Художественная обработка ювелирных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:32, лекция

Описание работы

Чеканкой называют вид художественной обработки металлов специальными пуансонами – чеканами, в результате чего заготовка принимает рельефное изображение.
Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле остается след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов выбивают заданный рисунок. Различают машинную и ручную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка – это штамповочная операция, производящаяся на прессах при помощи штампов.

Работа содержит 1 файл

KhUDOZhESTVENNAYa_OBRABOTKA_YuVELIRN_Kh_IZDELIJ.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА  ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЧЕКАНКА

 

Чеканкой называют вид  художественной обработки металлов специальными пуансонами – чеканами, в результате чего заготовка принимает  рельефное изображение.

Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле остается след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов выбивают заданный рисунок. Различают машинную и ручную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка – это штамповочная операция, производящаяся на прессах при помощи штампов. Современное оборудование позволяет получать изображения высокого качества, поэтому штамповка в значительной мере сократила применение ручной чеканки при изготовлении ювелирных изделий.

В качестве материала  для чеканки используют листовой металл, обладающий хорошей пластичностью. Это золото, серебро, медь и ее сплавы. Пластичность этих материалов допускает глубокую вытяжку рельефа. Толщину заготовки определяют размеры чеканного изделия.

Основной инструмент для чеканки – чеканы и молотки.

Чекан – это стальной стержень, как правило, граненный, длиной 90-120мм. Сечение чекана должно быть переменным.  В средней его части оставляется утолщение для устойчивости и гашения вибраций во время удара. Рабочий конец чекана (бой) закаляют. Другой конец, служащий для нанесения ударов, тоже слегка подкаливают, что бы не происходило его расклепывания и не изменялась длина чекана. Совсем незакаленной остается только средняя часть для гашения вибраций при ударах.

Чеканы различаются  формой рабочей части, которая зависит  от назначения инструмента. Основные виды чеканов имеют свои названия:

Канфарники имеют рабочую часть в виде притупленной иглы и оставляют точечный след. Они применяются для перевода рисунка на металл путем прочеканивания изображения по контуру, а также для отделки фона точками (канфарения). Чем меньше размер изделия, тем острее выбирается бой чекана.

Расходники – форма боя линейная, напоминающая лезвие отвертки. Необходимы для прочеканивания сплошной линии. При кривых линиях используют чеканы с изогнутым боем. Расходниками оконтуривают изображение на металле. Длину и кривизну боя выбирают в зависимости от размера рисунка.

Лощатники – имеют плоский бой различных форм. Применяются для выравнивания плоскостей, подъема или опускания плоских участков изображения. Обработка поверхности боя этих чеканов также различна. Для получения блестящего следа применяют полированные лощатники, для матового – лощатники с различной степенью шероховатости боя.

Пурошники – форма боя круглая с выпуклостью, размеры и выпуклость могут быть различны. Пурошниками обеспечивают глубокую вытяжку релбефа и получение ямочной структуры.

Бобошники – форма боя выпуклая, овальная. Служат, как и пурошники, для вытяжки рельефа.

Трубочки – форма боя круглая вогнутая. Углубления сферические разных размеров. В отличие от пурошников с ямочным следом трубочки оставляют выпуклый след, углубляя контур выпуклости.

Фактурные – чеканы на плоскость которых нанесена насечка. Насечка может быть полосатой, клетчатой, штриховой и т.д. Применяются для отделки отчеканенного изображения или фона.

Специальные – чеканы, имеющие на поверхности боя рисунок или фрагмент рисунка для многократного повторения на изделии.

Молотки, применяемые для чеканки, имеют круглый или квадратный боек, поверхность бойка плоская. Носок молотка (противоположная часть бойка) делают шарообразным, различных диаметров. Сферическая часть молотка служит для подъема рельефа без применения чеканов.

Форма ручки молотка  также необычна – к низу она  изогнута в сторону бойка и  утолщена, это позволяет производить  удары определенной силы в течение длительного времени.

В качестве приспособлений для чеканки, играющих роль подкладных матриц, используют мягкие металлы или специально сваренные смолы. Из металлических материалов матрицей может служить свинец или сплав свинца с оловом в соотношении 1:1. Металлические матрицы, позволяют получить четкое изображение. Размеры и форма матрицы может быть  любой, но толщина ее не должна быть менее 10мм.

