Черная металлургия Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:17, реферат

Описание работы

В Китае получили свое развитие черная и цветная металлургия. Черная металлургия базируется на собственных запасах железной руды, большинства легирующих металлов и коксующегося угля. Крупнейшими по добыче железорудных месторождений являются, Аньшань, Мааньшань, Баян-Обо, Дае. Китай обеспечивает около ¼ мирового производства вольфрама и половину его экспорта, крупнейшие разработки – в провинции Хунань, Цзянси, Гуандун. Марганцевые руды также добываются на юге и в меньших количествах на северо-востоке страны.

Работа содержит 1 файл

черн металлургия китая.docx

— 163.10 Кб (Скачать)

  В 2008 г. по итогам первых 4 месяцев главными экспортными  рынками сбыта металла из КНР  традиционно стали Южная Корея, страны ЮВА, ЕС и США (вместе заняли 68,6% внешних поставок). Однако лишь в  Южную Корею и Вьетнам китайские  экспортеры сумели увеличить свои отгрузки (на 14 и 65% соответственно). Остальные  крупнейшие страны – потребители  китайской стали (США, Италия, Бельгия, Испания, Сингапур, Индия, Иран и др.) существенно сократили импорт металла  из Китая – на 30–80%. Экспорт китайской  стали в Россию за январь–апрель 2008 г. также снизился – на 16%, до 179,7 тыс. т.

  Снижение  экспортной активности производителей стали в начале 2008 г. китайские специалисты часто связывают с резким ростом производственной себестоимости, усилением антидемпингового давления на китайскую сталь на мировом рынке и даже с неблагоприятными погодными условиями (сильными сезонными снегопадами на севере страны).

  Однако  нам думается, что сокращение стального  экспорта КНР является долгожданным результатом целого комплекса правительственных  мер макрорегулирования и макроконтроля по ограничению поставок стальной продукции на мировой рынок. Эффективность политики Пекина по сдерживанию стального экспорта подтверждает и глава крупнейшей в мире металлургической компании ArcelorMittal – Лакшми Миттал.

  По многим китайским прогнозам, благодаря  новым, еще более строгим правительственным  мерам контроля над экспортом  стальной продукции (а также росту  стоимости юаня и расходов на железную руду, коксующийся уголь и электроэнергию), экспорт стали из Китая в 2008 г. должен снизиться на 20% и составить 50–52,5 млн т.

  Представители Госкомитета по делам развития и  реформ КНР заверяют, что у страны нет планов стать мировым поставщиком  сталепродукции, а цель развития стальной промышленности в Китае заключается лишь в удовлетворении внутреннего спроса.

  Справедливости  ради отметим, что черная металлургия  Китая в настоящее время действительно  занята решением многочисленных внутренних проблем, реорганизацией и модернизацией  отрасли в том числе. И этот процесс (на фоне мировых тенденций) происходит под влиянием долговременной и целенаправленной политики правительства КНР.

