Биосфера и ноосфера В.И. Вернадского

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Уже сотни людей побывали в космосе и через иллюминаторы космических летательных аппаратов видели внешний облик нашей планеты. Но еще в начале века В. И. Вернадский сумел взглянуть на Землю с еще более далекого расстояния и силой могучего воображения увидел главное, что отличает Землю от других планет, - наличие на ней “проникнутой жизнью оболочки”! Она охватывает расположенные вверх и вниз от поверхности планеты многокилометровые толщи воздуха, воды, горных пород, насыщенные организмами. Освоение людьми космоса повысило верхнюю границу этой оболочки и поставило новые задачи по ее исследованию.

Работа содержит 1 файл

биосфера и ноосфера.docx

— 61.67 Кб (Скачать)

5.Ноосфера как утопия

Основоположники учения о ноосфере верили, что ее становление  ведет к упорядочению природной  и социальной действительности, к  более совершенным формам бытия. Ноосфера возникает как результат  планомерного, сознательного преобразования биосферы, ее превращения в качественно  новое состояние. Этот процесс рассматривался как несомненное благо, несущее  человечеству разрешение трудных проблем. В.И. Вернадский и даже Т. де Шарден связывали  его с социалистической организацией жизни людей, расширяя задачу преодоления  стихийности природы до общества. В некоторых случаях ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как всеобщая гармония, что особенно типично для ее космических вариантов. Некоторые направления мысли, близко стоявшие к учению о ноосфере или  являющиеся его предпосылками, например, «русский космизм», фактически вообще не подвергаются трезвому анализу.

Критический взгляд на них как бы свидетельствует об отсутствии возвышенности духа. Экологические  тенденции современности, однако, столь  тревожны, что требуют мыслить  и действовать, несмотря на теоретические  стереотипы. Нужна коренная перемена представлений о ноогенезе. Ее исходные посылки: учение о ноосфере с самого начала несло в себе элементы утопии. Под общую закономерность жизни и смерти утопий подпадает учение о ноосфере в той его части, где оно действительно утопично. Отсюда же следует, что если на первом этапе становления ноосферы трудно, неоправданно ожидать критического отношения к теоретическому выражению происходящих процессов, то на этапе их развертывания, когда обнаруживаются дотоле скрытые противоречия, мы обязаны обратиться к рефлексии над теорией. Сейчас ноосфера находится в стадии интенсивного развития и по масштабам присущих ей процессов соперничает с «чистой» биосферой. Появилась угроза существованию природы в качестве самостоятельной целостности. Между тем отношение к ноосфере продолжает быть преимущественно восторженным, будто ее развитие не стоит ни в какой связи с кризисом современной цивилизации.

«По мысли В.И. Вернадского, ноосфера - это гармоническое соединение природы и общества, это торжество  разума и гуманизма, это слитые воедино  наука, общественное развитие и государственная  политика на благо человека, это - мир  без оружия, войн и экологических  проблем, это - мечта, цель, стоящая перед  людьми доброй воли, это - вера в великую  миссию науки и человечества, вооруженного наукой». Подобное некритическое отношение к ноосфере господствует и в нашем повседневном сознании, в науке и философии.

6. Реальность ноосферы

Каждый более или  менее образованный человек нашего времени, к какой бы среде деятельности он ни был причастен, слышал это несколько  таинственное и манящее какими-то глубинными смыслами и надеждой слово: ноосфера. Широким сознанием оно  опознается особой новинкой ХХ века, пожалуй, такой, как для публики прошлого столетия была теория эволюции. Ноосфера для второй половины нашего века - нередко  такая же премудрая и туманная знаменитость, вызывающая некоторый  трепет, как для первой половины была теория относительности. Суть идей Леруа и Т. де Шардена заключалась в том, что эволюция в человеке произвела принципиально новое орудие своего дальнейшего развития, подготовленное длительным процессом совершенствования нервной системы; это особая духовно-психическая способность, какой до того в природе не существовало: разум рефлективного типа, обладающий самосознанием, возможностью глубинно познавать самого себя и мир. Каково же действительное содержание процессов в «области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью?

