Ценности и принципы в социально-экономической деятельности потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное изучение принципов и ценностей в социально-экономической деятельности потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-изучить виды современных ценностей и принципов потребительской кооперации;
- выявить суть социальной миссии потребительской кооперации;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Современные кооперативные ценности и принципы потребительской кооперации России ……………………………………………………………….4
2. Социальная миссия потребительской кооперации…………………………..9
3. Преимущества потребительской кооперации как социально – ориентированной кооперативной системы…………………………………….15
4. Значение и задачи общественно-массовой деятельности и их реализации в потребительских обществах…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Автономная некоммерческая организация.docx

— 67.22 Кб (Скачать)

     В Концепции развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года выделены преимущества, которые получает общество в целом от социально-экономической деятельности потребительской кооперации:

- потребительская кооперация содействует устойчивости социально-экономического развития,

- способствует гармонизации социальных отношений,

- формированию высоких общественных целей и идеалов.

     Кооперативными преимуществами, точнее преимуществами потребительской кооперации,, должны умело пользоваться все ниже названные субъекты : потребительские общества и союзы потребительских обществ, пайщики, население, органы местного самоуправления, государство, только тогда кооперативные преимущества могут способствовать устойчивому развитию потребительской кооперации, реализации главной цели её социально-экономической деятельности - удовлетворению материальных и иных потребностей своих членов и в значительной мере содействовать общественному развитию на национальном и Международном уровнях.

     Таким образом потребительская кооперация является социально-ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.

     Кооперативные ценности отражают общественные ценности, разделяемые членами кооперативов, работниками кооперативов и лицами, заинтересованными в развитии кооперативов.

     Кооперативные принципы позволяют реализовывать кооперативные ценности в ежедневной социально-экономической деятельности кооперативов.

   Современными кооперативными принципами, принятыми МКА, являются:

—    добровольное и  открытое членство;

—    демократический  членский контроль;

—    экономическое  участие членов кооператива;

—    автономия и  независимость;

—    образование, повышение  квалификации, информация;

—    сотрудничество между кооперативами;

—    забота об обществе.

   Кооперативные ценности и принципы способствуют сохранению особенностей кооперативов, которые отличают их от других субъектов рыночной экономики.

     В законе о потребительской кооперации конкретизирован ряд кооперативных, принципов.

     Социальная миссия потребительской кооперации определяет цель создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, основные направления и принципы деятельности в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

     Потребительская кооперация как составная часть экономки страны в соответствии с Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию разработала свою концепция социально-экономического развития на первое десятилетие XXI века.

     Потребительская кооперация как самобытная кооперативная система обладает кооперативные преимущества, из которые следует особо выделить две группы: преимущества для пайщиков и населения и преимущества для кооперативных организаций как хозяйствующих субъектов рынка.

     Потребительская кооперация как   социально-ориентированная система для обеспечения устойчивого развития должна использовать кооперативные преимущества в своей социально-экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Значение, задачи общественно-массовой деятельности и их реализация в потребительских обществах

 

 

     Общественно-массовая работа в потребительской кооперации связана с деятельностью свыше 7 млн. пайщиков, из которых около 360 тыс. человек являются работниками организаций потребительской кооперации.

Значение общественно-массовой работы в потребительской кооперации состоит в повышении демократии и активности пайщиков в деятельности потребительских обществ и их союзов, расширении социальной базы: потребительских обществ.

     Общественно-массовую деятельность осуществляют инструкторы но организационно-массовой работе.

Основными задачами организационно-массовой работы в потребительской кооперации являются следующие задачи:

-    повышение участия пайщиков в социально-экономической деятельности кооперативных организаций;

- активизация работы органов кооперативного самоуправления и кооперативного контроля;

- защита интересов пайщиков по удовлетворению их материальных, социальных и культурных потребностей;

- развитие отношений в потребительских обществах и их союзах, основанных на кооперативных ценностях и принципах;

- расширение знаний о практической деятельности организаций потребительской кооперации и кооперативном движении;

-    развитие культуры взаимоотношений и совместного отдыха;

-   привлечение граждан для вступления в члены потребительских обществ.

