Расчёт исполнительных размеров гладких калибров

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Рассчитать и выбрать посадку с зазором для заданных условий работы соединения цапфы вала и втулки гидродинамического подшипника скольжения (Таблица исходных данных). Рабочая температура подшипника t = +50° C.

Содержание

Расчёт и выбор посадки с зазором (подшипника скольжения);
Расчет исполнительных размеров калибров: пробок и скоб (Р.-ПР. и Р.-НЕ);
Выполнение чертежей подшипника скольжения и калибров.

Работа содержит 1 файл

Расчёт исполнительных размеров гладких калибров (решение).doc

— 1.28 Мб (Скачать)

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:

"Метрология, стандартизация и  сертификация"

на тему: "Расчет исполнительных размеров гладких калибров"

 

студента специальности 180103.65 –

«Судовые энергетические установки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2013

1 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

  • Расчёт и выбор посадки с зазором (подшипника скольжения);
  • Расчет исполнительных размеров калибров: пробок и скоб (Р.-ПР. и Р.-НЕ);
  •      Выполнение чертежей подшипника скольжения и калибров.

  • 2  ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

     

    Рассчитать и выбрать  посадку с зазором для заданных условий работы соединения цапфы вала и втулки гидродинамического подшипника скольжения (Таблица исходных данных). Рабочая температура подшипника t = +50° C.

    Таблица 1 –  Исходные данные

    варианта

    Номинальный диаметр

    d н.с., мм

    Длина опорной поверхности

    l, мм

    Частота вращения

    n, мин -1

    Радиальная нагрузка

    R, кН

    20

    35

    40

    650

    5


     

    3  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ВЫПОЛНЕНИЯ РГР

     

    3.1 Определяем величину среднего контактного давления для заданных условий работы гидродинамического подшипника скольжения по (1.69) [1]:

    R=

    ,  Па;

     

    где R – радиальная нагрузка на цапфу вала, Н;

    l – длина опорной поверхности, м;

    dн.с. – диаметр соединения, м

    3.2 Определяем допускаемую минимальную толщину масляного слоя, при которой обеспечивается жидкостное трение в сопрягаемых деталях по (1.76) [1]:

    [hmin] = k·(4Rad+4RaD+n),  мкм

    где k ³ 2 – коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя, принимаем k = 2;

    Rad, RaD – параметры шероховатости в мкм сопрягаемых поверхностей подшипника, по рекомендациям таблиц 2.62; 2.68 [1], для жидкостного режима трения принимаем для вала Rad = 0,15 мкм и для отверстия RaD = 0,25 мкм;

     – добавка на неразрывность масляного слоя, принимаем = 2,5 мкм.

    [hmin] = 2·(4·0,15+4·0,25+2,5) = = 2·(0,6+1+2,5) = 2·4,1 = 8,2 мкм

     

     

     

    3.3 Определяем значение Аh по (1.86) [1]:

    Аh=

    ;

    где – динамическая вязкость масла, Па·с, выбираем по приложению 1 для масел средних индустриальных типа И-50А = 49,5·10–3 Па·с;

     – угловая скорость вала, рад / с, Определяем по формуле:

    ;

    где – частота вращения вала, мин–1.

    Отсюда получаем:

    Аh =

    ;

    3.4 Определяем минимальный относительный эксцентриситет , при котором толщина масляного слоя равна [hmin] по рисунку 1а.

    3.4.1 По значению Ah и кривой заданного отношения l /dн.с. = 40/35 = 1,1 определяем . При малых зазорах могут возникнуть самовозбуждающиеся колебания в подшипнике; если , создается возможность вибрации вала и, значит, неустойчивого режима работы подшипника. Таких значений следует избегать.

    3.4.2 Поскольку <0,3 , то допускаемый минимальный зазор [Smin] определяем по (1.88) [1]:

    [Smin] = 2,857·8,2·

    = 22  мкм;

    где Ax = 0,46 – значение А по рисунку 1а, равное значению на пересечении кривой заданного отношения l / dн.с. = 40/35 = 1,1  с ординатой при =0,3.

    3.5 Определяем допускаемый максимальный зазор [Smax] по формуле (1.89) [1]:

    [Smax]=

    мкм;

    где – максимальный относительный эксцентриситет, при котором толщина масляного слоя равна [hmin], определяем по рисунку 1а по значению Аh и кривой заданного отношения l/dн.с. = 40/35 = 1,1.

     

    Рисунок 1 а, б – графики для определения относительных эксцентриситетов , , в зависимости от величины Аh и отношения l/d.

