут вновь подвергнуться системному анализу по этапам, указанным на рис. 3.
Исходя
из социально-системных концепций,
Венедиктов Д.Д. и соавторы
рассматривают «... здравоохранение как
сложную общественную динамическую функциональную
систему, создаваемую и используемую обществом
для осуществления всего комплекса социальных
и медицинских мероприятий, направленных
на охрану и постоянное улучшение здоровья
каждого человека и общества в целом, а
также на непрерывное накопление научных
медицинских знаний и развитие науки как
единственно возможной основы здравоохранения;
на индивидуальную и общественную профилактику
заболеваний, первоочередную охрану здоровья
подрастающего поколения, контроль за
санитарным состоянием окружающей среды;
на обеспечение доступных для всего населения
возможностей своевременной диагностики
и квалифицированного лечения возникших
заболеваний, включая восстановление
трудоспособности и профилактику рецидивов
болезней».
ЭТАПЫ
- Модель технологий
- Структурно-функциональная модель
Анализ системы - Информационная модель
«вход процесс - Матрица внутренних связей
выход» - Модель внутренних ограничений
- Нормативно- справочный фонд
анализ системы - Матрица внешних связей
«объект - Модель внешних условий и факторов
внешняя среда» - Модель внешних ограничений
- Выявление проблемных ситуаций - т.е.
Выявление и анализ тельных состояний моделей
проблемных - Определение причин проблемных
ситуаций ситуаций
- Модели оптимизации целей, фун-
кций, потребностей, ресурсов
Разработка моделей - Модель оптимизации технологий
оптимизации - Модель структурно-функциональной
Синтез оптимизиро- - Внедрение моделей оптимизации
ванной системы - Получение результатов функциониро-
вания оптимизированной системы
Анализ результатов
функционирования
оптимизированной
системы
Рис.1. Этапы и возможные результаты проведения системного анализа в управлении здравоохранением
Принципы управления - это основные, исходные положения теории управления, которые являются ведущими на конкретном историческом отрезке ее развития.
Ф.Тейлор выдвинул следующие основные принципы управления индивидуальным трудом рабочих для конца 19 века:
- научный подход к выполнению каждого элемента работы;
-
научный подход к подбору,
- кооперация с работниками;
- разделение ответственности за результаты между управляющими и работниками.
А.Файоль
сформулировал следующие
- разделение труда;
- полномочия и ответственность;
- дисциплина;
- единоначалие;
- единство действий;
-
подчиненность личных
- вознаграждение персонала;
- централизация;
- скалярная цепь;
- порядок;
- справедливость;
- стабильность персонала;
- инициатива;
- корпоративный дух.
Принципы управления 90-х годов 20 столетия главным образом ориентированы на человеческий или социальный аспект управления:
- лояльность к работающим;
-
ответственность как
- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;
-
атмосфера в организации,
-
обязательное установление
-
своевременная реакция на
- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
-
непосредственное участие в
- умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе руководитель;
- этика бизнеса;
- честность и доверие к людям;
-
опора на фундаментальные
-
видение организации, т. е.
- качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Правильное и осознанное применение принципов управления способствует созданию более эффективных систем управления любыми организациями.
Методы управления - это способы, приемы или система приемов управленческой деятельности, способствующие достижению целей управления организацией. В разных разделах управленческой теории могут быть полезными различные методы, но это разделение достаточно условно. Некоторые методы носят универсальный характер, а некоторые - могут оказаться полезными совершенно в неожиданных обстоятельствах, поскольку сам процесс управления зачастую оказывается малопредсказуемым. Поэтому, хотя для придания стройности изложению материала и будет использован принцип классификации методов в соответствии с основными разделами теории управления, - к этому надо относиться в достаточной степени условно.
В технологии теории управления можно выделить несколько групп методов в зависимости от этапов управленческого процесса.
Так, на этапе выявления рассогласований наиболее применимы методы:
-
анализа медико-статистических
- экспертных оценок;
- социологических исследований, и др.
На этапе решения проблем наиболее применимы следующие методы:
-
логические (декомпозиция целого
на составные части, выделение
“узких” мест и ведущих
- математические (корреляционный и дисперсионный анализ, математическое моделирование, теория массового обслуживания, линейное и динамическое программирование, и др.). Они применяются при решении хорошо структурированных проблем, в которых четко определены взаимосвязи переменных, ограничения и целевые функции;
-
эвристические, основу которых
составляет методология
- малоформализуемые методы (обращения к известным авторитетам, к здравому смыслу, к интуиции, к истории, и т.п.
В разделе формирования структур и связей управления применяются следующие основные методы:
- аналогий;
- структуризации целей;
- экспертный;
-
организационного
В разделе реализации функций управления также используются определенные методы. Причем они могут быть различными в зависимости от вида функции:
-
функция планирования (методы экстраполяции,
регрессивного анализа,
-
функция организации (
-
функция координации (методы
- функция контроля (методы статистического, бухгалтерского, оперативно-производственного учета и анализа, и т. п.);