  Китайские компании особое внимание уделяют освоению выпуска продукции с высокой  добавленной стоимостью, что позволяет  сокращать импорт металлопродукции. В частности, компания Baosteel расширяет и развивает производство высококачественной кремниевой стали с ориентируемым зерном, которая поставляется на внутренний рынок. Компания WISCO приступила к промышленному производству автолиста шир. 2070 мм. Как уже отмечалось, производство металлопродукции в стране увеличилось в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом на 18,5 % до 692,44 млн т. При этом производство сортового проката (без рельсов) в стране увеличилось на 23,35 % и составило 323,68 млн т. Доля данного вида продукции в общем объеме производства металлопродукции составила 46,74 %. Производство рельсов и рельсовой продукции за рассматриваемый период увеличилось на 23,5 % до 5,85 млн т.В 2009 г. производство плоского проката (без узкой полосы) выросло на 11,74 %, достигнув 246,29 млн т. Доля данного вида продукции в общем объеме производства металлопродукции составила 35,57 %. Производство узкой полосы выросло на 26,7 % до 52,49 млн т, а стальных труб – на 13,4 % до 52,81 млн т.В прошедшем году произошло снижение издержек производства на крупных и средних металлургических предприятиях при производстве передельного чугун на 28,46 %, что стало следствием снижения уровня цен сырьевые материалы и топливо. Так, средняя цена на пылеугольное топливо снизилась на 16,68 %, на коксующийся уголь – на 24,66 %, на металлургический кокс – на 25,21 %, на импортную железную руду – на 34,19 %, на местный железорудный концентрат – на 47,11 %.Однако, в начале 2010 г. цены на электроэнергию и воду, а также тарифы на транспортировку увеличились, что уже привело к росту цен на железорудное сырье (как импортное, так и местное). Кроме того, ожидается и существенное повышение уровня контрактных цен на ЖРС. Повышаются цены на уголь и кокс. Под воздействием финансово-экономического кризиса, экспорт стали из Китая начал снижаться с сентября 2008 г. и достиг минимального уровня в мае 2009 г. Импорт стали в Китай также падал, достигнув наименьшего значения в январе 2009 г., а затем последовал рост, который продолжался до октября. В октябре-декабре 2009 г. наблюдалось сокращение объемов импорта стали из-за сезонного снижения спроса. Следует отметить, что объемы импорта снизились не так сильно, как экспорта, благодаря более быстрому восстановлению спроса на внутреннем рынке по сравнению с мировым. Рост импорта и снижение экспорта привело к тому, что в апреле 2009 г. Китай вновь стал чистым нетто-импортером черных металлов. В последующие месяцы, в результате стимулирующих мер китайского правительства (повышение возврата НДС), объемы экспорта имели тенденцию к росту. Всего в январе-декабре 2009 г. Китай экспортировал 24,58 млн т готовой металлопродукции, что на 34,61 млн т (на 58,47 %) меньше, чем в 2008 г.

  Политика Китая в области металлургии

  У черной металлургии КНР, согласно взгляду  пекинских властей, есть несколько важнейших проблем:

  – риск перепроизводства стали и роста ее экспорта;

  – технологическая отсталость и высокая энергоемкость многих предприятий металлургического производства;

  – значительная раздробленность мощностей сталелитейных предприятий и компаний;

  – неоптимальная география размещения;

  – усиление и без того высокой экологической нагрузки;

  – обострение международных торговых споров по причине роста экспорта китайской стальной продукции.

  Первую  программу для решения этих проблем  – «План развития черной металлургии  до 2020 г.» – власти Китая разработали и опубликовали еще в 2005 г.

  Согласно  основной цели программы, китайская  металлургия к 2010 г. должна в первую очередь соответствовать потребностям развития основных промышленных отраслей китайской экономики, включая машиностроение, автомобилестроение, судостроение и производство бытовой техники. Другими основными стратегическими пунктами этого плана стали:

  –  консолидация отрасли путем объединения предприятий  в крупнейшие корпорации (без покупки  иностранными акционерами контрольных  пакетов китайских предприятий),

  – улучшение качественных характеристик стальной продукции и ее производства, повышение доли высоких переделов.

  Рассмотрим, что же изменилось в Китае к  текущему моменту в соответствии с правительственным планом развития стальной отрасли, тем более что  она была подкреплена целым комплексом других административных мер.

  Отстранение мировых лидеров от процесса консолидации крупнейшей в мире металлургической отрасли привело их в явное  уныние. Теоретически такая возможность (согласно китайскому плану) есть, причем только у крупных иностранных  компаний (выпускающих 10 млн т стали в год или 1 млн т высоколегированной стали). Но на практике иностранцы практически не допущены к «дележу китайского металлургического пирога». Это тем более обидно, что его хорошие перспективы не вызывают практически никаких сомнений.

  Однако  даже мировой стальной лидер ArcelorMittal не смог в 2007 г. купить 38,4% акций китайской сталелитейной компании Laiwu Iron and Steel Group. Аналитики также скептически относятся к заинтересованности мегакомпании в приобретении в 2008 г. до 30% второго (после Baosteel) крупнейшего метпредприятия Китая Anshan Iron and Steel Group (Anshan в 2007 г. произвел 16,17 млн т стали). Пока ArcelorMittal намерена увеличить инвестиции в совместное предприятие China Oriental (общий бюджет компании на процесс слияний и поглощений на 2008 г. составляет $3,7 млрд), а также сфокусироваться на «исследованиях и улучшении качества китайской стальной продукции». Успехи других иностранных компаний, инвестировавших в металлургию КНР (например, Posco), не намного больше. В совместных и прочих китайских предприятиях с участием иностранного капитала выплавляется менее 2% китайской стали.