Из неметаллических  материалов матрицей может быть смоляная смесь, эластичная и клейкая. Она  удобна тем, что листовая заготовка  прочно фиксируется на ее поверхности. В состав смоляной смеси входят: искусственные или естественные смолы, мелко просеянная сухая земля, воск и канифоль.

Рабочим шаблоном чеканщику  служит калька, снятая с рисунка. С  нее рисунок наносят непосредственно  на металл, или наклеивают ее на заготовку про помощи мыльного раствора или клея. Затем различными чеканами добиваются получения четкого рельефного изображения.

Вытягиваясь под действием  чеканов, металл нагартовывается и  требует отжига, особенно в местах контурных ступеней.

 

  1. ГРАВИРОВАНИЕ

 

Гравирование – это  вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании  рисунка на изделии штихелями. Ручное гравирование – сложный и трудоемкий процесс, требующий большого мастерства, выдержки и сосредоточенности. Гравирование ювелирных изделий производится за ювелирным верстаком с помощью граверных приспособлений и инструмента.

При гравировании изделие  должно быть закреплено. Для этой цели используют деревянные тисочки, крепежные  доски, шрабкугель, кранц. и другие приспособления.

Деревянные тисочки - тисочки с различной формой губок, такие же, как и для закрепки камней. Применяются для укрепления объемных изделий.

Крепежные дощечки – изготавливают из вязких пород дерева. Служат для укрепления плоских изделий. Горизонтальные размеры дощечек зависят от размеров изделия, толщина их 20-25мм.

Шрабкугель (шаровые тиски) – представляют собой стальной шар на основании, около 130мм. в диаметре, у которого сверху находятся тиски для крепления изделия. Вращая шар на основании, изделие можно свободно передвигать под любым углом.

Кранц (граверная  подушка) – тяжелая кожаная подушка туго набитая песком.

Гравируют изделие штихелями. Штихель это стальной резец, вставленный  в деревянную ручку грибовидной  формы. Длина резца около 100-120мм. Изготавливают штихели из инструментальных сталей. Обязательное требование к штихелю – хорошая закалка и правильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы.

Штихели различаются  по форме поперечного сечения, определяющего  назначение инструмента. Кроме того, штихели каждого профиля делятся по номерам, в зависимости от толщины, и имеют свое название. Названия эти, аналогично названиям ювелирного инструмента, в основном немецкого происхождения

Грабштихель – предназначен для гравирования на больших плоскостях и вогнутой поверхности. Имеет изогнутый клинок, прогиб которого от 3 до 8мм. Угол лезвия может колебаться от 30 до 90 градусов. В поперечном сечении имеет форму ромба.

Фасеттенштихель – один из самых ходовых штихелей, предназначается для проведения точных линий, выполнения узоров и чистовой обработки рисунков. По форме профиля трапециевидный с резко заостренным лезвием. Имеет прямолинейный клинок с углом заострения лезвия от 60 до 120 градусов.

Мессерштихель – предназначены для выполнения линий и чистовой обработки. Имеют прямые клинки клиновидного профиля с прямыми стенками. Угол заострения лезвия в зависимости от толщины штихеля 15 -30 градусов.

Шпицштихель -  служит для гравирования контура рисунка, нанесения четких глубоких линий, сильных штрихов, глянцевой подрезки. В отличие от мессерштихеля имеет выпуклые боковые стенки. Клинок прямой, угол лезвия колеблется в пределах 30-45 градусов.

Боллштихель – применяется для гравировки закругленных линий (желобков), глубоких точек (ямочек), для глубокой рельефной гравировки. Имеет закругленное лезвие. Радиус закругления выбирается в зависимости от характера работы от 0,3 до 5мм.

Флахштихель – используется для выемки и выравнивания фона, в ряде случаев для шабрения поверхности, глянцевой подрезки. Имеет плоское лезвие. Ширина лезвия может быть от 0,2 до 5мм.

Шатирштихель – употребляется для штриховки и матирования поверхности. В отличие от флахштихеля на лезвии имеет мелкую зубчатую насечку. Шаг насечки от 0,1 до 0,4мм.

Одна из основных причин брака при  гравировании неправильная заточка штихелей. Заточка штихелей сложный процесс, требующий навыка и предельного внимания.