     Организационно-массовая работа в потребительской кооперации возложена на выборные органы, избираемые общими собраниями, - советы потребительских обществ и советы сою-|0В потребительских обществ, которые являются органами самоуправления пайщиков. Также организационно-массовая работа возложена на штатных специалистов по организационно-массовой работе, назначаемых правлениями потребительских обществ и союзов потребительских обществ, Из этого следует, что организацией работы с пайщиками занимаются совместно и органы самоуправления (советы) и органы профессионального наёмного аппарата управления (правления, конкретно, - специалисты по организационно-массовой работе). В компетенцию сонета потребительского общества, предусмотренную уставом потребительского общества, входит:

•    приём пайщиков в общество;

•    ведение организационной  работы с пайщиками;

•    создание кооперативных участков;

•    организация  выполнения наказов пайщиков;

•    проведение общих  собраний потребительского общества;

•    рассмотрение жалоб  на действия правления общества, отмена при необходимости его решений,

•    определение  полномочий правления общества и  осуществление контроля за его деятельностью.

     Специалисты по  организационно-массовой  работе  (сокращённо: инструкторы по оргмассовой работе или оргинструкторы) осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, разрабатываемыми в организациях потребительской кооперации. Они проводят работу в соответствии с планами, утверждаемыми правлениями потребительских обществ (или союзов потребительских обществ), и отчитываются за проведённую работу перед правлениями.

     Непосредственно с пайщиками организационно - массовая работа с пайщиками осуществляется в потребительском обществе. Пайщики - члены потребительского общества и, как правило, - жители поселений, обслуживаемых потребительским обществом, Пайщики пользуются услугами потребительского общества, как совместные владельцы его имущества (предприятий торговли, общественного питания, производственных, заготовительных и других предприятий). Поскольку пайщиков в потребительском обществе много (тысяча или несколько тысяч человек ), а членов совета -4-6 человек; оргинструкторов - один - два человека, поэтому для ведения организационно-массовой работы в потребительском обществе совет и оргинструкторы подбирают активистов из пайщиков (кооперативный актив).

     В потребительском обществе специалисты по организационно-массовой работе (оргинструкторы) непосредственно взаимодействуют как с пайщиками- работниками потребительского общества, так и с пайщиками, не работающими в потребительском обществе. Инструкторы помогают организовать работу органов управления на кооперативных участках, в опорных пунктах, формируют актив членов кооперативов, организуют работу комиссий кооперативного контроля, организационной и просветительной, а также работу лиц, осуществляющих сбор паевых взносов и привлечение граждан в кооперативы.

     Инструкторы по оргмассовой работе оказывают содействие советам потребительского общества в подготовке и организации общих собраний и собраний кооперативных участков. Так, они разрабатывают график проведения собраний, помогают председателю совета потребительского обществ и председателям кооперативных участков в подготовке отчётных докладов, а при проведении собрания организуют регистрацию участников

собрания, помогают в оформлении документов собрания - протоколов, постановлений и других документов.

     Инструкторы по организационно-массовой работе организуют учёбу кооперативного актива - председателей и членов комиссий кооперативного контроля, организационной и просветительной комиссии, председателей кооперативных участков и уполномоченных. Семинары и консультации с кооперативным активом проводят специалисты аппарата управления, определяемые правлением  потребительского общества. На семинарах и консультациях рассматривается порядок проведения контроля за правильностью цен и культурой обслуживания в предприятиях торговли и общественного питания; порядок организации и проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в магазинах, столовых, колбасных цехах и других предприятиях; вопросы кооперирования населения, агитации и пропаганды. прошедший учёбу кооперативный актив более профессионально участвует в работе органов самоуправления и кооперативного контроля, умело ведёт агитационную, пропагандистскую и культурно-воспитательную деятельность.