Становление ноосферы и возникновение кризисных ситуаций, угрожающих самому существованию людского рода - один и тот же процесс. Ноосфера как реальность является искусственной  средой, которая теснит и подавляет  ареал биологического бытия. Формирование искусственной среды открыло  перед людьми небывалые возможности  для роста материальной обеспеченности, комфорта и безопасности, подняло  новую ступень культурное развитие, но оно же ведет к загрязнению  воды и воздуха, опустыниванию почвы, общей деградации естественной среды  обитания. По последствиям для человека чрезмерное разрастание искусственного явления оказывается сугубо противоречивым, с неясными перспективами. Содержание разума должно быть нечто, что воплощаясь, дает орудие.

Так как содержание разума - термины и их отношения, то можно сказать: орудия - не что  иное, как материализованные термины, и потому между законами мышления и техническими достижениями могут  быть усматриваемы постоянные параллели. Не случайно, потребность в обновлении мировоззрения, идеологии, психологии мы сужаем до потребности в «новом мышлении». Духовность начали называть менталитетом, культура сциентизируется. Поэтому, приходится признать, подлинным денотатом ноосферы является искусственная реальность, образующий фактор которой, в широком смысле слово - технология. Основное глобальное противоречие, между естественным и искусственным, между универсумом природы и универсумом деятельности.

Оно существовало с  момента появления человечества, в настоящее время обострилось  до критического состояния. Мир переполнен нагнетанием различных угроз  человеку как биологическому виду. Не будем их приращивать. Все они  обобщаются в возможности нарушения  экологического баланса планеты, после  чего начнутся необратимые хаотические  процессы. Наиболее вероятным пусковым фактором может стать истощение  озонового слоя атмосферы.

Количество фторсодержащих углеводородов в ней продолжает увеличиваться, угрожая здоровью всего  живого на земле, в том числе растений. Как бы в ответ на эту и другие угрозы человек уже сейчас старается  «защититься» от среды, где он должен жить: в быт входят установки искусственного климата, кондиционеры, ионизаторы и  прочие очистители, вплоть до противогазов. Доведение подобных тенденций до логического конца означает замыкание  человека в своей квартире или  рабочем помещении как в кабине космического корабля. Улицу он перебегает как вражескую территорию. Ноосфера как гармония - аналог политической утопии коммунизма и прочих, более  ранимых мечтаний о рае.

В соответствии с духом  времени она опирается на науку. Так к ней и надо относится, хотя против надежд и утопий вообще выступать нет смысла. Они полезны в той мере, насколько, смягчая трагические реалии, помогают жить. Когда же утопия мешает трезвому взгляду на вещи, то она может стать опаснее того, от чего спасает. Нужны реалистические надежды, функциональные утопии, надежды, что возможно длительное совместное развитие биосферы и ноосферы, при которой скорость преобразования окружающей среды будет не выше скорости нашего приспособления к ней. За эти надежды надо бороться, так как они - условие выживания человечества.  

7. Ноосфера - сфера  разума

Название ноосфера происходит от греческого «ноос» - разум и обозначает, таким образом, сферу разума. Однако представление о ноосфере в настоящее время не является однозначным. В.И. Вернадский, развивая учение о биосфере, придавал понятию ноосферы глубоко научное содержание, которое должно учитываться в процессе перестройки среды и общества. В этом отношении ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и развивая технику до самого высокого уровня ее возможностей, становится крупной планетарной силой, превышающей по своим масштабам все известные геологические процессы вместе взятые. При этом человечество оказывает решающее влияние на протекание всех процессов в биосфере, глубоко изменяя ее своим трудом. Научное и практическое значение деятельности В.И. Вернадского - основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний глубоко обосновал единства человека и биосферы. Сама живая материя как носитель разума составляет небольшую часть биосферы по весу. Возникновение человека и человеческого общества явилось результатом живого вещества в пределах биосферы. 
 
 
 

Оценивая роль человеческого  разума и научной мысли как  планетарного явления В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:

1. «Ход научного  творчества является той силой,  которой человек меняет биосферу, в которой он живет.

2. Это проявление  изменения биосферы есть неизбежное  явление, сопутствующее росту  научной мысли.

3. Это изменение  биосферы происходит независимо  от человеческой воли, стихийно, как природный естественный процесс.

4. А так как среда  жизни есть организованная оболочка  планеты - биосфера, то вхождение  в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения - научной работы человечества - есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние - в ноосферу.

