Естествознание, его структура и отличие от гуманитарного знания. Основные концепции познания в химии

Автор: Анастасия Коробач, 23 Ноября 2010 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

В вопросе о межкультурных коммуникациях в науке можно выделить две стороны: внешнюю и внутреннюю коммуникации. Проблема внешней межкультурной коммуникации детерминирована двумя обстоятельствами: традиционным делением культуры и интеллигенции на научно-техническую и художественную и разрывом между научным и обыденными типами мышления.

Содержание

1. Естествознание, его структура и отличие от гуманитарного знания.
2. Основные концепции познания в химии.
3. Происхождение Вселенной и ее эволюция.

Работа содержит 1 файл

Естествознание.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский  государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

Кафедра Гуманитарных наук
 
 
 
 
 
Контрольная работа 

по  дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

      Тема:
      1. Естествознание, его структура и  отличие от гуманитарного знания.

      2. Основные концепции познания  в химии.

      3. Происхождение Вселенной и ее  эволюция. 

 
 
 
 
Студент               
Коробач А.М. 203201        
             
 
  К.Х.Н., Профессор
  Мальченко С.Н.        
             
       
         
     
 
 
 
 
Минск  2010 г.
 
 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Естествознание, его структура и отличие от  гуманитарного знания.

2. Основные  концепции познания в химии.

3. Происхождение Вселенной и ее эволюция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Естествознание, его структура  и отличие от гуманитарного  знания.
 

     В вопросе о межкультурных коммуникациях  в науке можно выделить две  стороны: внешнюю и внутреннюю коммуникации. Проблема внешней межкультурной коммуникации детерминирована двумя обстоятельствами: традиционным делением культуры и интеллигенции на научно-техническую и художественную и разрывом между научным и обыденными типами мышления. Проблема внутренней коммуникации обусловлена различиями между естественно-научными (и основанными на них техническими) и социально-гуманитарными знаниями.  В основе их различия лежат определенные типы отношения объекта и субъекта в естественных и социально-гуманитарных науках. В первых присутствует четкое отделение объекта от субъекта, иногда доведенное до абсолюта; при этом все внимание исследователя сосредоточенно на объекте. В социальных и гуманитарных науках такое разделение принципиально невозможно, поскольку в них субъект и объект слиты воедино в одном предмете. Проблемы подобных взаимоотношений исследовались английским писателем и ученым Ч. Сноу.

     Предметная  область науки включает:

  • систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);
  • систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

     Естественные  науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

     Естественнонаучная  культура - это:

  • совокупный исторический объем знания о природе и обществе;
  • объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;
  • усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

     Гуманитарная  культура - это:

  • совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;
  • системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

     Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

     Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

     Путь  к единой культуре. Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось противостояние двух сфер познания - естественнонаучной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

     Ч. Сноу размышлял о двух полюсах культуры. На одном из них - культура, созданная наукой, естествознанием. Прежде всего - это современная научная модель физического мира, которая по сложности, емкости, интеллектуальной глубине является удивительным творением коллективных усилий человеческого разума. Но представители другого полюса - гуманитарной культуры - не имеют, как правило, ни малейшего представления об этом творении. В гуманитарном сообществе не приемлют упрощений, идеализаций, забывая, что построение идеальных моделей - одно из условий плодотворного теоретического мышления. В свою очередь, многие гуманитарные ценности остаются неизвестными для большинства естествоиспытателей.

     Однако  к концу ХХ столетия появились  серьезные предпосылки для преодоления  подобного противостояния. Само по себе сопоставление различных научных дисциплин - это всегда обмен опытом и перенос его из одной области познания в другую. Это одна из возможных точек роста научного знания. Именно поэтому методологическое сопоставление гуманитарных и естественных наук часто приносит новое, дает замечательные научные результаты.

     Междисциплинарный подход становится все более значимым для нынешнего развития науки. Идет процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и естественнонаучное понимание имеет единые исходные цели (достичь истинного знания).

     Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур  заключается в  следующем:

  • имеют общую культурную основу;
  • являются основополагающими элементами единой системы знаний;
  • представляют собой высшую форму человеческих знаний;
  • взаимно координируют в историко-культурном процессе;
  • стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

     Человек является основным звеном связи всех наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные концепции  познания в химии. 

     Развитие  химических знаний стимулируется необходимостью получения человеком различных веществ для своей жизнедеятельности. Для этого приходилось искать пути получения из одних веществ другие, осуществляя их качественные превращения. На базе познания глубинных свойств различных веществ возникла теоретическая химия, которая в настоящее время представляет собой высокоупорядоченную и постоянно развивающуюся систему знаний. В наши дни химическая наука дает возможность получать вещества с заданными свойствами, находить способы управления этими свойствами, что является основной проблемой химии и системо образующим началом ее как науки.

     Химия это «наука, изучающая свойства и превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и строения». Она изучает природу и свойства различных химических связей, энергетику химических реакций, реакционную способность веществ, свойства катализаторов и т.д.

     Своеобразную  программу исследования химических явлений впервые сформулировали и приняли ученые-химики на первом Международном съезде химиков в Карлсруэ в Германии в 1860 г. Они исходили из того, что:

  • все вещества состоят из молекул, которые находятся в непрерывном и самопроизвольном движении;
  • все молекулы состоят из атомов;
  • атомы и молекулы находятся в непрерывном движении;

     • атомы представляют собой мельчайшие, далее неделимые составные части  молекул.

     Химические  знания до определенного времени  накапливались эмпирически, пока не назрела необходимость в их классификации и систематизации, т.е. в теоретическом обобщении. Основоположником системного освоения химических знаний явился Д.И. Менделеев. Попытки объединения элементов в группы предпринимались и ранее, однако не были найдены определяющие причины изменений свойств химических веществ.

     Д.И. Менделеев исходил из принципа, что  любое точное знание представляет систему. Такой подход позволил ему в 1869 г. открыть периодический закон  и разработать Периодическую  систему химических элементов. В его системе основной характеристикой элементов являются их атомные веса. Периодический закон Д.И. Менделеева сформулирован в следующем виде: «Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов».

     Это обобщение давало новые представления  об элементах, но в силу того, что еще не было известно строение атома, физический смысл его был не вполне доступен пониманию. В современном представлении этот периодический закон формулируется следующим образом: «Строение и свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов и

     определяются  периодически повторяющимися однотипными электронными конфигурациями их атомов». В своей книге «Элементы», опубликованной в 1993 г., Дж. Эмсли определяет свойства элементов более, чем по 20 параметрам.

     До  системного подхода в химии Д.И. Менделеева учебники по химии были очень громоздкими и состояли из многих томов по несколько сот  страниц. Учебник Д.И. Менделеева «Основы химии», выпущенный в 1868—1871 гг. и построенный на системных обобщениях, логично излагал в одной книге стройную систему знаний того времени.

     Современная химическая наука опирается на ряд  основных химических законов: закон сохранения массы (масса веществ, вступающих в реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции); закон сохранения энергии (при любых взаимодействиях, имеющих место в изолированной системе, энергия этой системы остается постоянной и возможны лишь переходы из одного вида энергии в другой); закон постоянства состава (любое химически индивидуальное соединение имеет один и тот же количественный состав независимо от способа его получения); закон кратных отношений (если два элемента образуют друг с другом несколько химических соединений, то массы одного из элементов, приходящихся в этих соединениях на одну и ту же массу другого, относятся между собой как небольшие целые числа); закон объемных отношений (при одинаковых условиях объемы вступающих в реакцию газов относятся друг к другу и к объемам образующихся газообразных продуктов реакции как небольшие числа); закон Авогадро (в равных объемах любых газов, взятых при одной и той же температуре и при одинаковом давлении, содержится одно и то же число молекул) и другие законы.

Информация о работе Естествознание, его структура и отличие от гуманитарного знания. Основные концепции познания в химии