     Совет потребительского общества и специалисты по организационно-массовой работе подбирают и обучают актив пайщиков и совместно с ним осуществляют организационно-массовую деятельность.

     Рассмотрим, каким образом совет потребительского общества, профессиональный аппарат и актив пайщиков выполняют возложенные на организационно-массовую работу ранее обозначенные задачи.

Повышение участия пайщиков в социально-экономической деятельности потребительских обществ.

     Специалисты по организационно-массовой работе и актив пайщиков потребительского общества ведут разъяснительную работу в домохозяйствах о значении повышения участия каждого пайщика в социально-экономической деятельности своих обществ; агитируют покупать товары, в магазинах общества; сдавать в потребительское общество для продажи сельскохозяйственную продукцию, выращенную на   приусадебных участках; предоставлять потребительскому обществу заёмные средства мл выгодных условиях, использовать другие формы участия. Под руководством работников организационно-массовой службы не даётся список подворий, заключаются договоры с производителями сельскохозяйственной продукции на её продажу потребительскому обществу. В этой работе участвуют работники магазинов, заготовительных пунктов и перерабатывающих предприятий    потребительского    общества.    Такая    организационно-массовая работа способствует выполнению производственно-экономической функции потребительского общества, улучшению коммерческой  деятельности,  а следовательно создаётся возможность для реализации цели потребительского общества по удовлетворению материальных, социальных и культурных потребностей пайщиков.

     Активизация работы органов самоуправления и кооперативного контроля потребительских обществ.

     Работники   организационно-массовой   службы   и   актив пайщиков проводят среди пайщиков разъяснительную работу о необходимости участия пайщиков в органах управления и органах контроля потребительского общества. Перед проведением собраний пайщиков на кооперативных участках и общего собрания потребительского общества проводится информационная работа с использованием всех доступных средств массовой информации (газет, телевещания, плакатов, листовок), проводятся беседы с пайщиками на опорных пунктах, на стендах размещается информация о деятельности потребительского общества, обсуждаются вопросы, которые следует внести в Наказы пайщиков на собраниях. Пайщикам разъясняется, что они хозяева потребительского общества, и обязаны участвовать в собраниях, в выработке политики потребительского общества, в обсуждении результатов его работы, в оценке качества работы выборных и профессиональных руководителей. Участие пайщиков в собраниях, принятие решений на собраниях всеми пайщиками о том, кто и как должен управлять деятельностью потребительского общества, будет определять насколько потребительское общество сможет удовлетворять материальные, социальные и культурные потребности самих пайщиков.

     Постоянное, добросовестное, компетентное участие найми псов в органах кооперативного контроля - ревизионных комиссиях, комиссиях кооперативного контроля за работой торговых, заготовительных, производственных и других предприятий поможет предотвратить хищение и порчу имущества, нарушение правил торговли и качества работы предприятий потребительского общества.

     Защита интересов пайщиков по удовлетворению их материальных, социальных и культурных потребностей.

     Выше отмечалось, что сами пайщики, активно участвуя в органах управления и контроля потребительских обществ, могут способствовать защите своих материальных, социальных и культурных интересов.

     Следует выделить особую роль ревизионных комиссий в защите интересов пайщиков. Защитная функция ревизионных комиссий состоит в выявлении и предотвращении нарушений устава потребительского общества, закона о потребительской кооперации, других действующих законов; предотвращении расхищения кооперативного имущества; предотвращении нарушений прав пайщиков. Ревизионная комиссия потребительского общества ежегодно проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности потребительского общества, председатель ревизионной комиссии докладывает общему собранию о результатах деятельности потребительского общества, о правомерности расходования финансовых средств, продаже и покупке имущества. Пайщики на общем собрании потребительского общества после доклада председателя ревизионной комиссии дают оценку работе правления потребительского общества за истекший год. По этой оценке принимается решение: оставить работать или переизбрать председателя правления.

Информация о работе Ценности и принципы в социально-экономической деятельности потребительской кооперации