  В самом  Китае консолидация металлургии  едва «сдвинулась с места». В 2006 г. Shougang Group объединилась с Shuicheng Steel, затем Wuhan Steel по¬глотила Echeng Steel и Liuzhou Steel. В конце 2006 г. Baosteel купила Xinjiang Bayi Iron & Steel Group. Позже Tanggang объявила о слиянии с Xuanhua Steel и Chengde Steel, а Tonghua Steel (провинция Гирин) объединила силы с Jilin Ferroalloy и Jianlong Steel, образовав New Tonggang Steel.

  Однако  практика показывает, что для создания крупных компаний потребуется значительно  больше времени. Так, создание Shandong Steel на базе Laiwu Steel и Jinan Steel длилось с августа 2006 г. и завершилось только в конце марта 2008 г. Новая компания будет производить 23,8 млн т стали в год (Baosteel сейчас выплавляет 28,6 млн т).

  С августа 2005 г. длится процесс слияния Anshan Steel и Benxi Steel, которые теперь к концу теущего года обещают создать объединенную компанию Anben Steel (с мощностью 23,6 млн т).

  Также, в 2008 году открыта новая стальная компания КНР – Hebei Steel Group, которая образовалась в результате объединения Tangshan Steel и Handan Steel. Годовое производство стали на новом предприятии составит около 32 млн т (больше, чем у Baosteel сейчас), а в перспективе – 50 млн т в год. Под процесс консолидации за последние годы «попало» менее 15% мощностей отрасли. Неспешному «давлению» центральных властей противостоят интересы провинций и менеджеров металлургических предприятий, которые особых стимулов для консолидации не имеют.

  Также наблюдается  ускорение китайской консолидации, так как КНР к 2010 г. планировал иметь 10 крупнейших предприятий, которые будут обеспечивать 50% всего выпуска стали в стране, а к 2020 г. – 70% ( в 2007 г. этот показатель составил 36,8%). Однако их реализация в срок вызывает большие сомнения.

  Выплавка  стали пятью крупнейшими металлургическими  группами (Heibei I/S Group, Baosteel, WISCO, An-Ben I/S Group и Jiangsu Shagang Group) увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 11,1 % до 165 млн т. Доля этих компаний в общем объеме выплавки стали в стране снизилась с 29,7 % в 2008 г. до 29,1 % в 2009 г. Эта доля далека от цели правительства. Основное производство черных металлов в Китае сконцентрировано в нескольких провинциях, в том числе Hebei, Jiangsu, Shandong и Liaoning. Из общего объема произведенной в 2009 г. в стране стали (567,8 млн т) на пров. Hebei пришлось 135,36 млн т или 23,8 %, на провинции Jiangsu, Shandong и Liaoning - 9,7%, 8,6% и 8,4% соответственно. Всего на десять провинций, в которых сконцентрировано основное производство стали, по итогам 2009 г. пришлось 73,2 % от общего ее выпуска в стране.

  Невзирая  на меры правительства КНР по ограничению  инвестиций в металлургию, гораздо  лучше идет прямое наращивание мощностей  металлургических компаний.

  Практически все китайские металлургические предприятия на данный момент имеют  планы по расширению производства. Однако власти Китая будут содействовать  развитию только крупных (объединенных) компаний. Особенно это планируется вблизи России, на северо¬востоке Китая, сравнительно богатом углем и бедной железной рудой. Стимулируется закрытие старых неэкологичных заводов, особенно в перенаселенных западных провинциях страны. Расширение производственных мощностей будет ограничено на севере, где имеется недостаток воды, и северо¬западе Китая, испытывающем нехватку транспортной инфраструктуры и железной руды.

  Пекинское правительство надеется, что у  крупных компаний будет больше возможностей договариваться о ценах на импортное  железорудное сырье с поставщиками в свою пользу (пока не удается). Кроме  того, власти намерены всячески способствовать инвестициям металлургов за рубежом, особенно в горнорудном секторе сырья для металлургии.

  Строительство и модернизация метпредприятий, естественно, должны быть проведены на самом высоком уровне, позволяющем сократить сырьевые издержки и выпускать высокотехнологичную конечную продукцию.