Перед тем как приступить к гравированию, необходимо соответствующим образом  подготовить поверхность изделия. Если гравирование должно быть выполнено на глянцевой поверхности, изделие тщательно полируется, если поверхность должна быть матовой, изделие подвергают матированию.

Для нанесения рисунка  поверхность изделия покрывают  тонким слоем белой акварельной  краски или жидкой гуаши и дают ей просохнуть. Несложный рисунок может быть сделан от руки остро отточенным жестким карандашом по высохшей краске.

Сложные рисунки вначале выполняют  на бумаге в натуральную величину. Изображение должно быть четким, все  тональные и теневые переходы даются штрихами или точками. Переносят рисунок на окрашенную поверхность изделия через копировальную бумагу. Если рисунок недостаточно четкий, то его подправляют карандашом.

При сложных изображениях, когда  есть вероятность, что рисунок может  стереться в процессе гравировки, его покрывают тонким слоем прозрачного нитролака.

К гравированию под глянец предъявляются  повышенные требования, так как и  углубленная, и поверхностная части  узора открыты для просмотра. Выбранная часть рисунка должна быть одинаково глянцевой и одинаково прорезанной, а поверхностные участки иметь безошибочное штриховое оформление. При гравировании под глянец ведущим штихелем является фассетштихель. Им одним можно проводить линии различной ширины. Чем больше наклон штихеля, тем шире прорезаемая линия. При гравировании под глянец линию следует прорезать, не отрывая штихель от металла, так как в противном случае образуются ступени. Ко всем штихелям для гравирования под глянец предъявляется обязательное требование – быть хорошо отполированным.

Гравирование под чернение – это когда выгравированный узор предназначается для заливки чернью. В отличие от гравирования под глянец при гравировании под чернение не требуется зеркального блеска среза, даже наоборот – шероховатость поверхности способствует лучшему сцеплению основного металла с чернью. Как правило, при гравировании под чернение сначала оконтуривают рисунок (шпицштихелем), а уже затем углубляют его. Гравируют небольшими штрихами с последующим выравниванием прореза. Участки изделия, не подлежащие заполнению чернью, тщательно отполировывают и во время гравирования предохраняют от нанесения ошибочных штрихов и царапин. 

 

  1. ЭМАЛИРОВАНИЕ

 

Эмалирование – это вид декоративной отделки, связанный с покрытием участков изделия легкоплавкой стекловидной массой. В производстве ювелирных изделий из драгоценных материалов пользуются горячими эмалями, то есть теми, которые накладываются посредством обжига. Кроме декоративных качеств, эмаль обладает прекрасными защитными свойствами, благодаря стойкости против химических реагентов. По химическому составу эмали это соли кремниевой кислоты. Компонентами сплава являются: окислы свинца, кремния, калия, бария, натрия, трехокиси мышьяка, сурьмы и окислы красящих металлов. Цвет эмалей может быть самым различным, подгоняют его включением определенных веществ. Например: красные цвета можно получить включением окиси хрома, металлической меди, соединений золота, окиси железа, синий и голубой – окиси кобальта, зеленый: окиси меди и окиси хрома. Черный цвет получают добавлением окиси иридия, окиси марганца. Цветные эмали могут быть прозрачными и непрозрачными (глухими). Классифицируются эмали по технологическим и конструктивным особенностям изделий, удерживающих эмаль на поверхности. Их делят на выемчатые, перегородчатые, оконные и живописные. В ювелирной промышленности в настоящее время применение находят выемчатые и перегородчатые эмали.

Выемчатыми эмалями называют те, для которых в изделиях сделаны углубления (выемки), выполненные граверной техникой, штамповкой или чеканкой. Углубления делают на глубину 0,5-0,8мм. Стенки углубления должны быть вертикальными, а лучше с поднутрением, тогда эмалевое покрытие прочно удерживается на металле. При покрытии прозрачной эмалью больших поверхностей покрываемую поверхность разделывают штихелем, создавая определенный рельефный рисунок. Под непрозрачные эмали покрываемую поверхность матуют или делают на ней насечку штихелем для образования шероховатой поверхности. Такое состояние покрываемой поверхности способствует лучшему сцеплению эмали с металлом.

Информация о работе Художественная обработка ювелирных изделий