5. В переживаемый  нами исторический момент мы  видим это более ясно, чем могли  видеть раньше. Здесь вскрывается  перед нами «закон природы». Новые  науки - геохимия и биохимия - дают  возможность выразить некоторые  важные черты процесса математически.  После трудов В.И. Вернадского  накопился огромный материал  по биосфере, по производственной  деятельности человеческого общества. В связи с развитием производственных  сил возникают новые по качеству  круговороты вещества в биосфере  по пути превращения ее в  ноосферу.

Основные их признаки заключаются в следующем.

1. Возрастание механически  извлекаемого материала земной  коры - рост разработки месторождений  полезных ископаемых.

2. Происходит массовое  потребление (сжигание) продуктов  фотосинтеза прошлых геологических  эпох.

3. Процессы в антропогенной  биосфере приводят к рассеиванию  энергии, а не к ее накоплению, что было характерно для биосферы  до появления человека.

4. В биосфере в  массовом количестве создаются  вещества, ранее в ней отсутствовавшие,  в том числе чистые металлы.

5. Появляются, хотя  и в ничтожно малых количествах  трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с  развитием ядерной технологии  и ядерной энергетики. Совершается  освоение ядерной энергии за  счет деления тяжелых ядер.

6. Ноосфера выходит  за пределы Земли в связи  с прогрессом научно-технической  революции. В связи с потребительским  отношением к природным ресурсам  и накоплением отходов производства  антропогенная нагрузка на биосферу  быстро возрастает и приближает  биосферу к критическому состоянию.  Естественно, что возникает проблема  ограничения антропогенных воздействий,  которая в наши дни становится  чрезвычайно актуальной. Это осознается  научной общественностью и многими  политическими деятелями.

В связи с возрастанием антропогенной нагрузки на биосферу возникают многочисленные проблемы, которые предстоит решить в ближайшем  будущем во избежание роковых  последствий. Это чрезвычайно важная задача, решение которой потребует  больших усилий со стороны человеческого  разума, привлечения ученых в области  естественных и гуманитарных наук.

8. Концепция ноосферы

Гениальность В.И. Вернадского как основателя учения о биосфере - естественнонаучной основы концепции ноосферы - в том и  состоит, что он впервые понял  и всей совокупностью научных  знаний глубоко обосновал единство человека и биосферы. Это величайшее открытие В.И. Вернадского по своим  социальным последствиям относится  к вершинам мирового естествознания, к непреходящим завоеваниям современной и будущей человеческой цивилизации. Без него не может быть создана - и не может быть теперь понята - сущность концепции ноосферы. Предугаданное В.И. Вернадским наступление эпохи научно- технической революции в ХХ в. стало рождением новой эры человечества - ноосферы. И с первой основной предпосылкой перехода биосферы в качественно новое эволюционное состояние, «максимальной силой создания ноосферы», по В.И. Вернадскому, служит научная мысль. Материальным ее выражением в преобразуемой человеком биосфере является труд. Единство мысли и труда, труда и мысли создает новую социальную сущность человека, предопределяет переход биосферы в ноосферу. Вместе с единством человечества, научной мыслью, ростом активности народных масс важнейшими предпосылками возникновения ноосферы и условиями ее существования, по В.И.

Вернадскому, служит объединяющая морально-этическая основа и отсутствие разрушительных войн. Мир между народами в условиях перехода биосферы в ноосферу - один из главных определяющих факторов построения ноосферы в историческом периоде  жизни нескольких поколений. Всю  деятельность человечества в создании ноосферы должна направлять объединяющая гуманистическая идея как проявление высшей целесообразной деятельности людей  на благо и всего общества, и  отдельной человеческой личности. В  ноосфере, отмечал В.И.

Вернадский, высшей социальной ценностью становится развитие свободной  человеческой личности. На основании  вышесказанного можно сделать следующие  выводы о возможности использования  ноосферной концепции В.И. Вернадского в качестве основы для разработки фундаментальной теории:

1. Естественнонаучным  фундаментом концепции ноосферы  служит созданное В.И.Вернадским  учение о биосфере как целостной  планетарной оболочке, получившее  мировое признание и интенсивно  развивающееся в настоящее время. 

Информация о работе Биосфера и ноосфера В.И. Вернадского