Человек как предмет естествознания и обществознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование человека как предмета естествознания и обществознания.
В соответствии с целью данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть человека как предмет естествознания;
рассмотреть человека как предмет обществознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4
2. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Работа содержит 1 файл

чел в естест.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Человек как  предмет естествознания и обществознания (курсовая) 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ЧЕЛОВЕК КАК  ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ    4

2. ЧЕЛОВЕК КАК  ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ    10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    15 

 

ВВЕДЕНИЕ 

  

С давних времен многие мыслители пытались понять природу человека. Ее исследовали еще представители различных школ античной философии. Так, киники видели ее в естественном образе жизни и в ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур - в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стоики - в разуме и т.д. 

Современная наука  рассматривает человека как сложную  целостную систему, соединяющую  в себе природные и социальные компоненты. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, человек  принадлежит природе, а с другой - социальному миру. А в целом он является предметом изучения различных наук. 

В нашей работе речь пойдет о человеке как предмете естествознания и обществознания. Первый вопрос, на который следует ответить в таком аспекте, заключается  в том, как биотический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека - существо не только биотическое, но и социальное, в создателя и носителя культуры. 

Мировоззренческие и принципиальные жизненные установки человека определяются его положением в обществе, культурно-историческом процессе и в природе, а также тем отношением к этим великим объективным реальностям, которое у него существовало и существует сейчас, в условиях современного мира. Все вышеизложенное и определяет актуальность данной работы. 

Целью работы является исследование человека как предмета естествознания и обществознания. 

В соответствии с целью данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:

рассмотреть человека как предмет естествознания;

рассмотреть человека как предмет обществознания. 

 

1. ЧЕЛОВЕК КАК  ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

  

С XIX века в науке  господствует вытекающая из теории Дарвина  концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эта концепция в XX веке получила подтверждение данными генетики, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всего к человеку оказались шимпанзе [3, c.4]. 

Поэтому вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных. Сходство человека с животными состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный состав, строение организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, а многие структуры и функции нашего тела такие же, как у животных.  Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. 

Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые  выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему [3, c.5]. 

Однако и отличия  человека от животных носят фундаментальный  характер. Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному  мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о  предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. 

Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим. 

Вторым главным  отличием является то, что человек  обладает членораздельной речью. Опять-таки, у животных может быть очень развита система общения с помощью сигналов. 

Но только у  человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой –  общение  с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных [4, c.16]. 

Третье фундаментальное  отличие человека от животных –  способность к труду. Конечно, все  животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки  как орудие для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека [3, c.7]. 

Эти фундаментальные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд –  стали теми путями, по которым  шло обособление человека от природы. 

Человек — уникальное творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Когда философы говорят о природе или сущности человека, то речь идет не столько об окончательном раскрытии этих понятий, их содержания, сколько о стремлении уточнить роль названных абстракций в философском размышлении о человеке [9, c.22]. 

Понятия "природа", "сущность" человека часто употребляются  как синонимы. Однако между ними можно провести кон­цептуальное  разграничение. В принципе под "природой человека" подразумеваются стойкие, неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи Homo sapiens во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки — значит выразить человеческую природу. 

Перечисляя те или иные человеческие качества, философы приходят к выводу, что среди них есть определяющие, при­нципиально значимые. 

Человеческая  натура проявляется в разном, но в чем-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту

Информация о работе Человек как предмет естествознания и обществознания