  Власти  КНР, не желая проблем в международной  торговле, с 2006–2007 г. особо сосредоточены  на сокращении экспорта стальной продукции, особенно с низкой добавленной стоимостью, производство которой серьезно загрязняет окружающую среду, требует высоких  затрат энергии и ресурсов. Поскольку  уговоры на металлургов и экспортеров  практически не подействовали, начались «карательные меры». С апреля 2007 г. Китай  снизил ставки на возврат налога при  экспорте черного металла, а через  два месяца ввел в действие новые  экспортные пошлины на 83 вида готовой  продукции в размере 5–10%, причем на полуфабрикаты – 15%. С января 2008 г. пошлина на вывоз из страны стальной заготовки выросла до 25%.

  Кроме того, китайское правительство ввело  новую квалификационную систему  для стальных экспортеров. Теперь минимальный  экспортный объем для поставщиков  должен составлять 10 тыс. т, а компании должны быть членами China Iron and Steel Association.

  По данным статистики CISA, в 2006 г. в КНР насчитывалось 11,661 тыс. экспортеров стали, в 2007 г. –  чуть более 10 тыс., а в 2008 г. на рынке  должно остаться около 1000 стальных экспортеров.

  Сейчас  центральное правительство и  китайские сталеплавильные компании разрабатывают новую стратегию  развития стального экспорта, позволяющую  избежать торговых споров вообще.

  К примеру, такие компании, как Baosteel и Wisco, стремятся к дальнейшей диверсификации ассортимента экспортируемой стальной продукции и повышению ее качества, а также занимаются поиском новых рынков сбыта, особенно в развивающихся странах (на Ближнем Востоке и в Латинской Америке), где внешнеторговые споры еще не стали заметной проблемой. Напомним, что с ноября 1996 г. по январь 2008 г. Baosteel была вовлечена в 15 судебных разбирательств по обвинениям в демпинге, 90% которых компания выиграла, но потратила массу денег и времени.

  В последние  годы в Китае явно усилилась борьба с высокими энергозатратами и загрязнением окружающей среды, которыми отличается металлургическая отрасль.

  Именно  по этим причинам в 2007 г., по данным NDRC, в Китае было выведено из строя 15,21 млн т морально устаревших сталелитейных мощностей и 29,4 млн т мощностей по производству чугуна. Причем преимущественно в регионах Пекина, Шанхая и в других экологически неблагополучных провинциях. Ранее планировалось за 2005–2007 гг. закрыть 100 млн т устаревших сталеплавильных мощностей. Однако сроки выполнения этого плана были продлены.

  Тем не менее 2008 году 18 провинций и городов подписали соответствующий документ об ускорении процесса закрытия устаревших предприятий. В 2008 г были сокращены 30 млн т избыточных мощностей. В частности КНР, дабы улучшить состояние столичной окружающей среды и транспорта, наконецто решилась вывести металлургический завод «Шоуду» из Пекина. В начале года компания остановила работу котла №4, который работал в течение 35 лет, а далее основные производственные мощности начала переводить в провинцию Hebei.

   По официальной статистике ежегодно от аварий в шахтах погибает около 6.000 человек (реальная цифра в несколько раз больше). Это привело к тому, что многие шахты были закрыты после серии аварий. Причина заключается в том, что более 26 тысяч из 28 тысяч официально зарегистрированных угольных шахт управляются малыми предприятиями, применяющие технику добычи, которую в последний раз можно было увидеть на европейском континенте в XIX веке..

  По сведениям China Customs Administration, экспорт стали из Китая в мае 2008 г. превысил самый высокий уровень с июля 2007 г. и достиг 5,56 млн т (что на 16% выше, чем в апреле 2008 г.). В целом за первые 5 месяцев 2008 г. стальной экспорт упал на 20,8% по сравнению с 2007 г. и составил 21,72 млн т. Причем в мае и далее в июне на мировых рынках вновь появилась китайская стальная заготовка и сортовой прокат, невзирая на 20–25%¬ю экспортную пошлину. Зарубежные аналитики дружно заявили, что Китай «возвращается» на мировой рынок полуфабрикатов. Мы отметим, что Китай добился удивительно низких внутренних цен, что сделало возможным рост таких поставок вообще. Думается, это весьма временное явление, поскольку политические решения в КНР выполняются.

Информация о работе Черная металлургия Китая