     

    3.6 По значениям [Smin] и [Smax] выбираем посадку согласно таблицы 1.47 [1] или приложению 2. При выборе посадки учитываем условие, согласно которому табличный минимальный зазор S должен быть больше или равен допускаемому зазору, а табличный максимальный зазор S должен быть меньше допускаемого максимального зазора, т.е.:

    S

    ³[Smin]   S
    <[Smax].

    3.6.1 Так как заданному условию удовлетворяют несколько стандартных посадок, то для выбора посадки используем дополнительное условие, при котором средний зазор выбранной посадки должен быть близок к оптимальному зазору, определённому по (1.83) [1]:

    Sopt =

    мкм;

    где Aopt = 0,49 – значение А по рисунку 1а, соответствующее высшей точке кривой заданного отношения l/dн.с = 40/35 = 1,1 на оси ординат;

     – значение , соответствующее высшей точке кривой заданного отношения l/dн.с = 40/35 = 1,1 на оси абсцисс рисунку 1а.

    Из рекомендуемых по таблице 1.47 [1] выбираем посадки для отверстия Н6/f8   S = 25 > 22  и S = 57 < 63 для втулки F7/h5   S = 25 > 22  и   S = 61 < 63.

    Скользящих посадок  выбирать не следует, т.к. они не имеют  гарантированного зазора (Smin= 0) и применяются главным образом для центрирования. Ближайшей посадкой будет посадка Æ35Н6/f8 c наименьшим средним зазором близким к оптимальному.

    3.7 Определяем предельные отклонения отверстия цапфы и вала выбранной посадки по таблицам 1.27, 1.28, 1.35, 1.36 [1]:

     

    3.8 Определяем допуски на изготовление калибров по приложению 3:

    H = 3, H1 = 5 – соответственно допуски на изготовление калибров для контроля отверстия и калибров для контроля вала;

    Z = 2,5, Z1 = 4 – отклонения середины полей допусков на изготовление проходных калибров для контроля отверстия и вала;

    у = 2, y1 = 3 – допускаемые выходы размеров изношенных проходных калибров для контроля отверстия и вала.

    3.9 Изображаем схемы расположения полей допусков деталей подшипника и проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров Р–ПР и Р–НЕ.

    3.10 Рассчитываем исполнительные размеры гладких калибров.

    Исполнительный размер проходной стороны калибра по формуле (1.10) /4/:

    ПРисп.= .

    Изношенный размер проходной стороны калибра по формуле (1.11) /4/:

    ПРизнош.= .

    Предельные размеры  непроходной стороны калибра-скобы  по формулам (1.12) и (1.13) /4/:

    НЕmin= ;

    НЕmax= .

    Исполнительный размер непроходной стороны калибра по формуле:

    НЕисп.=

    Расчет размеров контрольного калибра для скобы (контркалибра).

    Исполнительный размер проходной стороны контркалибра по формуле:

    К-ПРисп.= .

    Исполнительный размер непроходной стороны контркалибра:

    К-НЕисп.=

    Выбираем стандартные конструкции калибров по приложениям 5,6.

    3.11 Определяем допуски формы измерительных поверхностей калибров приложению 3 в виде допусков квалитетов  JT1. При этом учитываем, что допуски цилиндричности измерительных поверхностей калибров-пробок численно равны половине указанных по таблице 1.8 [1] допусков по квалитету.

    3.12 Устанавливаем требования к шероховатости измерительных поверхностей калибров в соответствии с рекомендацией: параметр шероховатости Ra равен 10% от допуска на изготовление калибров (Н, Н1). Принимаем Ra = 0,05 < 0,20 мкм.

    3.13 Выполняем чертежи подшипника скольжения и выбранных конструкций калибров.  Указываем исполнительные и габаритные размеры, параметры шероховатости, допуски формы измерительных поверхностей и маркировку калибров.

     

     

     

     

     

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

     

    1. Палей М.А. и др. Допуски и посадки: Справочник. – Л.:Политехника,1991.

    2. ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Поля допусков и рекомендуемые посадки.

    3. ГОСТ 24853-81 Калибры гладкие для размеров до 500 мм. Допуски.

    4. ГОСТ 18360-93 Калибры-скобы листовые диаметром от 3 до 260 мм. Размеры.

    5. ГОСТ 14810-69 Калибры – пробки для размеров свыше 3 до 50 мм. Конструкции и размеры.

    6. ГОСТ 14815-69 Калибры – пробки для размеров свыше 50 до 100 мм. Конструкции и размеры.

     




    Информация о работе Расчёт исполнительных размеров гладких калибров